Подготовка бухгалтерской и налоговой отчетности за I квартал 2009 года
Для того, чтобы своевременно и правильно заполнить ту или иную отчетную форму, не упустив при этом важных изменений в нормативном регулировании бухгалтерского учета, налогообложения и составлении отчетности, бухгалтеру приходится постоянно "держать руку на пульсе" законодательных перемен. Помочь в этом призвана настоящая статья. В ней д.э.н., профессор Финансовой академии при Правительстве РФ С.А. Харитонов рассказывает, на что следует обратить внимание при составлении бухгалтерской и налоговой отчетности за I квартал 2009 года.

Содержание

Помимо текущей работы по отражению хозяйственных операций бухгалтеру приходится тратить время на составление бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.

Объем представляемых отчетных форм зависит от:

  • категории, к которой относится организация (малое или "обычное" предприятие);
  • цели, для которой создана организация (получение прибыли или осуществление некоммерческой деятельности);
  • режима налогообложения (общий, специальный или смешанный);
  • осуществления операций (деятельности), наличия имущества, подлежащего налогообложению конкретным налогом;
  • ряда других факторов.

Для того чтобы правильно заполнить ту или иную отчетную форму, своевременно и правильно учесть изменения в нормативном регулировании бухгалтерского учета, налогообложения и составлении отчетности бухгалтеру приходится постоянно "держать руку на пульсе". Настоящая статья призвана помочь в этом. В ней мы расскажем о том, на что следует обратить внимание при составлении бухгалтерской и налоговой отчетности за 1 квартал 2009 года.

Объем представляемой отчетности

Помимо текущей работы по отражению хозяйственных операций бухгалтеру приходится тратить время на составление бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.

Объем представляемых отчетных форм зависит от:

  • категории, к которой относится организация (малое или "обычное" предприятие);
  • цели, для которой создана организация (получение прибыли или осуществление некоммерческой деятельности);
  • режима налогообложения (общий, специальный или смешанный);
  • осуществления операций (деятельности), наличия имущества, подлежащего налогообложению конкретным налогом;
  • ряда других факторов.

Для того чтобы правильно заполнить ту или иную отчетную форму, своевременно и правильно учесть изменения в нормативном регулировании бухгалтерского учета, налогообложения и составлении отчетности бухгалтеру приходится постоянно "держать руку на пульсе". Настоящая статья призвана помочь в этом. В ней мы расскажем о том, на что следует обратить внимание при составлении бухгалтерской и налоговой отчетности за 1 квартал 2009 года.

Представляемые формы бухгалтерской отчетности

Все организации, которые по законодательству Российской Федерации обязаны вести бухгалтерский учет, должны ежемесячно составлять бухгалтерскую отчетность. При этом бухгалтерскую отчетность, составленную по итогам работы за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев отчетного года и отчетный год в целом, они обязаны помимо иных пользователей представлять налоговым органам и органам статистики.

Объем бухгалтерской отчетности, представляемой контролирующим органам, зависит от того, за какой отчетный период она составляется.

Отчетность, составляемая в течение года, в том числе и за 1 квартал, относится к так называемой промежуточной бухгалтерской отчетности. Как установлено пунктом 43 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организаций" ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н), промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса (форма №1) и Отчета о прибылях и убытках (форма №2). Учредители (участники) организации могут возложить на организацию обязанность представлять для них в составе промежуточной бухгалтерской отчетности и другие формы, в том числе Отчет о движении капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5). Представлять указанные формы контролирующим органам организация при этом не обязана.

В целом порядок формирования бухгалтерской отчетности за 1 квартал 2009 года не изменился. На текущий момент он по-прежнему регламентируется Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н.

Для тех организаций, которые ведут учет с использованием типовой конфигурации "Бухгалтерия предприятия", это означает, что для выполнения требований в части "внешнего вида" форм и приводимых в них показателей им достаточно воспользоваться включенными в конфигурацию регламентированными отчетами фирмы 1С. Эти отчеты наделены "интеллектом" и "знают", какие данные необходимо указать в конкретном показателе.

На организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязанность ведения бухгалтерского учета возложена только по основным средствам и нематериальным активам. На этом основании указанные организации формально не обязаны составлять и представлять в налоговые органы и органы статистики бухгалтерскую отчетность. Считается, что для ее составления у организации нет необходимой учетной информации. Вместе с тем, поскольку в программе "1С:Упрощенка" (преднастроенный вариант типовой конфигурации "Бухгалтерия предприятия" для организаций, применяющих специальные налоговые режимы), бухгалтерский учет поддерживается в полном объеме, мы рекомендуем составлять бухгалтерскую отчетность без ее представления контролирующим органам. Это необходимо, в частности, для того, чтобы определить сумму чистой прибыли, т.е. прибыли после уплаты единого налога, которую организация может направить на выплату дивидендов (доходов от участия) и на иные цели по решению общего собрания.

Новые бухгалтерские стандарты

При составлении бухгалтерской отчетности за 1 квартал 2009 года следует обратить внимание на изменения, внесенные в нормативную базу, регулирующую ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В частности, с 1 января 2009 года вступили в силу четыре новых бухгалтерских стандарта:

  • Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" ПБУ 1/2008 (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н);
  • Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" ПБУ 2/2008 (утв. приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н);
  • Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" ПБУ 15/2008 (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н);
  • Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" ПБУ 21/2008 (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Ниже приведен краткий анализ новых стандартов, выполненный, главным образом, через призму учета нововведений в программе "1С:Бухгалтерия 8".

Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" ПБУ 1/2008 заменило ранее действующее одноименное Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" ПБУ 1/98. В новом ПБУ в основном сохранены нормы ПБУ 1/98. Но не только. В ПБУ 1/2008 имеется ряд новаций.

Одной из них является предоставление организациям права при разработке способа ведения учета, отсутствующего в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету, использовать международные стандарты финансовой отчетности.

