Новая волна: советы от ФНС начинающим применять онлайн-кассы с 1 июля 2018
560 тысяч юридических лиц и ИП в России уже сейчас применяют онлайн-ККТ, ежедневно по каналам связи в налоговую службу поступает 120 млн электронных чеков. Для еще одной «волны» налогоплательщиков обязанность применять онлайн-кассы наступит 1 июля 2018 года,. На решение вопросов по подключению для них осталось не так много времени. Как выбрать кассовый аппарат и фискальный накопитель, как получить налоговый вычет на их приобретение и как зарегистрировать ККТ, БУХ.1С рассказал Андрей Бударин, начальник Управления оперативного контроля ФНС России.

Андрей Владимирович, как предпринимателю выбрать, какую именно онлайн-кассу приобрести?

На сегодняшний день в России насчитывается 42 производителя контрольно-кассовой техники. В реестр ФНС включены 128 моделей ККТ общей численностью более 4 млн аппаратов. В этот реестр выпущенные с завода аппараты попадают после прохождения исследования в экспертной организации (таковых 8). На учет в налоговых органах поставлено 1,7 млн экземпляров ККТ, а это значит, что потребителям, для которых обязанность применять онлайн-кассы наступает в этом и следующем годах, есть из чего выбирать.

Стоит учитывать свои потребности и специфику работы. Большая часть выпускаемых аппаратов универсальна, то есть выдает одновременно и бумажные, и электронные чеки. Но некоторые модели не включают в себя принтер. Они предназначены только для электронной отправки чеков (например, в интернет-магазине). Маркировка таких моделей, как правило, заканчивается на букву С. Есть специализированные устройства для вендинговых автоматов (название заканчивается на А).

С 1 июля 2018 года начать использование онлайн-касс должны:

  • организации и ИП с наемными сотрудниками на ЕНВД, осуществляющие деятельность в сфере общепита и розничной торговли.
  • ИП с наемными сотрудниками, применяющие ПСН в сфере розничной торговли и общепита.
  • организации и ИП с наемными сотрудниками, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов.

А по какому принципу выбирать фискальные накопители?

Фискальный накопитель (ФН) – устройство размером со спичечный коробок, ключевой элемент онлайн-кассы. В него записываются все сведения об оформленных электронных чеках. Это одновременно и архив, и страховка для налогоплательщика при нестабильной связи: если с интернет-соединением что-то случилось, новые чеки будут записываться в накопитель, а затем, при восстановлении соединения, все разом будут переданы в налоговую службу.

В России насчитывается 7 производителей фискальных накопителей. В реестре – 3,01 млн экземпляров ФН пятнадцати моделей.

Разные модели фискальных накопителей рассчитаны на разный срок действия – 13, 15 или 36 месяцев. Но в любом случае после замены ФН налогоплательщик обязан хранить его в течение 5 лет, чтобы в случае отсутствия информации у налоговиков можно было доказать, что вы ее передавали. Так что общая рекомендация – относиться к устройству со всей серьезностью. Кстати, ваша касса может быть в «облаке», но ФН все равно будет реальным, только находиться будет не у вас. После окончания срока действия его все равно придется получить у организации, которая предоставляет облачный сервис, и хранить у себя.

Чем меньше срок действия, тем ФН дешевле, но надо учитывать один аспект. Предельное количество записей в любом накопителе (отражено в техпаспорте) в среднем составляет около 250 тысяч, независимо от срока его службы. Поэтому если ваш бизнес подразумевает выдачу большого количества чеков, логично покупать ФН с малыми сроками действия. В противном случае ФН «переполнится» еще до того, как срок закончится.

Как известно, сегодня есть три формата фискальных документов - 1.0 1.05 и 1.1. Чем выше версия, тем больше объем передаваемой информации. Разные модели ФН поддерживают разные форматы. Чем сложнее ваши продажи, тем более продвинутый формат вам нужен. Может вам достаточно всегда 1.05? А если есть авансы, кредиты, подарочные карты, то нужен уже 1.1. Версия формата 1.0, напомню, прекращает действовать с 1 января 2019 года. Только надо учитывать – а ваша учетная система или ваш кассир готов работать с последним форматом?

