В предлагаемой вниманию читателей статье М.Л. Пятов и И.А. Смирнова (СПбГУ) - постоянные авторы рубрики "Международные стандарты финансовой отчетности", рассматривают содержание утвержденного Правительством РФ "Положения о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" - нормативного документа, определяющего дальнейший порядок применения МСФО в отечественной практике бухгалтерского учета.

Содержание

Постановлением от 25.02.2011 Правительство РФ утвердило Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории РФ. Появление этого документа - новость давно ожидаемая. Текст положения сформирован в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности"*, однако, потребность в нормативном определении статуса МСФО в России объективно сформировалась задолго до выхода в свет указанного закона.

Примечание:
* Комментарий к этому закону читайте на сайте /document.jsp?ID=1695.

До появления нормативно определенного порядка признания МСФО в качестве обязательных регулятивов, применяемых в российской учетной практике, можно было сколь угодно много говорить о тенденциях "внедрения" МСФО в российскую практику бухгалтерского учета, однако реальная возможность применения МСФО в России, то есть использования их предписаний при ведении бухгалтерского учета, не получала "легализованного" статуса. Напомним, как развивались события.

Постановление Правительства РФ № 107 - давно ожидаемая новость

Постановлением от 25.02.2011 Правительство РФ утвердило Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории РФ. Появление этого документа - новость давно ожидаемая. Текст положения сформирован в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности"*, однако, потребность в нормативном определении статуса МСФО в России объективно сформировалась задолго до выхода в свет указанного закона.

Примечание:
* Комментарий к этому закону читайте на сайте /document.jsp?ID=1695.

До появления нормативно определенного порядка признания МСФО в качестве обязательных регулятивов, применяемых в российской учетной практике, можно было сколь угодно много говорить о тенденциях "внедрения" МСФО в российскую практику бухгалтерского учета, однако реальная возможность применения МСФО в России, то есть использования их предписаний при ведении бухгалтерского учета, не получала "легализованного" статуса. Напомним, как развивались события.

Краткая предыстория

Моментом начала формирования МСФО можно считать 1973 год, когда общественные бухгалтерские и аудиторские организации ряда стран (в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Канады, США, Франции) создали международную профессиональную, неправительственную организацию - Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) (International Accounting Standards Committee, IASC), который приступил к разработке и пропаганде принципиально новой системы документов, определяющих содержание бухгалтерской отчетности.

В апреле 2001 года КМСФО был реорганизован в Совет по МСФО (СМСФО) и существенно активизировал свою работу. С этого момента МСФО стали буквально завоевывать мир. Более 50 крупнейших стран приняли специальные планы перехода на МСФО или сближения национальных стандартов с МСФО. Россия также не стала исключением. ЕС обязал компании, чьи ценные бумаги обращаются на европейских биржах, использовать с 2005 года МСФО при составлении консолидированной финансовой отчетности. Совет по стандартам финансовой отчетности США подписал соглашение с КМСФО об устранении различий между американской и международной системами отчетности.

Сегодня Совет по МСФО (СМСФО) (International Accounting Standards Board, IASB) - это неправительственная профессиональная организация.

И вот именно в силу того, что СМСФО не является правительственной организацией, он не может потребовать от кого бы то ни было применения международных стандартов в обязательном порядке. МСФО не являются нормативными актами. Поэтому обязанность применения МСФО может возникнуть, только в том случае, если она нормативно установлена национальным или наднациональным правовым, то есть властным институтом.

Судьба МСФО в России - этапы признания

Началом реформирования системы бухгалтерского учета в России "в сторону МСФО" можно считать начало 90-х годов XX века. Толчком к началу реформу послужил семинар по проблемам учета на совместных предприятиях, проводившийся Центром ООН по ТНК и Торгово-промышленной палатой СССР в июне 1989 года в Москве. Однако официальным началом процесса реформирования учета следует считать принятие Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утв. Пост. Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1.

В 1994 году Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Минфине России была одобрена Программа реформирования системы бухгалтерского учета, в соответствии с которой переход на МСФО, должен был осуществиться до 2000 года. В рамках этой программы были прияты ряд положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 1, 2, 3, 4), Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В ходе осуществления основных мероприятий Программы реформирования была разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Институтом Профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997 года. Концепция была написана на основе Принципов составления и представления финансовой отчетности МСФО.

К 1998 году стало ясно, что документ, принятый в 1994 году нуждается в серьезной доработке. Как следствие была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 283).

В новом документе цель реформирования системы бухгалтерского учета была определена как "приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности".

Следующим программным документом, определяющим роль МСФО в России, стала Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180. В этом документе говорилось, что МСФО принимаются в России в качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности (подробнее читайте на сайте /document.jsp?ID=665).

