Переход на УСН и возврат на общий режим налогообложения
Со временем вопросов о том, как следует понимать отдельные положения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, не становится меньше, а скорее наоборот: появляются противоречащие друг друга разъяснения налоговых органов, вносятся изменения в НК РФ. Н.Б. Кучерук, специалист по налогам и сборам, в предлагаемой статье рассматривает актуальные вопросы порядка перехода на УСН и возврата на общий режим налогообложения, анализирует сложившуюся арбитражную практику по данному вопросу.

Содержание

Порядок, условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) рассмотрены в статьях 346.11, 346.12 и 346.13 НК РФ.

Переход к УСН осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

Так, организация имеет право перейти на УСН, если доход от реализации не превышает 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость). Доход от реализации определяется в соответствии со статьей 249 НК РФ по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Для перехода индивидуальных предпринимателей на УСН не предусмотрены ограничения по величине дохода от предпринимательской деятельности. Однако пунктом 3 статьи 346.12 определен перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, которые не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. Особое внимание следует обратить на подпункты 14 и 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, в которых указаны организации, где доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов и организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек. Дело в том, что указанные ограничения применяются как при определении права организаций и индивидуальных предпринимателей на применение УСН, так и в случае утраты такого права и необходимости перехода организаций или индивидуальных предпринимателей на общий режим налогообложения.

Возврат организаций и индивидуальных предпринимателей к общему режиму налогообложения осуществляется либо добровольно, либо в соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ в следующих случаях: если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. рублей.

Однако, Минфин России издал письмо от 05.08.2004 № 03-03-02-04/1/2, где помимо вышеперечисленных условий, принудительный переход с УСН происходит и в случаях, предусмотренных в подпунктах 14 и 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.

Следует отметить, что письмо - это лишь рекомендация, которой следовать налогоплательщики не обязаны (о разъяснениях налогового законодательства читайте здесь). Но с 2006 года этот нюанс будет прописан уже в НК РФ. Федеральный закон от 29.12.2004 № 205-ФЗ внес изменения в главу 26.2 НК РФ. В результате чего принудительный переход с УСН может произойти не только из-за роста выручки или стоимости активов, но и из-за слишком большой доли юридического лица в уставном капитале или численности работников.

Тем не менее, в 2005 году в случае спорной ситуации налогоплательщики имеют все основания для успешного решения дела в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 5 статьи 346.13 НК РФ в 2005 году действует порядок, по которому налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения только в случае, если его доход превысил 15 млн. руб. Федеральный закон от 29.12.2004 № 205-ФЗ внес изменения и в порядок, по которому бывшие "упрощенцы" должны взаимодействовать с налоговыми органами. А именно: не важно, из-за чего фирма лишилась права на применение УСН, в любом случае о переходе на общий режим надо сообщить в инспекцию. Таким образом, начиная с 2006 года, делать это придется и во всех остальных случаях: когда лимит превысили остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, "чужая" доля в уставном капитале или численность сотрудников. Срок, в который надо проинформировать налоговые органы, не изменился. Это 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором был превышен один из показателей.

Налогоплательщики, добровольно переходящие с УСН на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомляют об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на общий режим налогообложения.

Переход на УСН и возврат на общий режим

Порядок, условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) рассмотрены в статьях 346.11, 346.12 и 346.13 НК РФ.

Переход к УСН осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

Так, организация имеет право перейти на УСН, если доход от реализации не превышает 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость). Доход от реализации определяется в соответствии со статьей 249 НК РФ по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Для перехода индивидуальных предпринимателей на УСН не предусмотрены ограничения по величине дохода от предпринимательской деятельности. Однако пунктом 3 статьи 346.12 определен перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, которые не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. Особое внимание следует обратить на подпункты 14 и 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, в которых указаны организации, где доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов и организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек. Дело в том, что указанные ограничения применяются как при определении права организаций и индивидуальных предпринимателей на применение УСН, так и в случае утраты такого права и необходимости перехода организаций или индивидуальных предпринимателей на общий режим налогообложения.

Возврат организаций и индивидуальных предпринимателей к общему режиму налогообложения осуществляется либо добровольно, либо в соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ в следующих случаях: если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. рублей.

Однако, Минфин России издал письмо от 05.08.2004 № 03-03-02-04/1/2, где помимо вышеперечисленных условий, принудительный переход с УСН происходит и в случаях, предусмотренных в подпунктах 14 и 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.

Следует отметить, что письмо - это лишь рекомендация, которой следовать налогоплательщики не обязаны (о разъяснениях налогового законодательства читайте здесь). Но с 2006 года этот нюанс будет прописан уже в НК РФ. Федеральный закон от 29.12.2004 № 205-ФЗ внес изменения в главу 26.2 НК РФ. В результате чего принудительный переход с УСН может произойти не только из-за роста выручки или стоимости активов, но и из-за слишком большой доли юридического лица в уставном капитале или численности работников.