Для стандартных розничных продаж, при этом, очень мало что меняется. Основные изменения будут в том случае, если вы работаете с авансами или по агентской схеме.

Есть ли разница между тем или иным оператором фискальных данных (ОФД)?

В нашей стране работают 18 ОФД. 

Цена на услуги у всех примерно одинаковая, а вот сервис разный. 

Самые «продвинутые» не только передают ваши чеки, но и предоставляют анализ данных по продажам, работе ваших кассиров, состоянии рынка в интересующем вас сегменте.

Как правильно зарегистрировать онлайн-ККТ?

Можно сделать это по старинке – отнести заявление на бумаге в ИФНС.

Но 93-94% пользователей поступают иначе и регистрируют кассу через интернет, в личном кабинете ККТ на сайте налоговой службы. Процесс занимает около 15 минут. 

Сейчас также есть возможность регистрации кассы через ОФД, но при этом времени нужно несколько больше, на сам процесс регистрации требуется около 30 минут.

Там же, в личном кабинете, можно перерегистрировать кассу, если сменились параметры ее работы (например, адрес установки). И, соответственно, снять аппарат с регистрации. 

В перспективе в кабинете появится информация об обнаруженных ФНС нарушениях в работе кассы. Пока что такие извещения выдаются на бумаге.

До 1 июля 2019 года введение онлайн-касс отложено для:

  • организаций и ИП на ЕНВД, осуществляющих деятельность в сферах, не отнесенных к розничной торговле и общепиту.
  • ИП на ПСН, осуществляющих деятельность в сферах, не отнесенных к розничной торговле и общепиту.
  • ИП без наемных сотрудников, осуществляющих торговлю с использованием торговых автоматов.
  • организаций и ИП на ОСНО и УСН, оказывающих услуги населению (кроме услуг общепита с наемными работниками) и выдающих БСО.
  • ИП на ЕНВД и ПСН без наемных сотрудников, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли и общепита.

Напомните, пожалуйста, о налоговом вычете для ИП на приобретение кассы.

В конце прошлого года в НК РФ были внесены поправки, в соответствии с которыми индивидуальные предприниматели, приобретающие онлайн-ККТ, получили право уменьшить сумму налога на 18 000 рублей за каждый приобретенный аппарат. 

Только помните, что для получения вычета ККТ нужно зарегистрировать не позднее установленного в законе срока (1 июля 2018 или 2019 года).

Можно ли заявить вычет на покупку онлайн-ККТ, если ИП в своей деятельности совмещает УСН и ЕНВД? И если да, то должна ли при этом ККТ использоваться только на ЕНВД?

Вычет можно заявить по ЕНВД, если расходы по приобретению ККТ не были учтены при исчислении налогов, уплачиваемых в связи с применением иных режимов налогообложения (УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»). 

А использовать аппарат можно в деятельности по ЕНВД и УСН.

Должно ли подотчетное лицо применять ККТ, если приобретает товары для организации за наличные средства? Если да, то получается, что продавец тоже должен пробить чек. Какой смысл задваивать одну и ту же операцию?

Идентификация покупателя как юридического лица происходит на основании предъявляемой им доверенности на совершение расчетов от имени юрлица. Также важным фактором взаимодействия юридических лиц является договор. 

Если данные условия соблюдены, то получается, что фактически встретились два юридических лица, совершающих один расчет, который оформляется одним чеком, сформированным на одной кассе.

В случае расчета с подотчетным лицом, не уполномоченным на представление интересов юридического лица соответствующей доверенностью, следует применять ККТ также, как и с обычным покупателем.

В законопроекте №344048-7, который вносит поправки в закон № 54-ФЗ и сейчас рассматривается Госдумой, есть инициатива – в чек вставить реквизиты второй стороны, если вторая сторона – ЮЛ или ИП. 

Это уточнение позволит (в описанном примере с юридическими лицами) оформить расчет одним чеком с идентификацией обеих сторон.

Предпринимателям на ПСН, которые занимаются розничной торговлей и не имеют наемных сотрудников, можно не применять ККТ до июля 2019. Значит ли это, что у ИП не должно быть сотрудников именно на ПСН в рознице, но они могут быть на другом режиме?

В законе отсрочка дана для ИП, не имеющих наемных работников, неважно, на каком режиме. Если у вас сегодня есть наемные работники, для вас срок наступает 1 июля 2018 года.

Предприниматель торгует в розницу. Есть стационарные точки, но бывают и выезды по городам и поселкам (например, по Домам культуры). Смена места торговли - раз в 2-3 дня. Можно ли использовать ККТ как выездную и указать адрес преимущественного места хранения? Или нужно каждый раз перегистрировать при смене места продажи?

Можно зарегистрировать как выездную. Тем более что число перерегистраций кассы в фискальном накопителе ограничено.

Но тут возникает вопрос указания в чеке сведений о месте расчета. Вот его придется периодически менять.

Крупная буровая компания. Операции с ККТ бывают очень редко. Можно ли на всю компанию с филиалами в разных регионах приобрести один аппарат?

Можно. Если в момент расчета место расчета будет отражаться правильно – то есть аппарат будет присутствовать именно в этом месте. 

Если же касса будет стоять только в центральном офисе, то нет (за исключением расчетов в сети Интернет).

Будет ли онлайн-касса применяться при безналичных операциях?

Да, как при оплатах банковской картой, так и в случае, когда физлицо приходит в офис банка с наличными и поручает произвести какую-то оплату в адрес продавца. Это тот самый законопроект №344048-7. 

Сейчас чеки можно не выписывать, если платеж производился через кассу банка (не по карте), но для этого надо быть точно уверенными именно в таком способе оплаты со стороны покупателя и быть готовыми доказать это налоговикам. Так что лучше подстраховываться.

Если у организации есть агентский договор с банком, который собирает деньги от покупателей в течение дня, а на следующий день переводит их одной суммой с приложением реестра, то в какой момент организация должна оформлять чеки?

В тот момент, когда узнала (или должна была узнать) о совершенном расчете из выписки по банку. 

Комментарии
  1. Рисовод

    про применение ККТ подотчетным лицом ничего не понял!!! Получается, что подотчетник продает купленный (например в магазине) товар своему работодателю?

  2. Туканоф

    Нет, раньше представитель Минфина сказала, что 54-ФЗ требует от подотчетника пробивать чек, когда он покупает товар для своей фирмы. Это бурно обсуждалось тут. Теперь Бударин объяснил - что чек один раз пробивает только продавец.

    • Рисовод

      Туканоф, подотчетник чек пробивает какой ККМ? Своей?

      • Red

        Рисовод , ну типа своей. ходит с ней везде)))

  3. Blue

    А какими словами Бударин объяснил, что чек должен пробить именно продавец? По его словам получается, что если есть доверенность, то чек пробивает покупатель, а продавец уже не должен. А вот если доверенности нет - то пробивает и покупатель, и продавец...

  4. Добрый инспектор

    Я так и не поняла. Кассой пользуемся уже год но раньше пробивали только масла(подакцизный товар)(розничная торговля ип енвд и усн автозапчастями) а теперь все и на  не подакцизный?или же все так же и остается на остальной товар выписывались чеки товарные?

  5. Я

    ОБщество, осуществляющее медуслуги ( стомкабинет)  не установило онлайнкассу с 01.07.2018г

    Что делать??? Подскажите

  6. RED

    Еще один вопрос, зачем сейчас заставляют генерального директора компании, для оплаты товара по корпоративной карте (с расч/счета на расч/счет), делать на самого себя доверенность. Раньше было достаточно с собой иметь печать.