Любая профессия имеет свою иерархию. Какие ступени на пути к совершенству может пройти бухгалтер? Кто такой профессионал? Как стать преуспевающим бухгалтером? На эти вопросы отвечает постоянный автор этой рубрики Я.В. Соколов, профессор, член Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России, заслуженный деятель науки РФ.

Содержание

Обычно думают, что профессионал - это высококвалифицированный специалист. Ничего подобного! На самом деле это человек, получающий основную часть своих доходов от занятий определенной профессией. Врач может водить автомобиль лучше шофера, но остается медицинским работником, а водитель всегда будет профессионалом. Один из создателей современного учета, Лука Пачоли, - профессионал-математик, хотя вся слава к нему пришла как к бухгалтеру. В нашем случае всегда возникает вопрос: как стать преуспевающим бухгалтером. Приведем некоторые советы.

Сообщество профессионалов

Каждая профессия объединяет тех, кто в ней работает. Для этого создаются профессиональные общества. Они защищают интересы своих сочленов: медицинские сообщества защищают и санитарок, и медсестер, но любая профессия построена по иерархическому признаку. И наша профессия не является исключением.

У нас до недавнего времени было выражение "счетный работник", под которым понимали и конторщиков, и счетоводов, и бухгалтеров. В интересах людей (повышение зарплаты) первые две группы специалистов были переквалифицированы в последнюю и все стали бухгалтерами. Словосочетание "счетный работник" исчезло, а престиж профессии снизился. И сейчас главная задача - этот престиж поднять. Для этого каждый счетный работник должен сделать пять шагов вверх. Это его личный профессиональный рост, и это развитие нашей профессии. Все счетные работники, условно говоря, "живут и трудятся" на пяти этажах. Кто-то за свою жизнь проходит всю лестницу, кто-то перепрыгивает ступеньки. Кому как повезет.

Шаг первый

Тут новичок сталкивается с людьми, как правило, довольно низкой квалификации. Но это те, кто выполняет в бухгалтерии основную работу, на них-то все и держится. Эти люди знают, когда, что и откуда надо записать в ту или иную колоночку. Моя теща отлично умела заполнять форму № 6 "Ведомость по отгрузке тары" и была искренне убеждена, что в этом и есть вся бухгалтерия. Обычно это хорошие исполнители, они владеют вычислительной техникой и знают, какую кнопку и когда следует нажимать. Специалисты этого уровня обычно ничего не читают и по всем сложным вопросам руководствуются советами непосредственного начальника и/или коллег.

Вот характерный пример.

Я сдаю отчет по командировке. Девушка-бухгалтер делает мне замечание по моему расчету. Я с ней не согласен и ссылаюсь на статьи нормативного документа. В ответ слышу ее реплику:

- Валентина Ивановна, правильно ли говорит Соколов?

К счастью, ей отвечают:

- Правильно!

И вопрос исчерпан. Тут все решает авторитет человека. Ссылки на нормативные документы ни на что не влияют. Люди первого этажа их не читают, а если и прочтут, то вряд ли поймут их смысл.

Меньше всего я хотел бы обидеть этих тружеников. В массе своей это хорошие работящие люди. Достаточно сказать, что без них от дворника до министра никто не получит заработную плату.

Шаг второй

Тут работают более искушенные люди. Они понимают, что за каждым документом стоят люди с их интересами и ответственностью. Здесь для бухгалтера главным приемом становится коллация в целях контроля подотчетных лиц: поставщики выставляют счета за отгруженные товары, а кладовщики их приходуют; кассир отражает выручку, а завсекцией списывает товар и т. д. Организация подобного контроля предполагается в действующей бухгалтерии постоянно, со времен древней Спарты. И если коллация нарушается, то значит бухгалтеры, ответственные за нее, не справляются со своей работой.

Лет сорок тому назад я просматривал документы XVII века. Тульский завод списывал 103 плуга в имение царя Алексея Михайловича. А в имении был составлен документ на прием 100 плугов. Этот пример демонстрирует значение двойной записи и коллации: сколько веревочка не вьется, а конец найдется. Прошло несколько веков и, вопреки всему, факт хищения трех плугов был выявлен! Правда восторжествовала.

Шаг третий

Тут живут и работают главные бухгалтеры и их заместители. Они организуют работу своих подразделений, распределяют обязанности между подчиненными, начисляют им премии, а иногда даже накладывают взыскания. Самой большой ошибкой некоторых главбухов надо признать то, что иногда их темперамент и самомнение внушают им желание "навести порядок", и тогда они начинают сочинять инструкции для подчиненных. Однако лучшей инструкцией для них должно быть распоряжение начальника: то, что он скажет, то им на душу ляжет. Когда же во имя порядка все сотрудники имеют инструкции, они очень часто отказываются выполнять поручаемую им работу. Они вынимают инструкции и говорят, что об этом тут не написано и, тем самым, дезорганизуют работу всего коллектива.

Главные бухгалтеры и их замы составляют основу нашей профессии, они должны быть и ее двигательной силой. Однако, к сожалению, это можно наблюдать не всегда и не везде. Мы нередко можем встретить работающих бухгалтеров, которые пришли в профессию иногда совершенно случайно, в результате различных обстоятельств и, как следствие, они мало знакомы с юридическими и экономическими науками. Более того, они плохо владеют даже техникой чтения нормативных документов. А если и читают их, то искренне возмущаются, обнаруживая в них противоречия. Они и не догадываются, что развитая система юридических норм просто не может не включать противоречивые предписания, и поэтому со времен Римской империи существуют правила, как эти противоречия надо снимать.

Большие трудности возникают у главных бухгалтеров тогда, когда им приходится сталкиваться с "неправильными" указаниями начальников. Сейчас по этому поводу в законе о бухгалтерском учете есть определенные предписания, но в проекте нового Закона о бухгалтерском учете их уже не будет.

Но самая большая трудность у бухгалтеров вообще, и у главных бухгалтеров в особенности, возникает из-за отсутствия преданной любви к профессии. Отсюда и профессиональные успехи у многих наших коллег слабые.

И вот небольшая иллюстрация сказанного. В прошлом году один издатель бухгалтерской литературы обратился к группе главных бухгалтеров с вопросом: какой профессиональный журнал вы читаете. Ответы были разные, но всех порадовала одна дама средних лет, мило сказавшая: "Плейбой".

Шаг четвертый

Человек оказывается наверху. Тут живут те, кто пишет нормативные документы. Но они пишут их не только для себя. Прежде всего, они работают для людей третьего этажа. И между этими двумя этажами построен мост. Его называют учетная политика. Люди верхнего этажа как бы разрешают тем, кто живет под ними, выбирать свои решения из перечня возможных, которые они считают таковыми. Людям этого этажа приходится принимать решения в рамках нормативных документов, составленных и принятых до них; они должны считаться с рекомендациями начальников и давлением заинтересованных лиц. Поэтому решения тех, кто в данный момент их принимает, всегда эклектичны и обычно противоречивы. Им, больше чем кому-нибудь из наших коллег, необходима теория, ибо только люди, ее создающие, могут оказывать действенное влияние на методологию, лежащую в основе бухгалтерского учета, и формировать идеологическую базу бухгалтерского учета, сложившуюся на практике.

Шаг пятый

Этот этаж занимает все то лучшее, что есть в бухгалтерии, - люди думающие, обучающие и воспитывающие новые поколения счетных работников.

На этом этаже мы встречаем бухгалтеров мертвых и живых (в биологическом смысле). Первых значительно больше, и влияние их на повседневную жизнь бухгалтеров явно существеннее, чем тех, кто живет сейчас. В профессиональном смысле многие живые бухгалтеры более мертвы, чем давно умершие.

Вызвано это тем, что основной каркас действующих нормативных документов написан людьми, которые уже умерли. Много в их документах устарело, и живущее поколение методологов не пишет сплошь новые тексты, а только выправляет старые, избавляя тем самым себя от излишнего труда и от упреков в самонадеянности.

Не подумайте, что это шутка или тем более, Боже упаси, шпилька в чей-то адрес. Нет, это серьезно, ибо дело идет о постоянном совершенствовании нормативных документов.

Теоретики создают новую методологию, а люди, пишущие инструкции, претворяют, по мере сил и возможностей, ее в жизнь.

Бухгалтеры-практики, как правило, теоретиков презирают, считают публикой праздной, выдумывающей что-то от нечего делать. Частично они правы. Однако когда речь идет о конкретных последствиях применяемой методологии, то именно теоретики, живые и мертвые, диктуют все то, что составляет учет.

Иногда говорят о шестом шаге, об аудите. Но это сложный вопрос. Для англоговорящих стран аудит - это действительно часть бухгалтерской профессии. И так в 20-е годы прошлого века думал замечательный бухгалтер Р. Делапорт. Но французы решили по-другому: аудиторы - это отдельная профессия, и в ней, начиная работу, новички делают свои, самостоятельные, шаги. Их может быть пять, а может быть больше или меньше. Но это уже другая история.

Итоги

Есть замечательная книга проф. А.А. Шапошникова "Я б в бухгалтеры пошел, пусть меня научат". Ее надо прочитать каждому. Там не написано, какие надо делать шаги, чтобы сделать карьеру, но каждый поймет главное: "Беспредельно людское терпенье, если в сердце не гаснет любовь".

Любовь к бухгалтерии, добавим мы.

Пять шагов в освоении нашей профессии

Комментарии