Тем не менее, в 2005 году в случае спорной ситуации налогоплательщики имеют все основания для успешного решения дела в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 5 статьи 346.13 НК РФ в 2005 году действует порядок, по которому налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения только в случае, если его доход превысил 15 млн. руб. Федеральный закон от 29.12.2004 № 205-ФЗ внес изменения и в порядок, по которому бывшие "упрощенцы" должны взаимодействовать с налоговыми органами. А именно: не важно, из-за чего фирма лишилась права на применение УСН, в любом случае о переходе на общий режим надо сообщить в инспекцию. Таким образом, начиная с 2006 года, делать это придется и во всех остальных случаях: когда лимит превысили остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, "чужая" доля в уставном капитале или численность сотрудников. Срок, в который надо проинформировать налоговые органы, не изменился. Это 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором был превышен один из показателей.

Налогоплательщики, добровольно переходящие с УСН на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомляют об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на общий режим налогообложения.

Совмещение УСН и ЕНВД

О возможности совмещения этих двух режимов говорится в пункте 4 статьи 346.12 НК РФ.

ФНС России в письме от 08.02.2005 № ГИ-6-22/96@ разъяснила, как одновременно применять ЕНВД и УСН.

Так, ограничения по размеру дохода налогоплательщика или остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, а также ограничения по средней численности работников за налоговый (отчетный) период, установленные главой 26.2 НК РФ, применяются по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям, как это предусмотрено пунктом 4 статьи 346.12 НК РФ, исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, по совокупности показателей, относящихся к УСН и ЕНВД.

Установленное пунктом 4 статьи 346.12 НК РФ положение применяется как при определении права организаций и индивидуальных предпринимателей на применение УСН, так и в случае утраты такого права и необходимости перехода организаций или индивидуальных предпринимателей на общий режим налогообложения. Организации или индивидуальные предприниматели становятся не вправе применять УСН либо утрачивают право ее применения с начала того квартала, в котором их доход, численность работников или стоимость основных средств и нематериальных активов от всех видов осуществляемой ими предпринимательской деятельности, включая деятельность, облагаемую ЕНВД, превысит установленные главой 26.2 НК РФ ограничения.

Напомним, что Минфин России полностью разделяет данную точку зрения. В частности, это подтверждается письмом Минфина России от 27.12.2004 № 03-03-02-02/19.

Однако точка зрения налогового ведомства ранее была иной.

В частности, в письме МНС России от 10.09.2004 № 22-14-15/1522 говорится, что доходы, полученные от деятельности облагаемой ЕНВД, не учитываются в составе доходов, которые налогоплательщик получает от деятельности, переведенной на УСН. Следовательно, эти доходы не подпадают под действие ограничения по размеру доходов, установленного пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ, т.е. ограничение в 15 млн. руб. распространяется только на доходы от УСН.

В сложившейся ситуации возникает вопрос о налоговых последствиях для налогоплательщиков, совмещающих ЕНВД и УСН, которые руководствовались разъяснениями налогового органа в 2004 году.

В соответствии со статьей 111 НК РФ выполнение таких разъяснений исключает вину налогоплательщика в налоговом правонарушении. Следовательно, если фирма-упрощенец за счет "вмененных" доходов превысила 15-миллионный лимит и продолжает применять УСН, то оштрафовать ее за неуплату "обычных" налогов и отсутствие полноценного бухучета будет нельзя. Однако у налоговой службы есть все основания для доначисления налогов, уплачиваемых при обычной системе налогообложения с того квартала, когда фирма формально утратила право на применение УСН.

Ошибочный переход на УСН отменить нельзя

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН должны подать заявление в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).

Заявление подается в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН. Рассмотрев заявление, налоговая инспекция направляет налогоплательщику уведомление о возможности применения им УСН либо об отказе.

Каковы же будут налоговые последствия для налогоплательщика, если инспекция ошибочно выдала уведомление о возможности примения УСН. Именно такая ситуация была рассмотрена в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2004 по делу № А05-7114/04-12. Как следует из материалов дела, Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о переходе на УСН. Налоговая инспекция, рассмотрев заявление, направила налогоплательщику уведомление о возможности применения этого специального режима.

При проведении выездной налоговой проверки Общества налоговый орган сделал вывод о неправомерном применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, поскольку в нарушение пункта 3 статьи 346.12 НК РФ учредителями Общества являются два юридических лица, доля которых в уставном капитале составляет 100 %.

По результатам проверки налоговая инспекция доначислила Обществу налоги и соответствующие пени, однако привлекать к налоговой ответственности не стала.

Принимая решение по данному делу, суд кассационной инстанции руководствовался следующим.

Согласно пункту 3 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.