Другой новацией является норма о сроках формирования учетной политики организаций, возникших в результате реорганизации. Эти организации, как и вновь созданные, обязаны принять учетную политику не позднее 90 дней со дня их государственной регистрации. При этом принятая учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

В ряд норм внесены уточнения и изменения. В частности, в ПБУ 1/2008 уточнено, что изменение учетной политики может производиться не только с начала отчетного года, но и в течение года, если это обусловливается причиной такого изменения. Напомним, что ранее изменения в учетную политику следовало вносить исключительно с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом, что формально затрудняло возможность изменять учетную политику в случае изменения законодательства в течение года.

В ПБУ 1/2008 более четко прописан порядок раскрытия влияния на показатели отчетности изменений учетной политики организаций. Пунктом 15 ПБУ 1/2008 установлено, что это можно сделать:

  • ретроспективно - путем корректировки входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и связанных с ней статей, начиная с показателей самого раннего периода, представленного в отчетности;
  • перспективно - применительно к отражению фактов хозяйственной жизни, свершившихся после вступления в силу изменений учетной политики организации.

Первый вариант применяется, если последствия изменений учетной политики могут быть оценены с достаточной надежностью и представлены в отчетности; второй вариант - если оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики не может быть произведена с достаточной надежностью.

Результаты ретроспективной корректировки необходимо показывать в форме № 3 "Отчет об изменениях капитала" в показателе "Изменения в учетной политике" (столбцы "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и "Итого").

В "1С:Бухгалтерии 8" ретроспективная корректировка отражается вручную с помощью документа Операция (бухгалтерский и налоговый учет)". Документ вводится после того, как в информационной базе будут выполнены все процедуры закрытия счетов за истекший год.

Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" ПБУ 2/2008 заменило ранее действующее Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (кон-трактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94.

ПБУ 2/2008 максимально приближено к МСФО (IAS) 11 "Договоры подряда". Оно устанавливает порядок формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах подрядчиков (субподрядчиков). Но не только. ПБУ 2/2008 также применяется для учета долгосрочных договоров:

  • на оказание услуг, непосредственно связанных с сооружением объектов;
  • выполнение работ по реконструкции, модернизации, ремонту объектов основных средств, их ликвидации (разборке).

Как известно, отличительной особенностью договоров строительного подряда является дли-тельность их исполнения, вследствие чего дата подписания договора и дата окончательного за-вершения работ по нему обычно приходятся на разные отчетные периоды. В этой связи актуальным является вопрос о моменте признания выручки, распределении доходов и расходов между отчетными периодами, в течение которых производились строительные работы (оказывались услуги). ПБУ 2/2008 устанавливает правила поэтапного признания выручки при долгосрочных договорах, а также распределение доходов и расходов по отчетным периодам.

Их суть состоит в следующем. Если финансовый результат (прибыль или убыток) исполнения договора на отчетную дату может быть достоверно определен, то выручка по договору и рас-ходы по договору признаются способом "по мере готовности". Этот способ предусматривает, что выручка по договору и расходы по договору определяются, исходя из подтвержденной организацией степени завершенности работ по договору на отчетную дату, и признаются в отчете о прибылях и убытках в тех же отчетных периодах, в которых выполнены соответствующие работы. При этом не имеет значения, должны или не должны эти расходы предъявляться к оплате заказчику до полного завершения работ по договору (этапа работ, предусмотренного договором).

Для признания выручки по договору и расходов по договору способом "по мере готовности" организация может использовать следующие способы определения степени завершенности работ по договору на отчетную дату:

  • по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору;
  • по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору.

Поскольку стандарт допускает вариантность, метод оценки степени завершенности работ должен быть закреплен в учетной политике организации.

Если достоверное определение финансового результата исполнения договора в какой-то отчетный период невозможно, но существует вероятность, что расходы, понесенные при исполнении договора, будут возмещены заказчиком, выручка по договору признается в отчете о прибылях и убытках в величине, равной сумме понесенных расходов, которые в этот отчетный период считаются возможными к возмещению.

Наконец, расходы, вероятность возмещения которых отсутствует, признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного периода.

Согласно пункту 26 ПБУ 2/2008 выручка по договору, признанная способом "по мере готовности", учитывается до полного завершения работ (этапа) как отдельный актив - "не предъявленная к оплате начисленная выручка". Как это увязывается с записями на счетах, в ПБУ, по известным причинам, не раскрывается, поскольку это "вопросы" Плана счетов и Инструкции по его применению.

При подготовке новой редакции этого стандарта предполагалось, что для реализации его положений будут внесены изменения в Инструкцию к плану счетов. В частности, что характеристика счета 46 будет дополнена информацией о субсчете 46-2 "Не предъявленная к оплате на-численная выручка", на котором будут отражаться:

  • записью по дебету в корреспонденции со счетом 90 - данные о выручке, признаваемой в отчете о прибылях и убытках;
  • записью по кредиту в корреспонденции со счетом 62 - данные о выставлении заказчикам счетов на оплату выполненных работ (по промежуточным этапам, если это предусмотрено договором, на оплату завершенных работ);
  • записью по кредиту в дебет счета 90, субсчет 90-2 "Себестоимость продаж" - данные о признанных убытках отчетного периода, ожидаемых убытках или суммам признанной ранее вы-ручки, по которым возникли сомнения в получении.

Если в этом есть необходимость, то организации могут самостоятельно внести изменения в План счетов, не дожидаясь внесения изменений в План счетов.

Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" ПБУ 15/2008 в соответствии с приказом Минфина России от 29.10.2008 № 117н заменило ранее действовавшее Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01.

ПБУ 15/2008 - это переработанный вариант ПБУ 15/01, из которого исключено "все лишнее" (либо прописанное в других ПБУ, либо потерявшее актуальность) и добавлено несколько новаций, в частности, следующие.

  1. Основную сумму обязательства (кредиторскую задолженность) по полученному займу (кредиту) предписано отражать в сумме, указанной в договоре.
  2. Установлено, что проценты могут включаться лишь в стоимость инвестиционного актива.
  3. Снято закрепленное ранее в ПБУ 15/01 ограничение, разрешавшее затраты по займам и кредитам включать в стоимость только тех инвестиционных активов, которые подлежат амортизации.
  4. Изменен порядок расчета доли процентов, причитающихся к оплате заимодавцу (кредитору), подлежащих включению в стоимость инвестиционного актива.
  5. Введена норма, предписывающая раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию о суммах дохода от временного использования средств полученного займа (кредита) в качестве финансовых вложений.

Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" ПБУ 21/2008 устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, информации об изменениях оценочных значений.

ПБУ 21/2008 является новым в российской нормативно-правовой базе, поэтому бухгалтерам еще предстоит осмыслить, в каких случаях и каким образом это ПБУ необходимо применять на практике.

Определение оценочных значений впервые было приведено в Правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 21 "Особенности аудита оценочных значений" - это "приблизительно определенные или рассчитанные работниками аудируемого лица на основе профессионального суждения значения некоторых показателей при отсутствии точных способов их определения". Оценочные значения рассчитываются, как правило, в условиях неопределенности исхода событий, которые имели место в прошлом или с некоторой вероятностью произойдут в будущем, и которые требуют профессионального суждения.

Оценочными значениями ПБУ 21/2008, в частности называет:

  • величину резерва по сомнительным долгам;
  • величину резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов;
  • срок полезного использования основных средств;
  • срок полезного использования нематериальных активов;
  • оценку ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов.

Помимо создания резервов (по сомнительным долгам, под снижение стоимости материально-производственных запасов, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.) в настоящее время лишь ПБУ 14/2007 предусматривает ежегодное уточнение сроков полезного использования НМА как оценочного значения (п. 27 ПБУ 14/2007). В ПБУ 6/01 аналогичные по своей сути изменения пока не внесены, но принимая во внимание сближение российских правил бухгалтерского учета к международным стандартам, следует ожидать, что изменения, связанные с оценочными значениями, в ближайшее время будут внесены и в этот стандарт.

Учет изменения ставки налога на прибыль

Если организация применяет Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, то в связи с уменьшением ставки налога с 24 до 20 процентов ей необходимо выполнить пересчет остатков отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств по состоянию на 31 декабря 2008 года включительно.

Уменьшение суммы ОНА необходимо отразить записями по кредиту счет 09 "Отложенные налоговые активы" и дебету счета 84.01 "Прибыль, подлежащая распределению", а уменьшение суммы ОНО - записями по дебету счета 77 "Отложенные налоговые обязательства" и кредиту счета 84.02 "Убытки, подлежащие покрытию" - по каждому виду активов и обязательств (по каждому объекту аналитического учета на счетах 09 и 77).

В "1С:Бухгалтерии 8" такой пересчет с отнесением результатов на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" производится автоматически с помощью документа Закрытие месяца за декабрь при выполнении регламентной операции Реформация баланса.

Учет результатов переоценки ОС и НМА

При составлении бухгалтерской отчетности за 1 квартал 2009 года следует обратить внимание на правильное отражение результатов переоценки ОС и НМА. Результаты такой переоценки в бухгалтерском балансе учитываются при формировании показателей в графе 3 "На начало отчетного года" строк с кодами 110 и 120.

С технической точки зрения (применительно к программе "1С:Бухгалтерия 8") это означает, что для отражения результатов переоценки в графе 3, результаты пересчета необходимо ввести с помощью документа Операция (бухгалтерский и налоговый учет) с датой 31 декабря предыдущего года, но лишь после того, как предыдущий год будет закрыт, т.е. выполнена реформация баланса. При этом следует учитывать, что после отражения указанных операций повторно сформировать достоверную бухгалтерскую отчетность за прошедший год не представляется возможным, т.е. она будет "искажена" проводками межотчетного периода. В этой связи рекомендуется после подписания бухгалтерской отчетности за предыдущий год сохранить информационную базу в архив для возможного повторного использования.

Порядок переоценки основных средств установлен в ПБУ 6/01, а нематериальных активов - в ПБУ 14/2007.

В частности, в соответствии с пунктом 15 ПБУ 6/01 коммерческим организациям предоставлено право для целей бухгалтерского учета не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. Переоценка производится путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам (п. 43 Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).

Результат от переоценки может:

  • увеличивать либо уменьшать добавочный капитал;
  • увеличивать либо уменьшать нераспределенную прибыль (непокрытый убыток).

Рассмотрим отражение результатов переоценки на примерах в "привязке" к программе "1С:Бухгалтерия 8".

Пример1

Первоначальная стоимость объекта ОС на дату первой переоценки - 100 000 руб. Амортизация начисляется линейным способом исходя из срока полезного использования 5 лет. Накопленная сумма амортизации за время эксплуатации - 20 000 руб. Текущая (восстановительная) стоимость объекта - 120 000 руб. Разница между стоимостью объекта, по которой он учитывался в бухгалтерском учете и текущей (восстановительной) стоимостью - 20 000 руб. (120 000 руб. - 100 000 руб.). Коэффициент пересчета 1,2 (120 000 руб. : 100 000 руб.). Сумма пересчитанной амортизации - 24 000 руб. (20 000 х 1,2). Разница между суммой пересчитанной амортизации и накопленной - 4000 руб. (24 000 руб. - 20 000 руб.). Сумма дооценки в размере 16 000 руб. (20 000 руб. - 4 000 руб.) подлежит зачислению на добавочный капитал записью по дебету счета 01.01 "Основные средства в организации" и кредиту счета 83.01 "Прирост стоимости по переоценке". Поскольку для целей налога на прибыль результаты переоценки не учитываются, то на сумму дооценки в размере 16 000 руб. необходимо ввести запись по дебету счета 01.01 "Основные средства в организации" плана счетов налогового учета, вид учета "ПР".

Пример 2

Восстановительная стоимость объекта ОС на дату второй переоценки - 120 000 руб. Накопленная сумма амортизации за год, предшествующий переоценке, 24 000 руб. [120 000 руб. х (100 % : 5 лет)]. Сумма накопленной амортизации за время эксплуатации - 44 000 руб. (20 000 руб. + 24 000 руб.). Новая текущая (восстановительная) стоимость объекта - 110 000 руб. Разница между стоимостью объекта, по которой он учитывался в бухгалтерском учете и текущей (восстановительной) стоимостью составляет - 10 000 руб. (110 000 руб. - 120 000 руб.). Коэффициент пересчета 0,91 (110 000 руб. : 120 000 руб.). Сумма пересчитанной амортизации - 40 040 руб. (44 000 х 0,91). Разница между суммой пересчитанной амортизации и накопленной составляет - 3 960 руб. (40 040 руб. - 44 000 руб.).
Сумма уценки в размере 6 040 руб. (10 000 руб. - 3 960 руб.) подлежит отнесению на уменьшение добавочного капитала записью по дебету счета 83.01 "Прирост стоимости по переоценке" и кредиту счета 01.01 "Основные средства в организации".
В налоговом учете на сумму уценки необходимо ввести запись по кредиту счета 01.01 "Основные средства в организации" плана счетов налогового учета, вид учета "ПР".

Пример 3

Первоначальная стоимость объекта ОС на дату первой переоценки - 200 000 руб. Амортизация начисляется линейным способом исходя из срока полезного использования 10 лет. Накопленная сумма амортизации за время эксплуатации - 20 000 руб. Текущая (восстановительная) стоимость объекта - 150 000 руб. Разница между стоимостью объекта, по которой он учитывался в бухгалтерском учете и текущей (восстановительной) стоимостью, составляет - 50 000 руб. (150 000 руб. - 200 000 руб.). Коэффициент пересчета 0,75 (150 000 руб. : 200 000 руб.). Сумма пересчитанной амортизации - 15 000 руб. (20 000 х 0,75). Разница между суммой пересчитанной амортизации и накопленной составляет - 5 000 руб. (15 000 руб. - 20 000 руб.).
Сумма уценки в размере 45 000 руб. (50 000 руб. - 5 000 руб.) подлежит отнесению на уменьшение нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) записью по дебету счета 84.02 "Убытки, подлежащие покрытию и кредиту счета 01.01 "Основные средства в организации".
В налоговом учете на сумму уценки необходимо ввести запись по кредиту счета 01.01 "Основные средства в организации" плана счетов налогового учета, вид учета "ПР".

Пример 4

Восстановительная стоимость объекта ОС на дату второй переоценки - 150 000 руб. Накопленная сумма амортизации за год, предшествующий переоценке, 15 000 руб. [150 000 руб. х (100 % : 10 лет)]. Сумма накопленной амортизации за время эксплуатации - 35 000 руб. (20 000 руб. + 15 000 руб.). Новая текущая (восстановительная) стоимость объекта - 180 000 руб. Разница между стоимостью объекта, по которой он учитывался в бухгалтерском учете и текущей (восстановительной) стоимостью составляет 30 000 руб. (180 000 руб. - 150 000 руб.). Коэффициент пересчета 1,2 (180 000 руб. : 150 000 руб.). Сумма пересчитанной амортизации - 42 000 руб. (35 000 х 1,2). Разница между суммой пересчитанной амортизации и накопленной составляет - 7 000 руб. (42 000 руб. - 35 000 руб.).
Сумма дооценки в размере 23 000 руб. (30 000 руб. - 7 000 руб.) подлежит отнесению на увеличение нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) записью по дебету счета 01.01 "Основные средства в организации" и кредиту счета 84.01 "Прибыль, подлежащая распределению".
В налоговом учете на сумму дооценки необходимо ввести запись по дебету счета 01.01 "Основные средства в организации" плана счетов налогового учета, вид учета "ПР".

Налоговые отчеты: сроки и формы представления

В приведенной ниже таблице обобщена информация о сроках и формах, по которым необходимо представлять налоговую отчетность за 1 квартал 2009 года.

Отчетная форма

Документ, которым утверждена отчетная форма

Крайний срок представления

Расчетная ведомость в ФСС РФ

Постановление ФСС РФ от 19.01.2007 № 11

15 апреля

Декларация по налогу на добавленную стоимость

Приказ Минфина России от 07.11.2006 № 136н

20 апреля

Декларация по ЕНВД (новая форма, применяется с отчета за 1 квартал 2009 года)

Приказ Минфина России от 08.12.2008 № 137н

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204

Единая (упрощенная) налоговая декларация

Приказ Минфина России от 10.07.2007 № 62н

Расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу

Приказ Минфина России от 09.02.2007 № 13н

Расчет по авансовым платежам по взносам на обязательное пенсионное страхование

Приказ Минфина России от 24.03.2005 № 48н

Декларация по налогу на прибыль организаций

Приказ Минфина России от 05.05.2008 № 54н

28 апреля

Налоговый расчет по авансовым платежам по налогу на имущество организаций (за 1 квартал)

Приказ МНС России от 23.03.2004 № САЭ-3-21/224

30 апреля

Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу (новая форма, применяется с отчета за 1 квартал 2009 года)

Приказ Минфина России от 16.09.2008 № 95н

Налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу (за 1 квартал)

Приказ Минфина России от 23.03.2006 № 48н

Все крайние сроки представления приходятся на рабочие дни, поэтому на более поздние даты не переносятся.

Отчетность по социальному страхованию

Постановлением Фонда социального страхования РФ от 15.10.2008 № 209 утверждены форма и порядок представления "Отчета по использованию сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников" (далее - Отчет). Этот Отчет представляется одновременно с расчетной ведомостью по средствам Фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ).

В соответствии с установленным порядком, указанный Отчет должны представлять страхователи, которые в соответствии планом финансирования предупредительных мер, согласованным исполнительным органом Фонда в соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.2008 № 43н, в отчетном периоде осуществляли расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Согласно пункту 2 Правил за счет сумм данных страховых взносов могут быть профинансированы расходы страхователей на:

  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированных средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами;
  • проведение аккредитованным органом (организацией) аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • проведение запланированных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда работ по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Размер средств, которые могут быть направлены страхователем на финансирование предупредительных мер, имеет следующие ограничения:

  • сумма средств не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году;
  • исполнительный орган ФСС РФ определяет сумму средств, которую страхователь может направить на вышеуказанные мероприятия и зачесть в счет уплаты страховых взносов.

Для того, чтобы исполнительный орган ФСС РФ профинансировал расходы на предупредительные меры в 2009 году, страхователь должен до 1 августа текущего календарного года обратиться в орган ФСС РФ по месту своей регистрации с Заявлением о финансировании предупредительных мер, приложив к нему:

  • план финансирования в 2009 годук предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний с указанием суммы финансирования;
  • план мероприятий в 2009 году по улучшению условий и охраны труда, проводимых в соответствии с требованиями ТК РФ;
  • копию акта о результатах проверки государственной инспекцией труда в субъекте РФ соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • другие необходимые документы.

Порядок и срок принятия исполнительным органом ФСС РФ решения о финансировании предупредительных мер страхователя зависит от того, превысила ли сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев, начисленных страхователем за 2008 год, 6 млн. руб. Если не превысила, то решение принимается исполнительным органом ФСС РФ в 10-дневный срок. Если превысила, то решение принимается исполнительным органом ФСС РФ по согласованию с ФСС РФ (по правилам продолжительность процедуры доведения решения до страхователя не должна превышать 21 день).

На страхователя, получившего согласие на финансирование предупредительных мер за счет средств ФСС РФ, возложены следующие обязанности:

  • ежеквартально представлять в исполнительный орган ФСС РФ по месту регистрации страхователя Отчет об использовании сумм страховых взносов;
  • представлять по окончании предупредительных мероприятий документы, подтверждающие понесенные расходы.

Таким образом, за 1 квартал 2009 года указанный отчет должны представлять только те страхователи, которые до 31 марта 2009 года получили согласие на финансирование в текущем году предупредительных мер за счет средств ФСС РФ и в рамках согласованного плана уже успели профинансировать какие-либо мероприятия.

Для составления данного отчета в программе "1С:Бухгалтерия 8" необходимо в группе регламентированных отчетов Отчетность в фонды выбрать строку Использование сумм страховых взносов.

Отчетность по НДС

С 1 января 2009 года вступили в силу многочисленные изменения в НК РФ, другие законодательные и нормативные акты, регулирующие порядок налогообложения организаций и представления налоговой отчетности. В частности, при составлении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2009 года предприятиям, которые признаются плательщиками этого налога, необходимо принять во внимание поправки, внесенные в главу 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.

В приведенной ниже таблице обобщена информация о некоторых поправках, наиболее важных с позиций автоматизации учета, и о том, как их учесть при ведении учета в программе "1С:Бухгалтерия 8".

Таблица 1

Суть изменения

Правовое основание

Учет изменения в программе "1С:Бухгалтерия 8"

Реализация лома и отходов черных металлов не облагается НДС

подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ

При отражении операции реализации указывается, что она не облагается НДС (Ставка НДС -> Без НДС).

Отменено требование о перечислении суммы НДС "живыми" деньгами при неденежных способах расчетов

п. 4 ст. 168, п. 2 ст. 172 НК РФ

При отражении операции зачета требований документом Корректировка долга с видом операции проведение взаимозачета засчитываемую сумму указывать с учетом НДС.

Покупателю, перечислившему продавцу предоплату, предоставлено право принять к вычету НДС с данной предоплаты, не дожидаясь получения товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании счета-фактуры, полученного от поставщика, если предоплата предусмотрена условиями договора

п. 3 ст. 168, п. 12 ст. 171 НК РФ

Учет у продавца

  1. На предстоящую операцию реализации с помощью одноименного документа составляется счет на оплату покупателю, который передается покупателю для предварительной оплаты.
  2. При получении предоплаты за товары (работы, услуги, имущественного права) на основании документа оплаты (например, Платежное поручение входящее) создается документ Счет-фактура выданный с видом На аванс. Для получения печатной формы с данными о наименовании товаров (требование пункта 5.1 статьи 171 НК РФ) в форме документа оплаты указывается ссылка на оплаченный Счет на оплату покупателю.
  3. При совершении операции реализации создается новый документ Счет-фактура выданный с видом На реализацию.
  4. Регистрация счетов-фактур на аванс и на реализацию в книге продаж производится с помощью документа Формирование записей книги продаж. По кнопке Заполнить соответствующие записи автоматически добавляются в табличные части на вкладках НДС по реализации и НДС с авансов.
  5. Регистрация счета-фактуры на аванс в Книге покупок производится с помощью документа Формирование записей книги покупок. По кнопке Заполнить соответствующая запись автоматически добавляется в табличную часть на вкладке Вычет НДС с авансов.

Учет у покупателя

  1. Полученный от поставщика счет-фактура на аванс на основании документа оплаты (например, Платежное поручение исходящее) регистрируется в информационной базе с помощью документа Счет-фактура полученный с признаком Счет-фактура на выданный аванс.
  2. При получении от поставщика счета-фактуры по операции реализации товаров (работ, услуг, прав) в информационной базе регистрируется "обычный" счет-фактура.
  3. Регистрация счетов-фактур поставщика (на аванс и на реализацию) в Книге покупок производится с помощью документа Формирование записей книги покупок. По кнопке Заполнить соответствующие записи автоматически добавляются в табличные части на вкладках Вычет НДС с выданных авансов и Вычет НДС по приобретенным ценностям.
  4. Регистрация счета-фактуры на аванс в Книге продаж производится с помощью документа Формирование записей книги продаж. По кнопке Заполнить соответствующая запись автоматически добавляется в табличную часть на вкладке НДС восстановлен (по авансам).

К уплате в бюджет и к вычету НДС по строительно-монтажным работам для собственного потребления принимается в одном и том же квартале

п. 5 ст. 172, п. 10 ст. 167 НК РФ

  1. Для начисления НДС по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом, и выписки счета-фактуры для ее регистрации в Книге продаж вводится документ Начисление НДС по СМР (хозспособ).
  2. Регистрация счета-фактуры в Книге продаж производится с помощью документа Формирование записей книги продаж. По кнопке Заполнить соответствующая запись автоматически добавляется в табличную часть на вкладке НДС начислен к уплате.
  3. Формирование проводки на вычет НДС и регистрация счета-фактуры в Книге покупок производится с помощью документа Формирование записей книги покупок. По кнопке Заполнить соответствующая запись автоматически добавляется в табличную часть на вкладке Вычет НДС по приобретенным ценностям.

Организация признается налоговым агентом по НДС при приобретении (получении) государственного/муниципального имущества, которое составляет государственную казну РФ, казну субъекта РФ/муниципального образования

п. 3 ст. 161 НК РФ

При описании свойств договора по подобной сделке в справочнике Договоры контрагентов установить флажок Организация выступает в качестве налогового агента по НДС и указать вид агентского договора Реализация имущества (абз.2 п.3 ст.161 НК РФ).

Отчетность по налогу на прибыль организаций

При составлении налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2009года предприятиям, которые признаются плательщиками этого налога, необходимо принять во внимание поправки, внесенные в главу 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

В приведенной ниже таблице обобщена информация о некоторых поправках, наиболее важных с позиций автоматизации учета, и о том, как их учесть при ведении учета в программе "1С:Бухгалтерия 8".

Суть изменений

Правовое основание

Как учесть изменения в программе "1С:Бухгалтерия 8"

Ставка налога на прибыль снижена до 20 % с одновременным перераспределением по бюджетам (в федеральный бюджет - 2 %, в бюджет субъекта РФ - 18 %)

п. 1 ст. 284 НК РФ

При установке (обновлении) конфигурации в регистр сведений Ставки налога на прибыль автоматически вводится запись от 01.01.2009 с новыми ставками налога в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ

По основным средствам 3 - 7 амортизационных групп, а также при реконструкции, модернизации, иных улучшениях данных ОС можно применить амортизационную премию в размере 30 %

п. 9 ст. 258 НК РФ

По новым ОС размер амортизационной премии в процентах указывается на вкладке Налоговый учет формы документа Принятие к учету ОС.
По реконструированным, модернизированным и иным образом улучшенных объектам ОС амортизационная премия в денежном выражении (в пределах установленной нормы) указывается в табличной части на вкладке Основные средства формы документа Модернизация ОС.

Отменена необходимость применения понижающего коэффициента 0,5 при амортизации легковых автомобилей и пассажирских автобусов. Налогоплательщики, применявшие ранее понижающий коэффициент 0,5 при амортизации автотранспорта, с 1 января 2009 года использовать его не должны.

ст. 259.3 НК РФ, ст. 27.2 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ

Необходимо с помощью документа Изменение специального коэффициента для расчета амортизации ОС (налоговый учет) изменить специальный коэффициент для соответствующего объекта ОС на 1 (документ необходимо ввести  с датой 31.12.2008)

Норма амортизации по ОС, бывшим в употреблении, определяется с учетом СПИ, уменьшенного на количество лет и месяцев эксплуатации данного имущества предыдущим собственником

п. 7 ст. 258 НК РФ

В реквизите Срок полезного использования на складке Налоговый учет формы документа Принятие к учету ОС указывается срок полезного использования, который определяется в соответствии с пунктом 7 статьи 258 НК РФ

Основные средства, выявленные в результате инвентаризации, можно амортизировать. Первоначальная стоимость таких ОС определяется в соответствии с пунктом 20 статьи 250 НК РФ

п. 1 ст. 257 НК РФ

Принятие к учету основных средств, выявленных в результате инвентаризации, отражается документом Принятие к учету ОС с операцией По результатам инвентаризации. Стоимость объекта и параметры амортизации указываются в соответствующих реквизитах.

Суточные и полевое довольствие не нормируются и признаются в составе расходов в полном размере

абз. 4 подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ

При отражении в учете начисления суточных и полевого довольствия всю сумму расходов отражать по статье затрат с видом затрат НУ Командировочные расходы.

Организации вправе учитывать для целей налогообложения прибыли расходы на получение работниками среднего профессионального и высшего образования

подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ

При отражении в учете расходов на указанные цели всю сумму расходов отражать по статье затрат с видом затрат НУ Прочие расходы.

Организации вправе учесть расходы по любым видам добровольного имущественного страхования (в том числе страхованию гражданской ответственности и профессиональных рисков), если такое страхование является условием осуществления ими профессиональной деятельности

подп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ

При отражении в учете расходов на указанные цели всю сумму расходов отражать по статье затрат с видом затрат НУ Обязательное и добровольное страхование имущества.

При списании НМА сумму недоначисленной амортизации можно учесть во внереализационных расходах

подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ

При отражении в программе операции списания НМА в форме документа Списание НМА указать счет налогового учета 91.02.9 "Прочие косвенные расходы" и статью с видом прочих доходов и расходов "Прочие косвенные расходы".

Изменился порядок выбора метода налоговой амортизации по ОС и НМА, а также порядок начисления амортизации нелинейным методом

ст. 259 - 259.3 НК РФ

Выбранный метод начисления амортизации указывается в реквизите Метод начисления амортизации (с 2009г.) записи регистра сведений Учетная политика организаций (реквизит подлежит обязательному заполнению).
Для получения сводных данных по суммам амортизации по амортизационным группам/подгруппам при начислении амортизации нелинейным методом в конфигурацию добавлен отчет Регистр-расчет амортизации нелинейным методом (регистр налогового учета).

В два раза (с 3 до 6 % от суммы расходов на оплату труда) увеличена сумма взносов на добровольное медицинское страхование сотрудников, учитываемая в расходах для целей налогообложения прибыли

п 16 ст. 255 НК РФ

Изменения учтены "на уровне кода". Как и ранее, расчет предельного размера расходов осуществляется с помощью документа Закрытие месяца при выполнении действий Закрытие 20. 23, 25, 26 счетов и корректировка себестоимости выпуска, Закрытие счета 44.
Для документального подтверждения результатов расчета формируется отчет справка-расчет Нормирование расходов.

К числу расходов на оплату труда с 01.01.2009 относятся затраты на возмещение работникам уплаченных процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья в размере не более 3 % от суммы расходов на оплату труда

подп. 24.1 ст. 255 НК РФ

Для использования механизма нормирования бухгалтерский и налоговый учет указанных затрат необходимо вести обособленно по статье затрат (элемент справочника Статьи затрат) с видом расходов НУ Расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов.
Расчет предельного размера расходов осуществляется с помощью документа Закрытие месяца при выполнении действий Закрытие 20. 23, 25, 26 счетов и корректировка себестоимости выпуска, Закрытие счета 44.
Для документального подтверждения результатов расчета формируется отчет справка-расчет Нормирование расходов.

Отчетность организаций, применяющих УСН

Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, особенно тем, кто выбрал объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", при отражении в учете отдельных хозяйственных операций необходимо учесть поправки в главу 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, вступившие в силу с 1 января 2009 года.

Информация о наиболее важных поправках и о том, как их учесть в программе "1С:Упрощенка 8", обобщена в таблице.

Суть изменений

Правовая норма

Как учесть изменения в программе "1С:Упрощенка 8"

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, вправе ежегодно менять выбранный ими объект налогообложения ("доходы" на "доходы минус расходы" или наоборот)

п. 2 ст. 346.14 НК РФ

Изменение объекта налогообложения фиксируется путем добавления в регистр сведений Учетная политика организаций записи с новыми параметрами учетной политики.

Расходы на сырье и материалы учитываются по факту оплаты

подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ

Для изменения условий признания материальных расходов в регистр сведений Учетная политика организаций добавляется запись с новыми параметрами учетной политики, применяемыми с 01.01.2009. У этой записи для материальных расходов должны быть установлены только два признака (флажка): Поступление материалов, Оплата материалов поставщику.

Суточные и полевое довольствие не нормируются для целей УСН

подп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

При отражении в учете начисления суточных и полевого довольствия указывать: Расходы (НУ), Принимаются.

Расходы на обязательное страхование ответственности уменьшают налоговую базу по единому налогу

подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

При отражении в учете расходов на обязательное страхование ответственности указывать: "Расходы (НУ)" "Принимаются"

Дивиденды, которые получены налогоплательщиками, применяющими УСН, облагаются по общему режиму налогообложения

п. 2, п. 3 ст. 346.11, п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ

При отражении в учете поступления дивидендов внести изменения в запись КУДиР и указать, что поступившая сумма не принимается в расчет как доходы для целей определения налоговой базы

Обращаем внимание, что с 1 января 2009 года организации, применяющие УСН, освобождаются от обязанности представлять по итогам отчетных периодов отдельные налоговые декларации и расчеты. На текущий момент это нововведение касается декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и налогового расчета по земельному налогу (п. 1 ст. 346.23, п. 3 ст. 363.1, п. 2 ст. 398 НК РФ).

Однако следует учитывать, что при этом авансовые платежи по указанным налогам, как и ранее, следует уплачивать по итогам каждого отчетного периода. В частности, сумму авансового платежа по единому налогу необходимо заплатить не позднее 27 апреля (25 апреля приходится на нерабочий день - субботу), сумму авансового платежа земельному налогу - не позднее 30 апреля, сумму авансового платежа по транспортному налогу - в сроки, установленные законом субъекта РФ, но не ранее 30 апреля.

Также обращаем внимание, что приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н утверждена новая форма "Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения". Новая форма применяется с 1 января 2009 года. Приказом № 154 утверждена также форма "Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента".

При этом новой фактически является лишь вторая Книга, поскольку в "Книге учета доходов и расходов …" изменения незначительные. Так, на титульном листе теперь не нужно, как это было предусмотрено ранее, указывать реквизиты уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения.

Напоминаем, что организации, использующие для учета "1С:Упрощенку 8" (преднастроенный вариант базовой версии конфигурации "Бухгалтерия предприятия"), фактически ведут Книгу в электронном виде. Порядком заполнения Книги предусмотрено, что в этом случае налогоплательщик должен по окончании налогового периода вывести Книгу на бумажный носитель, прошить ее и представить для регистрации в налоговый орган.

Отчетность по ЕНВД

Начиная с отчетности за 1 квартал 2009 года налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности следует представлять по форме, утвержденной приказом Минфина России от 08.12.2008 № 137н.

В новую форму по сравнению с той, которая применялась ранее, внесен ряд изменений, в частности:

  • в Разделе 2 теперь не требуется расписывать распределение налоговой базы за каждый месяц квартала. Достаточно указать общую сумму за весь период;
  • из формы налоговой декларации исключен Раздел 3.1, в котором ранее указывалась сумма налога по каждому коду ОКАТО. Для отражения таких сумм теперь предусмотрены отдельные строки в Разделе 1.

Внесены изменения и в порядок заполнения формы. В частности, ряд показателей декларации теперь заполняется с использованием кодов, приведенных в Приложениях к порядку заполнения. В декларации необходимо указать:

  • код налогового периода в соответствии с Приложением № 1. Например, в декларации за 1 квартал проставляется код 21;
  • код вида места представления налоговой декларации по месту учета налогоплательщика в соответствии с Приложением № 2. В частности, при представлении декларации российской организацией проставляется код 310.

С помощью кода в декларации указывается также вид и способ ее представления, но в соответствии с Порядком заполнения проставляет этот код в декларации работник налогового органа.

Отчетность по земельному налогу

Начиная с отчетности за I квартал 2009 года налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу следует представлять по форме, утвержденной приказом Минфина России от 16.09.2008 № 95н. В новую форму по сравнению с той, которая применялась ранее, внесен ряд изменений:

  • при заполнении титульного листа теперь не указывается полное наименование налогового органа, указывается только его код в соответствии с документами о постановке на учет в налоговом органе;
  • отчетный период, за который представляется налоговый расчет, на титульном листе указывается в виде кода согласно Приложению № 1 к Порядку заполнения. При составлении налогового расчета за 1 квартал проставляется код 21;
  • место представления налогового расчета также указывается с помощью кода согласно Приложению № 2. В частности, при представлении расчета по месту нахождения земельного участка проставляется код 270.

С помощью кода в налоговом расчете указывается также вид и способ его представления, но в соответствии с Порядком заполнения проставляет этот код в соответствующем поле титульного листа работник налогового органа.

Ряд изменений внесен и в Раздел 2 "Расчет налоговой базы и суммы авансового платежа".

В частности, уточнено наименование показателя в строке с кодом 050. Если земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, то в этой строке приводится кадастровая стоимость доли участка, которая исчисляется пропорционально доле земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования.

В связи с изменением отчетных периодов по земельному налогу в новой редакции изложен порядок определения коэффициентов К1 и К2. Значение коэффициента К1 определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в отчетном периоде, значение коэффициента К2 определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности, к числу календарных месяцев в отчетном периоде. При этом значения коэффициентов К1 (строка с кодом 180) и К2 (строка с кодом 220) приводятся в десятичных дробях с точностью до десятитысячных долей (в прежнем расчете коэффициенты требовалось приводить с точностью до сотых долей).

В новой форме налогового расчета предусмотрены отдельные группы строк для налоговых льгот, предоставленных органами муниципальных образований. Для налоговой льготы, предусматривающей уменьшение суммы авансового платежа в процентах, предусмотрены строки с кодами 240 и 250, а для налоговой льготы в виде снижения налоговой ставки - строки с кодами 260 и 270. При этом сумма по строке 250 подсчитывается как произведение значения по строке 230 на процент уменьшения, поделенный на 100, а по строке 270 - как одна четвертая произведения налоговой базы (строка 190) на уменьшенную ставку налога, поделенную на 100. Соответственно изменилась формула для определения суммы авансового платежа по земельному налогу, подлежащей уплате в бюджет за отчетный период. В соответствии с новым Порядком она определяется как разность значений по строке с кодом 230 и суммы значений по строкам с кодами 250 и 270.

Проверка состояния налогового учета и расчетов по налогу на прибыль

Программа "1С:Бухгатерия 8" поддерживает ведение не только бухгалтерского учета, но и налогового учета по налогу на прибыль организаций, а также расчетов по налогу на прибыль в соответствии с ПБУ 18/02. При этом налоговый учет и расчеты по налогу на прибыль ведутся, главным образом, автоматически без участия пользователя, по настроенным правилам соответствия счетов бухгалтерского и налогового учета.

Однако отдельные хозяйственные операции по тем или иным причинам пользователю приходится отражать вручную с помощью документа Операция (бухгалтерский и налоговый учет). В таких ситуациях пользователь самостоятельно принимает решение, какими записями конкретная операция отражается на счетах плана счетов налогового учета по налогу на прибыль, а также, если они имеют место, как отразить возникающие разницы в оценке принимаемого к учету расхода (дохода, актива, обязательства). Как показывает практика, именно ручные операции являются основным источником ошибок в данных налогового учета, а также в расчетах по налогу на прибыль. Новый инструмент - отчет Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль призван помочь опытному бухгалтеру-пользователю программы:

  • оценить правильность ведения налогового учета и учета разниц в оценке стоимости расходов и доходов, активов и обязательств;
  • найти источник расхождений данных бухгалтерского и налогового учета.

Для бухгалтеров, которые недавно перешли (или планируют перейти) на ведение учета в программе "1С:Бухгалтерия 8", этот отчет, по мнению автора, позволяет понять принципы ведения налогового учета и поддержки требований ПБУ 18/02 в программе, не прилагая больших усилий и не привлекая иные источники информации.

Отчет показывает результаты аналитического анализа состояния налогового учета, выполненного методом сопоставления данных бухгалтерского учета, налогового учета и разниц между ними, с группировкой данных по экономическому содержанию.

Отличительной особенностью отчета является представление данных анализа в виде графических схем - совокупности взаимосвязанных блоков, каждый из которых показывает учетные данные стоимости активов, обязательств, доходов, расходов одинакового экономического содержания по составляющим, представленным на рис. 1: БУ (оценка по данным бухгалтерского учета), НУ (оценка по данным налогового учета), ПР (постоянная разница в оценке), ВР (временная разница в оценке).

Рис. 1

Если данные всех видов учета "в блоке" согласованы между собой, то выполняется правило

БУ = НУ + ПР + ВР

Если это условие не выполняется, то соответствующий блок в графической схеме обводится красной рамкой, сигнализирующей о наличии ошибки (невыполнении условия БУ = НУ + ПР + ВР). Задача пользователя состоит в том, что понять причину ошибки и устранить ее. Для решения этой задачи в отчете предусмотрены режимы навигации по графической схеме и расшифровки данных.

Блоки в схеме связаны между собой стрелками, которые обозначают причинно-следственные связи между хозяйственными операциями. Стрелки исходят из "блока причины" и входят в "блок следствия". Например, признание расходов на приобретение товаров, приводит к увеличению стоимости товарных запасов (см. рис. 2).

Рис. 2

У некоторых "блоков следствия" может быть несколько "блоков причин", равно как один и тот же "блок причины" может быть источником данных нескольких "блоков следствия" (см. рис. 3).

Рис. 3

Конечные "блоки-причины" расшифровываются отчетом, в котором отражаются те проводки, по которым были сформированы показатели БУ, НУ, ПР и ВР данного блока. При этом по флажку Развернуть по документам записи на счетах могут быть детализированы до уровня документов, которыми они сформированы (см. рис. 4).

Рис. 4

На первой странице отчета (открывается по кнопке Структура налоговой базы панели инструментов) представлена структура налоговой базы (см. рис. 5). Для перехода к соответствующему разделу достаточно дважды щелкнуть мышью на его графическом обозначении.

Рис. 5

Анализ рекомендуется проводить от конца к началу, т.е. сначала проанализировать данные раздела Налог, затем разделов Доходы и Расходы и т.д. по цепочке.

В первую очередь, необходимо обращать внимание на блоки, которые заключены в красную рамку. В соответствии с заложенным в порядок формирования отчета алгоритмом, считается, что в учетных данных, которые сформировали соответствующие показатели, имеются несоответствия, т.е. не выполняется условие БУ = НУ + ПР + ВР. Возможно, действительно имеют место ошибки, а возможно, расхождение не является ошибкой. Примером могут служить данные, приведенные на рисунке 4. Обнаруженные расхождения в данных бухгалтерского и налогового учета обусловлены тем, что, в отличие от бухгалтерского учета, в налоговом учете выручка от реализации товаров (работ, услуг) признается в нетто-оценке, т.е. без учета НДС, поэтому они не являются ошибкой. Об этом косвенно свидетельствует отсутствие суммы по строке "Итого" в графе "Контроль".

Таким образом, отчет позволяет в удобной форме проанализировать данные налогового учета и выполнения расчетов по налогу в соответствии с ПБУ 18/02, оперативно обнаружить и устранить ошибки в учете и своевременно сформировать правильную декларацию по налогу на прибыль организаций.

Комментарии