Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

"Индульгенция от Минфина": возможно ли такое?

24.03.2006
Отправить на почту
Написать комментарий

"Индульгенция от Минфина": возможно ли такое?
На нашем сайте мы уже не раз обращались к теме разъяснения налогового законодательства*, однако данная тема по-прежнему остается актуальной. В последнее время Минфин России выпустил ряд писем, предоставляющих налогоплательщикам своего рода "налоговую индульгенцию". Насколько Минфин России правомочен давать такие освобождения, и что на самом деле они собой представляют, разъясняет Е.В. Куликова, налоговый консультант.

Содержание


Читайте также:

Полномочия Минфина

С 1 августа 2004 года в связи с вступлением в силу изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 29.06.2004 № 58-ФЗ, произошло перераспределение полномочий, касающихся порядка предоставления разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, между налоговыми органами и Минфином России.

Если ранее обязанность по разъяснению законодательства о налогах и сборах возлагалась на налоговые органы, то с указанной даты обязанность по даче письменных разъяснений по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах статьей 34.2 НК РФ возложена на Минфин России, а по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативно правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах - на финансовые органы субъектов РФ. За налоговыми органами оставлена обязанность по информированию налогоплательщиков и плательщиков сборов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также о порядке заполнения форм налоговой отчетности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 2 статьи 111 НК РФ налогоплательщик не подлежит привлечению к налоговой ответственности, если он выполнял письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данные финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов). Аналогичное освобождение от налоговой ответственности предоставлялось (и предоставляется по прошлым периодам в настоящий момент) и до 1 августа 2004 года (до вступления в силу отдельных положений Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ, вносящих изменения в НК РФ) при выполнении налогоплательщиками письменных разъяснений, данных налоговыми органами. При этом, как было указано Пленумом ВАС РФ в Постановлении от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой части НК РФ", не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц. В связи с тем, что финансовые органы фактически являются "правопреемниками" налоговых органов в вопросах разъяснения законодательства о налогах и сборах, данные пленумом ВАС РФ в указанном выше постановлении пояснения о порядке применения подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ по аналогии можно применить и к разъяснениям финансовых органов.

Таким образом, если в ходе проведения мероприятий налогового контроля будут выявлены факты совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений, и при этом будет установлено, что налогоплательщик действовал согласно письменным разъяснениям указанных выше финансовых органов, то с указанного лица не может быть взыскана налоговая санкция (штраф). Однако в силу пункта 5 статьи 108 НК РФ налогоплательщику придется уплатить доначисленную сумму налога и причитающиеся пени. Следует особо обратить внимание, что налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности только в том случае, если орган или лицо, давшее разъяснения, действовало в пределах своей компетенции. В противном случае с налогоплательщика в общем порядке могут быть взысканы налоги, пени и налоговые санкции (штрафы).

Указом Президента РФ от 09.03.2004 №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ № 314) на Минфин России возложена функция по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 данного указа под функцией по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. В действующем законодательстве отсутствует определение понятия "нормативный правовой акт".

Вместе с тем, из общей теории права и складывающейся правоприменительной практики следует, что под нормативным правовым актом следует понимать изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, нормативные правовые акты издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Таким образом, письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами, носят разъяснительный характер и не являются обязательными для исполнения налогоплательщиками, даже если письмо является ответом конкретному налогоплательщику на заданный им вопрос.

Однако не редки случаи, когда письма федерального органа исполнительной власти в ходе правоприменительной практики приобретают силу нормативного правового акта.

Так, в связи с тем, что МНС России и его органы образовывают единую централизованную систему налоговых органов с обязательным подчинением нижестоящих лиц и органов вышестоящим органам и должностным лицам, письма, изданные МНС России, являются обязательными к исполнению всеми налоговыми органами в отношениях с налогоплательщиками и, таким образом, затрагивая права и законные интересы последних, по сути, опосредованно приобретают для налогоплательщиков статус нормативного правового акта*.