Возврат к общей системе налогообложения возможен в двух случаях: если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн. рублей. Таким образом, у налоговой инспекции, ошибочно выдавшей Обществу уведомление о возможности применения им УСН и подтвердившей тем самым право налогоплательщика на применение выбранной им системы налогообложения, отсутствовали основания для возврата налогоплательщика к общему режиму налогообложения за истекший налоговый период и доначисления налогов, а также соответствующих пеней.

Довод налогового органа о том, что нормы статьи 346.13 НК РФ применяются только в отношении тех организаций, которые вправе были применять УСН, не может быть принят во внимание, поскольку в данном случае действия самого налогового органа привели к неправомерному применению Обществом упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, если инспекция ошибочно выдала организации уведомление о возможности применять УСН, "вернуть" ее на общий режим задним числом налоговики не могут.

Представление заявления не по форме

Отказ налогового органа в применении обществом УСН в связи с тем, что представленное заявление о переходе на указанную систему налогообложения было составлено не по форме, утвержденной МНС России, признан незаконным, поскольку приказ МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495, которым утверждена форма данного заявления, носит для налогоплательщиков рекомендательный характер.

Такой вывод можно сделать из Постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2004 по делу № А42-5179/04-28.

По мнению налоговой инспекции, Общество не подтвердило свое право на применение УСН, поскольку представлено заявление в произвольной форме не содержит сведений о численности работников, стоимости амортизируемого имущества, а также не указаны дата, с которой налогоплательщик переходит на применение упрощенной системы налогообложения, и выбранный объект налогообложения.

Кроме того, в уставе заявлен такой вид деятельности как операции с ценными бумагами, в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ профессиональные участники рынка ценных бумаг не вправе применять УСН.

Инспекция также ссылалась на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 31 НК РФ в целях реализации положений главы 26.2 НК РФ приказом МНС Росси от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495 утверждена форма заявления о переходе на УСН, однако Общество такого заявления в Инспекцию не представило.

Таким образом, основанием для отказа в применении Обществом УСН послужила подача налогоплательщиком названного заявления не по установленной форме.

Рассматривая материалы дела, суд кассационной инстанции посчитал, что глава 26.2 НК РФ не предусматривает подачи налогоплательщиком заявления о переходе на УСН по форме, утвержденной Минфином России.

При этом суд правомерно указал на то, что приказ МНС России, которым утверждены формы документов, в том числе и форма заявления о переходе на УСН, носит для налогоплательщиков рекомендательный характер.

Суд кассационной инстанции отклонил и довод жалобы Инспекции об отсутствии в поданном Обществом заявлении сведений о численности работников заявителя, стоимости амортизируемого имущества, а также отсутствии даты, с которой налогоплательщик переходит на применение УСН, и выбранного объекта налогообложения,

Выдержка из документа

"поскольку такие сведения содержатся в документах, представленных для регистрации его в качестве юридического лица. Ссылка Инспекции на Устав Общества, в котором одним из видов его деятельности указаны операции с ценными бумагами, судом кассационной инстанции также не принимается, поскольку этот довод не являлся причиной отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения, указанной в оспариваемом уведомлении. Кроме того, указание в Уставе какого-либо вида деятельности не означает, что юридическое лицо обязательно будет осуществлять эту деятельность".

При таких обстоятельствах следует признать, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа Обществу в применении УСН.

Как не опоздать с переходом на УСН при регистрации

Неодновременная подача заявления о постановке на налоговый учет* и заявления о переходе на УСН не может являться основанием для отказа заявителю в применении УСН.

Примечание:
* С 1 января 2004 года организации и индивидуальные предприниматели представляют в налоговый орган пакет документов для государственной регистрации (Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.

В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять УСН в текущем кален-дарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В Постановлении ФАС Московского округа от 04.10.2004 по делу № КА-А40/8542-04 была рассмотрена ситуации, когда вновь созданная организация подала заявление о переходе на УСН позже заявления о постановке на учет в налоговых органах.

Основываясь на этом факте, Инспекция отказала Обществу в применении УСН.

Принимая решение по данному делу, суд кассационной инстанции руководствовался следующим. Общество, являясь вновь созданной организацией, не лишено права применять УСН в текущем году согласно пункту 2 статьи 346.13 НК РФ. Заявление о переходе на УСН было подано на следующий день после постановки на налоговый учет до истечения налогового периода, в связи с чем у налогоплательщика еще не возникла обязанность исчислять и уплачивать налоги на общем режиме налогообложения.

Поэтому, в данном случае, неодновременная подача заявления о постановке на налоговый учет и заявления о переходе на УСН не влечет негативных последствий для бюджета и не может являться основанием для отказа заявителю в применении УСН в текущем году с момента государственной регистрации. Кроме того, норма пункта 2 статьи 346.13 НК РФ предусматривает право для налогоплательщика, а не обязанность подавать одновременно заявление на налоговый учет и заявление о переходе на УСН.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии