Судебный вердикт: вправе ли ИФНС продолжать контрольные мероприятия после завершения проверки
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 13.10.2023 № А45-36548/2022 разъяснил, вправе ли налоговая инспекция после завершения выездной налоговой проверки назначить проведение дополнительных контрольных мероприятий в отношении проверенной организации.

Предмет спора: в отношении организации провели выездную налоговую проверку, по результатам который был составлен акт и доначислены налоги. Организация представила свои возражения по поводу доначисления налогов, и ИФНС назначила проведение дополнительных мероприятий налогового контроля. Посчитав действия налоговой инспекции незаконными, организация обратилась в суд с иском, в котором потребовала отменить решение о назначении дополнительных проверочных мероприятий.

За что спорили: возможность проведения контрольных мероприятий после завершения проверки.

Кто выиграл: налоговая инспекция.

Обосновывая в суде заявленные исковые требования, организация указывала, что проверочные мероприятия могут быть назначены только в рамках проводимой выездной налоговой проверки. Завершение проверки и принятие по ее итогам решения (составления акта) автоматически прекращают проведение любых проверочных действий со стороны налоговых органов. Поэтому, с точки зрения организации, ИФНС не может проводить проверочные мероприятия после завершения налоговой проверки. В связи с этим, по ее мнению, решение о назначении контрольных мероприятий за рамками проверки нарушает права налогоплательщика и подлежит отмене.

Суд кассационной инстанции отклонил доводы организации и встал на сторону налоговой инспекции. 

Судьи указали, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4, а в исключительных случаях – до 6 месяцев.  Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).

При этом завершение налоговой проверки само по себе не исключает возможности проведения налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля. В качестве таких мероприятий налоговым органом может проводиться истребование документов, допрос свидетеля и проведение экспертизы (п. 6 ст. 101 НК РФ). В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указывается срок и конкретная форма их проведения. 

Основная задача дополнительных мероприятий налогового контроля состоит в разрешении сомнений, которые возникли у налогового органа после предоставления налогоплательщиком и иными лицами дополнительных документов или возражений по итогам проверки.

Суд установил, что по результатам проведенной выездной налоговой проверки организация представила разъяснения, дополнительные документы и возражения по поводу доначисления ей налогов. Следовательно, налоговому органу в целях принятия законного и обоснованного решения необходимо было всесторонне проанализировать и оценить представленные налогоплательщиком возражения и дополнительные документы. Это могло быть осуществлено только в рамках дополнительных проверочных мероприятий, поскольку выездная налоговая проверка к моменту представления возражений была уже окончена.

Поэтому, заключил суд, налоговая инспекция обоснованно приняла решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, и оснований для его отмены не имеется. В удовлетворении иска организации было отказано.


Комментарии