Постепенно отечественные нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета начали включать в себя прямые отсылки к тексту МСФО.

Следует обратить внимание на то, что уже Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) содержит норму, согласно которой "филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности" (п. 2 Положения).

Относительно недавно прямые ссылки на текст МСФО появились в отечественных положениях по бухгалтерскому учету. Это ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", утв. приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, и ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Далее, на необходимость использования положений МСФО при формировании годовой бухгалтерской отчетности российских организаций начинают указывать Информационные сообщения Минфина России, посвященные раскрытию информации по отдельным статьям финансовой отчетности (см. информационные сообщения Минфина России "О раскрытии информации о финансовых вложениях организации в годовой бухгалтерской отчетности" от 21.12.2009; от 29.12.2009 "О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организации").

МСФО как нормативный документ

Однако, при всех указанных обстоятельствах, собственно МСФО не имели статуса обязательных для российского бухгалтера предписаний, так как не могли рассматриваться в качестве нормативных актов. Согласно статье 68 Конституции РФ "государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык". Это положение Конституции является основой норм Федерального закона от 25.10.1991 № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", который содержит специальную главу III "Использование языков народов Российской Федерации в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления". Согласно статье 12 этого закона "язык официального опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации официально публикуются на государственном языке Российской Федерации".

Согласно пункту 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (далее - Правила) "нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти … издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции".

Согласно пункту 2 Правил, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Согласно пункту 10 Правил, нормативные правовые акты подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Такая ситуация создавала определенную двойственность. С одной стороны, МСФО все чаще упоминались в отечественных нормативных документах по бухгалтерскому учету, с другой - был не определен их статус как отечественного учетного регулятива.

Положение дел изменил выход в свет Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности". С вступлением в силу этого закона МСФО в России получают совершенно новый "законодательный" статус.

Пункт 3 статьи 3 Закона установил положение согласно которому "на территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации". И вот этот порядок признания МСФО и определен Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 № 107. Рассмотрим содержание этого документа.

Порядок признания МСФО

Согласно Положению признанию в России в качестве регулятивов, применяемых в отечественной учетной практике, подлежат все документы, рассматриваемые Советом по МСФО (Фондом МСФО) как неотъемлемая часть МСФО или разъяснений к ним (п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.02.2011 № 107).

Под признанием документов международных стандартов понимается процесс принятия решения о введении каждого документа международных стандартов в действие на территории РФ, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий:
а) официальное получение от Фонда документа международных стандартов;
б) экспертиза применимости документа международных стандартов на территории РФ (далее - экспертиза);
в) принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории РФ;
г) опубликование документа международных стандартов (п. 3).

Признанию для применения на территории РФ подлежат только документы международных стандартов на русском языке.

При этом Минфин России должно обеспечить получение от Фонда перевода на русский язык каждого документа международных стандартов (п. 4).

Положением определяется, что признанный в соответствующем порядке МСФО вступает в силу на территории РФ поэтапно, если иное не предусмотрено этим документом.

На I этапе признанный стандарт вступает в силу на территории РФ для добровольного применения организациями в сроки, определенные в этом документе, но не ранее его официального опубликования*. На II этапе признанный МСФО вступает в силу на территории РФ для обязательного применения организациями в сроки, определенные в этом документе.

Примечание:
* Опубликован в "Российской газете" (№ 51) 11 марта 2011 года.

В случае если в признанном МСФО не определен срок и (или) порядок вступления в силу, либо он признан для применения на территории РФ после срока, определенного в нем, то такой документ вступает в силу на территории РФ со дня его официального опубликования (п. 7).

Отдельно пункт 8 Положения определяет, что признанный МСФО прекращает действие на территории РФ с даты, определяемой Минфином России, которое в соответствии с Положением принимает решение о введении документов в действие на территории РФ.

Экспертиза применимости документа международных стандартов на территории РФ

Согласно пункту 9 Положения экспертиза МСФО на предмет применимости его на территории РФ проводится на безвозмездной основе юридическим лицом, определяемым в порядке, установленном Правилами определения экспертного органа (Приложение к рассматриваемому Постановлению).

