Предмет спора: в ходе выездной налоговой проверки у организации был истребован комплект документов. Предоставлять запрошенные документы организация отказалась, за что была оштрафована по ст. 126 НК РФ. Помимо наложения штрафа, налоговая инспекция приняла решение о продлении срока проведения налоговой проверки вдвое – с двух до четырех месяцев. Посчитав действия налоговиков необоснованными, организация обратилась в суд с иском, в котором потребовала отменить решение о продлении срока выездной проверки.
За что спорили: продление срока проверки по причине непредставления запрошенных документов.
Кто выиграл: налоговая инспекция.
Обосновывая в суде заявленные исковые требования, представитель налогоплательщика отмечал, что НК РФ не предусматривает возможности продления сроков выездной проверки из-за непредставления запрошенных документов. За непредставление запрошенных документов налогоплательщики несут ответственность в виде штрафа по ст. 126 НК РФ.
Организация была оштрафована по факту непредставления документов. Таким образом, она уже понесла ответственность за допущенное нарушение. Повторное наступление для налогоплательщика неблагоприятных последствий (в виде продления сроков проверки) за одно и то же нарушение законодательством исключается. Соответственно, по мнению организации, решение о продлении сроков проверки подлежит обязательной отмене.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы организации и встал на сторону налоговой инспекции.
Суд пояснил, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемых компаний все необходимые для проверки документы. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, необходимо представить в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования (ст. 93 НК РФ). Непредставление истребованных документов влечет взыскание с налогоплательщика штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК РФ).
В свою очередь выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика и не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях – до шести месяцев (ст. 89 НК РФ). Полный перечень оснований для продления срока проведения выездной налоговой проверки установлен приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.
В частности, срок проверки может быть продлен при наличии у проверяемой организации нескольких обособленных подразделений и при активном противодействии проверяемого лица проведению проверки. Одним из оснований продления срока выездной налоговой проверки является непредставление проверяемым лицом запрошенных документов, необходимых для проведения проверки. Таким образом, отказ в предоставлении документов является самостоятельным и достаточным основанием для продления выездной проверки.
Продление сроков выездной проверки не является мерой налоговой ответственности. Поэтому привлечение компании к ответственности по ст. 126 НК РФ не исключает возможности продления сроков проверки по причине непредставления запрошенных у нее документов. В связи с этим судьи признали действия налоговиков законными и отказали организации в удовлетворении заявленного ею иска.