Примечание:
* см. Решения ВАС РФ от 23.12.2002 № 9181/02 и от 26.01.2005 № 16141/04 (прим. автора).

В соответствии с Указом № 314 и Положением о ФНС России, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, ФНС России находится в ведении Минфина России и руководствуется в своей деятельности, в том числе и нормативными правовыми актами Минфина России. И хотя, как видно из изложенного выше, письма Минфина России не являются нормативными правовыми актами, в правоприменительной практике может возникнуть ситуация, когда ФНС России может потребовать от налогоплательщиков соблюдения изложенных в данных документах правил поведения, в результате чего они приобретут для налогоплательщиков силу нормативного правового акта. Конечно же, в такой ситуации налогоплательщикам придется очень сложно, и у них будет только один выход: отстаивать свою правоту в суде.

Применение писем Минфина России на практике

Рассмотрим на примере нескольких писем Минфина России с точки зрения того, могут ли данные письма "облегчить" жизнь налогоплательщикам, и чего последним следует опасаться.

В письме Минфина России от 21.12.2004 № 03-06-05-02/22 "О переводе организаций и предпринимателей на уплату ЕНВД" (далее - Письмо №03-06-05-02/22) речь идет о возможности перевода организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю, в том числе через магазины и павильоны с площадью торгового зала по одному из объектов более 150 кв. м, на уплату ЕНВД.

По мнению МНС России, изложенному в Методических указаниях, утвержденных приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-22/707 (в настоящее время отменены), и другими разъяснениями (письмами) МНС России о применении подпункта 4 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ (в ред., действовавшей до 01.01.2006), положения данного пункта не позволяли применять ЕНВД в случае превышения установленного НК РФ ограничения площади торгового зала хотя бы по одному объекту стационарной торговой сети (магазину, павильону). В результате чего данный вопрос всегда вызывал большие споры между налоговыми органами и налогоплательщиками, которым налоговые органы отказывали в переходе на уплату ЕНВД.

Однако, в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2006), система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м. Возможность применения данной нормы не поставлена НК РФ в зависимость от осуществления налогоплательщиком аналогичной деятельности в объектах организации торговли с площадью торгового зала более 150 кв. м. При этом, предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 кв. м, рассматривается как предпринимательская деятельность, не подлежащая переводу на уплату ЕНВД.

Учитывая спорную ситуацию по данному вопросу, Минфином России и было издано Письмо № 03-06-05-02/22, из которого следует, что Минфин России считает возможным производить перевод организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю, в том числе через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 кв. м, на ЕНВД, начиная с 1 января 2005 года без перерасчета налоговых обязательств за период применения ими иных режимов.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 15.09.2005 № 03-11-02/37 "В ответ на запрос ФНС России от 02.08.2005 № 01-2-02/1086 "О порядке применения некоторых положений статьи 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Письмо № 03-11-02/37) до 1 января 2006 года для целей применения системы налогообложения в виде ЕНВД розничной торговлей признается и оптовая торговля, если она осуществляется налогоплательщиками за наличный расчет или с использованием платежных карт, а операции по реализации товаров с использованием любых иных форм оплаты (кроме реализации за наличный расчет и с использованием платежных карт), в том числе безналичной оплаты товаров в кредит, к розничной торговле для целей применения ЕНВД не относятся и должны были облагаться налогами в общеустановленном порядке. При этом Минфин России, учитывая изменения, внесенные в понятие розничной торговли (ст. 346.27 НК РФ), а также то, что по указанным вопросам ранее Минфином России и ФНС России давались противоречивые разъяснения, считает возможным не производить перерасчет налоговых обязательств за 2003-2005 годы.

Из всего вышеизложенного следует, что при издании писем № 03-06-05-02/22 и № 03-11-02/37 Минфин России превысил свои полномочия, фактически освободив ряд налогоплательщиков от обязанности по исчислению и уплате налогов в соответствии с НК РФ. Согласно действующему законодательству Минфин России имеет право давать лишь разъяснения о порядке применения законодательства о налогах и сборах. В связи с этим указанные выше письма не только не освобождают налогоплательщиков от уплаты налогов, но в случае привлечения их к налоговой ответственности не могут рассматриваться в качестве обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика. В качестве таковых обстоятельств налогоплательщиками могут быть представлены разъяснения налоговых органов по данным вопросам, изданные в пределах и в период действия соответствующих полномочий налоговых органов.

Еще раз обращаем внимание на то обстоятельство, что при развитии событий по худшему варианту, налогоплательщикам придется уплатить доначисленную сумму налога и причитающиеся пени. При этом те налоги, которые были уплачены налогоплательщиками вместо подлежащих уплате, могут быть зачтены либо возвращены в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.

В соответствии с положениями указанной выше статьи НК РФ сумма излишне уплаченного налога может быть:

  • направлена по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога;
  • возвращена по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 НК РФ). Срок, в течение которого налогоплательщиком может быть подано заявление о зачете излишне уплаченного налога, НК РФ не установлен. По мнению Минфина России, изложенному в письме от 06.05.2005 № 03-03-01-04/1/236, ввиду схожести по своему экономическому содержанию операций возврата и зачета излишне уплаченных сумм налога, заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком также в течение трех лет со дня излишней уплаты данного налога. Аналогичного мнения было высказано Президиумом ВАС РФ в постановлении от 29.06.2004 № 2046/04.

В соответствии с пунктом 1 статьи З НК РФ, устанавливающей основные принципы налогообложения, при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. При этом нельзя не признать тот факт, что система налогообложения в виде ЕНВД является по своей сути "усредненной". При прочих равных условиях она может быть "выгодна" для одних налогоплательщиков (то есть сумма ЕНВД будет меньше общей суммы налоговых платежей, исчисленных им за тот же период при применении общего режима налогообложения или УСН) и "не выгодна" для других. Таким образом, может возникнуть ситуация, в которой налогоплательщик, уплатив ЕНВД и причитающиеся пени и сделав перерасчет по ранее уплаченным налогам, останется в "плюсе". Конечно же, в данном случае речь идет о налогоплательщиках, осуществляющих розничную торговлю через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, а также реализующих товары в кредит. Что касается налогоплательщиков, осуществляющих оптовую торговлю за наличный расчет или с использованием платежных карт, то для них, к сожалению, более выгодным являлась уплата ЕНВД и, скорее всего, в случае проведения мероприятий налогового контроля они останутся "проигравшими".

Здесь возникает вопрос: что делать налогоплательщику (осуществлявшему, например, розничную торговлю через магазины различной площади, в том числе и больше 150 кв.м., и которому налоговыми органами было отказано в переходе на уплату ЕНВД), если он знает, что в тот период времени, когда он находился на общем режиме налогообложения или УСН, он фактически уплатил налогов больше, чем, если бы он применял систему налогообложения в виде ЕНВД? В таком случае, налогоплательщик может действовать в порядке, предусмотренном статьями 78 и 81 НК РФ, то есть ему следует сначала подать в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по ЕНВД и уплатить соответствующую сумму единого налога и причитающиеся пени, а затем подать в налоговый орган заявление о зачете, либо возврате налогов, излишне уплаченных в период применения общего режима налогообложения или УСН. При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 81 НК РФ, налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности, если:

  • уточненная декларация подана им до того момента, когда он узнал об обнаружении налоговыми органами допущенных ошибок, либо о назначении выездной проверки;
  • до подачи указанной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

"Индульгенция от Минфина": возможно ли такое?

Отправить на почту
Написать комментарий

Комментарии 0

Пока нет комментариев
Это ответ на комментарий (отмена - x)
Отображаемое имя:

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С-Такском 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление небольшой фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПАРК-Риски 1СПредприятие 8 2-НДФЛ 3-НДФЛ 4-НДФЛ 4-ФСС 5 минут 54-ФЗ 6-НДФЛ CRM IT-компании Агентский договор. Учет административная ответственность адресный классификатор акцизы алкоголь алкогольная продукция амортизационная премия амортизация арбитражная практика аттестация рабочих мест аудит аудиторские организации база для начисления страховых взносов база по страховым взносам база по налогу на прибыль банк и касса в 1с банкротство без ККТ безнадежная задолженность безналичные расчеты бланки строгой отчетности больничное пособие больничный листок бухгалтер бухгалтерия автономного учреждения бухгалтерская отчетность бухгалтерские события бухгалтерский баланс бухгалтерский учет бухучет Бытовые услуги. Учет бюджет муниципального образования бюджет поселения бюджетная отчетность бюджетный учет Вахтовый метод.Оплата ввоз товаров взаимозависимые_лица взноcы в ПФР взносы в ФОМС взносы в ФСС взносы на травматизм видео 1С видео-уроки 1С водный налог возврат налогов возврат переплаты восстановление НДС выездная налоговая проверка выездная проверка выплата зарплаты выплаты по ГПД выплаты работникам выплаты физическим лицам высококвалифицированные специалисты вычет НДС вычеты по НДФЛ ВЭД ГК РФ госпошлина государственная регистрация гражданско-правовой договор графики работы двойное налогообложение дебиторка декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду декларация по алкоголю декларация по налогу на прибыль декларация по НДС День Бухгалтерии детские пособия ДиректБанк договор комиссии договор подряда договор поставки договорная политика документальное оформление документооборот долговые обязательства должная осмотрительность доходы организации ЕГАИС ЕГРЮЛ единый расчет по страховым взносам ежемесячная отчетность ЕНВД ЕСН ЕСХН задолженность по налогам займы закон о бухгалтерском учете занимательная бухгалтерия заработная плата зарплата зарплатные налоги защита персональных данных заявление о постановке на учет земельный налог изменения 2015 изменения в законодательстве изменения в законодательстве 2012 изменения в законодательстве 2013 изменения-2017 имущественные вычеты имущественный налоговый вычет индивидуальный предприниматель иностранные компании иностранный контрагент иностранный работник интернет-компании интернет-магазины ИП ИП на ЕНВД ип на усн ИС 1С:ИТС исправление бухгалтерских ошибок исправление ошибок ИТС ИФНС кадастровая стоимость кадровое оформление камеральная проверка кассовая дисциплина кассовые операции кассовый чек КБК квоты на иностранных рабочих КИК ККТ КЛАДР ключевая ставка книга на УСН книга покупок книга продаж КоАП РФ коды видов доходов коды видов продукции командировка командировочные расходы компенсации работникам компенсационные выплаты компенсация за отпуск консолидированная группа контролируемые сделки контрольные соотношения корректировочный счет-фактура коэффициент-дефлятор крупнейшие налогоплательщики курсовые разницы лизинг лизинговое имущество ликвидация организации лицензирование льготы по ндс малый бизнес маркировка изделий маркировка изделий из натурального меха маркировка меховых изделий маркировка товара материальная выгода материальная помощь материнский капитал миниденьги модернизация основных средств МРОТ МСФО наличные расчеты налог на игорный бизнес налог на имущество налог на имущество физических лиц налог на прибыль налоги физических лиц налоговая база по налогу на прибыль налоговая база по ндс налоговая декларация налоговая ответственность налоговая отчетность налоговая политика налоговая проверка налоговое администрирование налоговые каникулы налоговые льготы налоговые споры налоговый агент налоговый агент НДФЛ налоговый агент по ндс налоговый агент по ндфл налоговый агент по НДФЛ налоговый вычет налоговый вычет по ндфл налоговый контроль налоговый мониторинг налоговый учет налогообложение доходов налогоплательщик начисление амортизации начисление пени НДПИ НДС НДС по ставке 10% ндс при ввозе НДС при экспорте НДС-2015 НДФЛ негативное воздействие на окружающую среду неотделимые улучшения неприменение ккт нерезиденты НИОКР НК РФ НМА новая форма декларации новая форма расчета новости нормы естественной убыли нулевая ставка обзор обзор бухгалтерских событий обзор новостей обособленное подразделение обособленные подразделения обучение 1с обязательное социальное страхование обязательное страхование от несчастных случаев на производстве оказание услуг ОКВЭД2 онлайн-касса онлайн-ккт онлайн-ККТ онлайн-сервис освобождение от налогообложения освобождение от ндс освобождение от ндфл основные средства отпускные отходы отчетность в ПФР отчетность в пфр отчетность в росприроднадзор отчетность в росстат отчетность в Росстат отчетность организации отчетность по страховым взносам отчетность предпринимателя оформление счета-фактуры оформление счетов-фактур охрана труда патентная система патентная система налогообложения ПБУ 18 первичные документы перенос убытков переход на усн персонифицированный учет плата за негативное воздействие на окружающую среду плата за проезд грузовиков платежи платежное поручение платежные документы 1с повышение налогов повышение ставок подакцизные товары подтверждающие документы подтверждение расходов полномочия налоговых органов пониженные тарифы поправки в НК РФ поправки в тк рф порядок маркировки товаров пособие по беременности и родам пособие по временной нетрудоспособности пособие по нетрудоспособности пособие по уходу за ребенком посреднические договоры постановка на учет постановка на учет в налоговом органе права налогоплательщика представление сведений применение ККТ приостановление операций по счету проверка ИНН/КПП продажа алкогольной продукции прожиточный минимум производственный календарь проф. Пятов ПСН путевой лист работники-иностранцы раздельный учет расходы на ГСМ расходы на рекламу расходы организации расчет больничного листа расчет заработной платы расчет НДПИ расчет отпускных расчет себестоимости расчет страховых взносов расчетный счет расчеты с работниками регистрация ККТ регистрация юридических лиц реестр ККТ реконструкция основных средств ремонт основных средств реорганизация розничная торговля росалкогольрегулирование РСВ-1 самое новое в 1С:Бухгалтерии самозанятые граждане свод отчетов секреты 1С:ЗУП сельскохозяйственный товаропроизводитель система "Платон" служебная командировка снижение ставок совмещение налоговых режимов составление и сдача отчетности составление и сдача отчетности социальное страхование социальные вычеты социальный налоговый вычет спецоценка условий труда средний заработок ставка НДС Ставка НДФЛ ставка рефинансирования ставки страховых взносов стандартные вычеты стандарты бухучета статистика статистическая отчетность статотчетность страхование страховые взносы страховые взносы в фсс страховые взносы в ФСС страховые взносы для самозанятых страховые взносы на травматизм страховые тарифы судебная практика судебное решение судебный вердикт суточные счет-фактура табачные изделия таможенные платежи таможенный союз ТК РФ торговый сбор транспортный налог трудовая книжка трудовой договор увольнение по инициативе руководителя увольнение по соглашению сторон уголовная ответственность универсальный корректировочный документ УПД уплата налога уплата налогов упрощенная система налогообложения УСН уставный капитал уточненка учет аренды учет в АО учет в бюджетных учреждениях учет в госорганизациях учет в ООО учет в сельском хозяйстве учет в строительстве учет в туризме учет дивидендов учет доходов при усн учет доходов при УСН учет импорта учет лизинга учет МПЗ учет на производстве учет ОС учет основных средств учет премий учет расходов учет расходов при усн учет реализации учет скидок учет субсидий учет товаров учет ценных бумаг учет экспорта учетная политика учредительные документы факсимиле федеральный стандарт бухгатерского учета ФИАС фиксированные страховые взносы финансовый анализ ФНС РФ форма 6-НДФЛ форма заявления формы документов хроники 54-ФЗ штрафные санкции экологические платежи экспорт продукции электронная отчетность электронная подпись электронные счета-фактуры электронный документооборот электронный формат энциклопедия проверок

Все теги