Экспертным органом может быть признано юридическое лицо, преследующее цели признания и применения МСФО и Разъяснений этих стандартов на территории Российской Федерации, при условии его соответствия следующим критериям:

"а) создание в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме фонда или объединения юридических лиц (союза или ассоциации);
б) представление интересов широкого круга пользователей и составителей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также представителей бухгалтерской и аудиторской профессий;
в) наличие опыта выполнения методических, научно-исследовательских и иных аналогичных работ в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
г) наличие в составе органов, предусмотренных учредительными документами юридического лица, квалифицированных специалистов, обладающих знаниями в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (включая документы международных стандартов), навыками работы с документами международных стандартов, а также свободно владеющих русским и английским языками;
д) наличие опыта участия в деятельности, осуществляемой Фондом Международных стандартов финансовой отчетности;
е) обеспечение источниками финансирования деятельности, связанной с проведением экспертизы применимости документов международных стандартов на территории Российской Федерации".

Экспертный орган определяется на конкурсной основе комиссией, создаваемой Минфином России из представителей Минэкономразвития России, Федеральной службы по финансовым рынкам и ЦБ РФ (по одному представителю). Порядок проведения конкурса по определению экспертного органа устанавливается Минфином России по согласованию с Минэкономразвитием России, Федеральной службой по финансовым рынкам и ЦБ РФ.

Результаты экспертизы МСФО Экспертным органом оформляются в форме заключения экспертного органа.

Заключение экспертного органа может содержать один из следующих выводов:

"а) подтверждение применимости на территории Российской Федерации документа международных стандартов в целом;
б) подтверждение применимости на территории Российской Федерации документа международных стандартов с изъятием отдельных положений этого документа, применимость которых на территории Российской Федерации подтверждена быть не может;
в) вывод о невозможности подтверждения применимости на территории Российской Федерации документа международных стандартов в целом"
(п. 14).

Принятие решения о введении МСФО в действие на территории РФ и о прекращении его действия

После получения заключения Экспертного органа, решение о введении документа международных стандартов в действие на территории РФ принимает Минфин России по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам и ЦБ РФ на основе заключения экспертного органа. Это решение оформляется Минфином России.

Согласно пункту 24 Положения решение о прекращении действия МСФО на территории РФ, который был признан ранее, принимается Минфином России. В случае когда решение о прекращении действия на территории РФ МСФО, признанного ранее, принимается Минфином России на основании соответствующего документа, поступившего из Фонда, то экспертиза не проводится.

Решение о прекращении действия документа международных стандартов на территории РФ также оформляется Минфином России.

Согласно пункту 25 рассматриваемого Положения, в случае, когда при применении МСФО на территории РФ между документом на русском языке и текстом этого документа на английском языке выявляется различие, любое заинтересованное лицо может обратиться в экспертный орган.

Экспертный орган не позднее 40 рабочих дней со дня получения такого обращения проводит экспертизу выявленного различия на предмет соответствия текста на русском языке тексту на английском языке.

Экспертный орган при подтверждении указанного различия, а также при выявлении такого различия направляет заключение в Минфин России для внесения соответствующего уточнения в текст документа на русском языке в порядке, установленном Минфином России по согласованию с Фондом МСФО.

Порядок опубликование документа международных стандартов

Согласно пункту 26 Положения, документ международных стандартов подлежит опубликованию в официальном печатном издании, определяемом Минфином России.

Принятый документ международных стандартов должен быть размещен на официальном сайте Минфина России. При этом, также, финансовое ведомство должно размещать на своем официальном сайте информацию о документах МСФО, находящихся в процессе признания, а также сведения об этапе признания, на котором находится документ.

Порядок признания МСФО и разъяснений к ним для применения на территории России: итоги

Итак, МСФО получают в России совершенно новый юридический статус. И здесь, мы считаем очень важным обратить внимание наших коллег на высказывания Министра финансов РФ А.Л. Кудрина, который, по сообщению РИА Новости 4 марта 2011 года на совещании по созданию международного финансового центра в частности отметил, что система международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) может быть введена в РФ уже в 2011 году: "Сейчас подготовлены все меры, чтобы ввести уже в 2011 году в России эти стандарты", - сказал Кудрин. По его словам, соглашение с международным фондом МСФО может быть заключено уже в марте, после чего РФ получит для анализа стандарты, которые потом будут адаптированы для нашей страны. В случае успеха стандарты начнут применяться с 2012 года, отметил Кудрин. Он добавил, что принятие стандартов МСФО не будет означать того, что Россия отойдет от своих национальных стандартов, которые шире и где есть возможность применять учет во многих ситуациях. Вице-премьер напомнил, что в настоящее время 36 % крупных российских компаний уже осуществляют учет по международным стандартам. Это очень важные слова, которые могут определить совершенно новый этап развития бухгалтерского учета в России - присоединение отечественной учетной практики к англо-американской системе бухгалтерии, основывающейся на принципах профессионального регулирования, приоритета экономического содержания над правовой формой отражаемых хозяйственных фактов и определяющей роли профессионального суждения бухгалтера.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии