В трудовое законодательство Российской Федерации внесен ряд поправок. Помимо того, что уточняется порядок компенсации затрат на проезд к месту отпуска и обратно работникам районов Крайнего Севера (приравненных к ним местностей), в Трудовой кодекс РФ внесены новые положения, которые ограничивают размер компенсационных выплат при увольнении и обстоятельства увольнения, при которых они назначаются, в отношении отдельных категорий работников. Еще одно изменение связано с правилами расчета среднего заработка для выплаты отпускных. В предлагаемой статье эксперты фирмы «1С» комментируют новые положения.

Содержание

Сразу несколько федеральных законов внесли изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации:

  • Федеральный закон от 02.04.2014 № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации»» (далее - Закон № 50-ФЗ);
  • Федеральный закон от 02.04.2014 № 55-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее - Закон № 55-ФЗ);
  • Федеральный закон от 02.04.2014 № 56-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников» (далее - Закон № 56-ФЗ).

Рассмотрим подробнее эти законы и начнем с тех поправок, которые касаются большинства работников и работодателей.

Изменен порядок расчета суммы отпускных

По правилам статьи 139 ТК РФ средний дневной заработок для оплаты отпусков (которые предоставлены в календарных днях) и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяются за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на среднемесячное число календарных дней, а именно - на 29,4.

Законом № 55-ФЗ значение 29,4 заменено на 29,3 (п. 13 ст. 2 Закона № 55-ФЗ). Это, безусловно, положительное изменение для работников, т. к. подлежащая выплате сумма хоть и незначительно, но увеличится.

Указанное нововведение в статье 139 ТК РФ действует со 2 апреля 2014 года. В связи с этим полагаем, что в отношении работников, у которых дата начала отпуска либо дата увольнения приходятся на период до 02.04.2014, произведенные им выплаты пересчитывать не нужно. А с теми лицами, которые уходят в отпуск или увольняются начиная с указанной даты и позднее, расчет нужно осуществлять по новым правилам.

В программах системы «1С:Предприятие» изменения реализованы. Подробнее - см. Мониторинг изменений законодательства

Новые ограничения для работы по совместительству

Законом № 55-ФЗ в новой редакции (действует с 02.04.2014) изложена статья 282 ТК РФ. Так, запрещено принимать на работу в качестве совместителей (п. 18 ст. 2 Закона № 55-ФЗ):

  • лиц в возрасте до 18 лет;
  • лиц, у которых основная работа осуществляется во вредных и (или) опасных условиях труда, если работа по совместительству предполагает такие же условия труда.

Отметим, что до принятия этих поправок не допускалось работать по совместительству только несовершеннолетним и только если основная их работа и работа по совместительству должны были бы осуществляться во вредных и (или) опасных условиях труда.

Таким образом, Закон № 55-ФЗ расширил перечень лиц, для которых фактически установлен запрет на совместительство.

Необходимо учитывать, что поправки в статье 282 ТК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года (ст. 3 Закона № 55-ФЗ). Получается, что если работодатель начиная с указанной даты оформил совместительство гражданам, которых теперь привлекать к работе неправомерно, такие трудовые договоры будут ничтожными.

Варианты действий в подобной ситуации могут быть следующими:

  • расторгнуть трудовой договор с таким совместителем. При этом не допускается требовать от работника вернуть сумму ранее выплаченной ему заработной платы;
  • вместо совместительства оформить с работником совмещение путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору (ст. 60.2 ТК РФ). Однако это возможно только при условии, что прежде такой гражданин являлся внутренним совместителем.

О том, как оформить совмещение, читайте в «Справочнике кадровика»раздела «Кадры и оплата труда» информационной системы 1С:ИТС.

Компенсации при увольнении положены не во всех случаях

Законом № 56-ФЗ в Трудовой кодекс РФ добавлена новая статья 181.1 (п. 3 ст. 1 Закона № 56-ФЗ). Ее положения вступили в силу с 13 апреля 2014 года. Статья 181.1 ТК РФ предусматривает запрет на выплату увольняющемуся работнику выходных пособий, компенсаций и иных подобных сумм, если причиной увольнения является дисциплинарное взыскание либо виновные действия (бездействие) сотрудника.

Соответственно, если трудовой договор с сотрудником расторгается в связи с подобными обстоятельствами, начиная с 13 апреля 2014 года, компенсации ему не положены.

Напомним, что к дисциплинарным взысканиям в виде увольнения относятся:

  • неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) либо более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены), т. е. прогул (пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (пп. «б» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (в частности, это и разглашение персональных данных другого работника) (пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • совершение по месту работы растраты, хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, умышленного его уничтожения или повреждения (если данные обстоятельства установлены вступившим в силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях) (пп. «г» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • нарушение требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия либо заведомо создавало реальную угрозу для их возникновения (пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • совершение работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий (если они дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя) (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • непредставление либо представление неполных (недостоверных) сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (в т.ч. супруга (супруги), несовершеннолетних детей) лицами, обязанными их представлять (например, сотрудники госкорпораций) (п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК Р Ф);
  • совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • принятие руководителем организации (его заместителем, главным бухгалтером) необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • однократное грубое нарушение руководителем организации (его заместителями) своих трудовых обязанностей (п. 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • повторное в течение года грубое нарушение педагогическим работником устава организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 1 ст. 336 ТК РФ);
  • дисквалификация спортсмена на срок шесть и более месяцев либо нарушение спортсменом антидопинговых правил (ст. 348.11 ТК РФ).

Ограничен размер компенсаций при увольнении отдельным категориям работников

Законом № 56-ФЗ в Трудовой кодекс РФ добавлена новая статья - 349.3, которая действует с 13 апреля 2014 года и устанавливает порядок назначения компенсационных выплат в зависимости от оснований увольнения следующим категориям лиц:

  • руководителям (их заместителям), главным бухгалтерам, членам коллегиальных исполнительных органов (с которыми заключены трудовые договоры) госкорпораций, государственных компаний, а также хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности;
  • руководителям (их заместителям), главным бухгалтерам государственных внебюджетных фондов, ГУПов, МУПов, государственных или муниципальных учреждений.

В таблице 1 перечислены компенсации и их размеры, предусмотренные для данных сотрудников (п. 5 ст. 1 Закона № 56-ФЗ).

Таблица 1

Компенсации при увольнении категориям лиц, указанным в новой статье 349.3 ТК РФ

Увольнение по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ)

Увольнение руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) в связи со сменой собственника имущества (ст. 181 ТК РФ)

Увольнение руководителя организации по решению уполномоченного органа или собственника имущества (ст. 279 ТК РФ)

Увольнение по иным основаниям, предусмотренным ТК РФ и федеральными законами

Компенсационные выплаты не положены

Компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка

Компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка

Компенсационные выплаты, предусмотренные трудовым (коллективным) договором (в т. ч. выходные пособия) в совокупном размере не более трехкратного среднего месячного заработка. 

При этом в подсчет предельного размера выплат не включаются следующие начисления при увольнении:

  • средний заработок, сохраняемый за работником (например, при направлении в командировку);
  • суммы возмещения расходов при направлении в командировку или переезде на работу в другую местность;
  • компенсация за неиспользованные отпуска;
  • средний месячный заработок на период трудоустройства

Нужно иметь в виду, что с 13 апреля 2014 года признаются недействующими те условия трудовых договоров (заключенных ранее), которые не учитывают внесенные в ТК РФ новшества в отношении компенсаций при расторжении трудовых договоров. Это следует из положений статьи 2 Закона № 56-ФЗ. Следовательно, руководствоваться необходимо будет положениями ТК РФ.

Вносить какие-либо изменения в трудовые договоры ни ТК РФ, ни Закон № 56-ФЗ в подобном случае не обязывает.

Все организации Крайнего Севера оплачивают работникам проезд к месту отпуска и обратно

Закон № 50-ФЗ : с 13 апреля 2014 года действуют поправки, внесенные в статью 325 ТК РФ. Согласно изменениям оплачивать сотрудникам один раз в два года проезд и провоз багажа в пределах территории России к месту отпуска и обратно обязаны работодатели всех без исключения организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 1 ст. 2 Закона № 50-ФЗ).

Следовательно, теперь указанное требование распространяется не только на государственные учреждения, но и на все остальные организации. Ранее в обязательном порядке оплачивать проезд к месту проведения отпуска и обратно должны были лишь организации бюджетной сферы.

Поэтому негосударственные организации районов Крайнего Севера (приравненных к ним местностей), в которых ранее не был предусмотрен порядок оплаты работникам стоимости проезда к месту отдыха и обратно, должны прописать соответствующие положения во внутренних документах. Например, путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам или издания локального нормативного акта.

Законом № 50-ФЗ уточнено, что федеральные государственные органы и учреждения, а также государственные внебюджетные фонды обязаны оплачивать проезд к месту отдыха и обратно не только своим сотрудникам, но и членам их семей (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником). Кроме того, для работников (членов их семей) организаций госсектора гарантируется оплата провоза багажа весом до 30 килограмм.

Основным отличием новой редакции статьи 325 ТК РФ для перечисленных госучреждений является лишь то, что ранее они были поименованы в Трудовом кодексе РФ как «организации, финансируемые из бюджета». По сути же требования законодательства для них не претерпели изменений.

Установлено, как влияет на трудовые отношения изменение типа учреждения

Изменение типа государственного или муниципального учреждения означает, к примеру, преобразование казенного учреждения в бюджетное или автономное. Порядок изменения типа учреждения прописан в статье 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Ранее ТК РФ не предусматривал каких-либо правовых последствий в результате таких изменений.

Законом № 55-ФЗ в Трудовой кодекс РФ введены следующие нормы, регламентирующие отдельные моменты, связанные с изменением типа государственного или муниципального учреждения (п.п. 3, 7 ст. 2 Закона № 55-ФЗ):

  • данная процедура не является причиной для расторжения трудовых договоров с сотрудниками по инициативе работодателя. К тому же сохраняет свое действие коллективный договор;
  • сотрудник вправе самостоятельно отказаться от продолжения работы (уволиться) в связи с изменением типа учреждения.

Указанные поправки вступили в силу 02.04.2014.

Комментарии