Постоянный ведущий данной рубрики Я.В. Соколов, д.э.н., профессор, член Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России, совершает очередной экскурс в историю. На этот раз ретроспективному анализу подверглось хорошо всем знакомое понятие амортизации.

Содержание

Амортизация - слово латинского происхождения и имеет несколько вариантов перевода. Но, пожалуй, самым впечатляющим можно считать вариант a mort - отрицание смерти. Но так ли это?

Как возникла амортизация

Историки учета находят истоки ее во флорентийских фирмах XV века. Однако до середины XIX века это были частные опыты. Широкое признание амортизация, как бухгалтерская категория, получила только к середине XIX века. Тогда началось массовое железнодорожное строительство, оно требовало огромных коллективных капиталов, а расходы, связанные со строительством, отражались в тот момент, когда они возникали. В результате огромные суммы фиксировались в самом начальном периоде строительства, а в дальнейшем возникала достаточно большая прибыль, ибо амортизация не начислялась, и, как следствие, акционеры требовали огромных дивидендов. Но подлинные хозяева дела считали нужным удержать часть выручки, создавая так называемый фонд обновления (реновации). Предполагалось, что когда подвижный состав, путь, здания, сооружения и т. п. будут изношены, у управления железной дороги будут средства для восстановления ликвидируемых средств.

Так возникло понимание амортизации как фонда. Обычно он делился на две части: первая предназначалась на покупку или создание новых вместо старых объектов (это и есть реновация), вторая - предполагала накопление средств для капитального ремонта.

Так первоначально понимали амортизацию и за рубежом, и у нас. В России особенно ясно эту теорию развил глава петербургской школы бухгалтерского учета - Е.Е. Сиверс (1852-1917).

Отношение к амортизации в России

Дискуссии конца XIX - начала XX вв.

В старой России между москвичами и петербуржцами всегда шли споры о том, какой город лучше: Москва (женский род) или Санкт-Петербург (мужской род). Если в столице Е.Е. Сиверс утверждал, что амортизация - это фонд, то москвичам это не нравилось. И приехавший из Одессы в первопрестольную бухгалтер Р.Я. Вейцман (1870-1936) развил совсем иное понимание амортизации. Он утверждал, что амортизация - это не часть прибыли, которая не облагается налогом и из которой не выплачиваются дивиденды, а, в духе учения К. Маркса (1818-1883), стал учить, что это перенос ранее созданной стоимости на стоимость вновь создаваемую. Отсюда следовало, что, потратившись на основные средства (этот термин появится значительно позже), собственник не должен эти затраты трактовать как расходы того момента, когда они возникли, ибо таковыми они будут становиться по мере эксплуатации объекта. Например, купили вы шубу за 12 000 руб. и носить ее собираетесь 10 лет. В момент покупки, когда вы отдали за нее всю сумму, у вас нет расходов, происходит только изменение структуры актива баланса: были деньги - стали основные средства. Никаких затрат. (Если вас дома кто-нибудь упрекнет в расточительности, вы так и объясняйте.)

Таким образом, расходы возникают в течение всего эксплуатационного периода каждого объекта и, следовательно, амортизация - это не часть прибыли, а часть себестоимости изделия, которая медленно включается в готовую продукцию. В этом случае говорить об амортизации как об источнике финансирования не приходится, ибо она теперь, по-московски, стала пониматься как списание ранее понесенных расходов будущих периодов. А кому может прийти в голову считать их источником финансирования?

Каковы сроки

В России все зависит от государства. Только когда в 1885 году в нашей стране ввели промысловый налог (налог на прибыль), все начали считать амортизацию: идея была простой - снизить налогооблагаемую прибыль. Надо сказать, что законодатель понимал амортизацию как налоговую скидку: все предметы из железа облагались по ставке 10 % в год, а остальные, исходя из 5 %, то есть от первоначальной стоимости объекта вычиталось 1/10 или 1/20, и на эти суммы уменьшалась налогооблагаемая прибыль. Потом, уже в советское время, бухгалтеры, вернее, те, кто ими командовал, стали создавать множество норм, полагая, что даже каждая деталь агрегата изнашивается в разные сроки, и поэтому нормы должны быть разными.

Амортизация и износ

Наш замечательный соотечественник А.П. Рудановский (1863-1934) попытался примирить обе теории, синтезировав взгляды Е.Е. Сиверса и Р.Я. Вейцмана. Чтобы понять новый подход, вернемся к примеру с шубой. Допустим, вы купили шубу и стали носить ее. Каждый год ее стоимость уменьшается на 1 200 руб. - это износ. Но хозяин шубы каждый год откладывает или в копилку, или в банк тоже 1 200 руб. Когда пройдет десять лет, то шуба будет выброшена, а на накопленные 12 000 руб. хозяин купит новую шубу - это амортизация.

Однако тут забывают, что через десять лет уже и шуб таких не будет, а если и будут, то цена у них окажется другой, и что самое главное: рубль будет совсем иным.

С конца 30-х годов XX века до начала 90-х годов, теперь уже минувшего века, эта теория у нас была принята официально. Более того, не без некоторого основания советская практика допускала переамортизацию и сверхизнос основных средств. Например, если срок эксплуатации объекта составлял 10 лет, а на самом деле он эксплуатировался 12 лет, то в течение двух сверхлимитных лет, бухгалтерия продолжала начислять амортизацию и износ. Это мотивировалось следующими обстоятельствами:

  1. амортизация, в части реновации, полностью изымалась в бюджет и, в сущности, она выступала в виде налога на предприятие. В то время как амортизация на капитальный ремонт оставалась в распоряжении предприятия.;
  2. затратный метод ценообразования, в случае отказа от начисления амортизации, приводил бы к несопоставимости себестоимости готовой продукции. В нашем примере первые десять лет себестоимость была бы большей, а в последние два года, вдруг, она оказалась бы сниженной. Это считалось нелогичным.

Суть амортизации

Главный вывод, который можно сделать, сводится к тому, что амортизация - это чисто финансовая процедура, которая имеет очень отдаленное отношение к реальной потере стоимости основным средством. Сознавая это, составители учетной политики должны выбирать те нормы и те методы начисления амортизации, которые они считают целесообразными для наиболее благоприятного, с их точки зрения, исчисления финансового результата. Естественно, что в этих условиях самым правильным следует признать амортизацию по единой норме всего массива основных средств, ибо бессмысленно разбивать этот массив по отдельным объектам, а иногда узлам и деталям. Амортизацию не следует привязывать к износу. Это разные категории.

Амортизация и бюджет

В бюджетных и некоммерческих организациях расходы возникают тогда, когда они сделаны. Поскольку такая организация не получает дохода, она не может связывать понесенные затраты с ожидаемой выручкой. Следовательно, амортизация в бюджетных школах, в армии, в больницах и т.п. учреждениях также бессмысленна, как "рукопожатие в своей семье". Возьмем все то же пальто: вы потратили деньги, вы пальто носите, и если благодаря ему зарабатываете деньги (ходите на работу), то в этом случае есть смысл в амортизации, а если вы пенсионер - то вряд ли. Оно не увеличивает ваши доходы, их у вас нет, а есть только пенсия.

В чисто философском плане то, что мы называем амортизацией, подразумевая под ней износ, - процесс неизбежный и для вещей, и для людей. И каждый человек может в определенном возрасте почувствовать, что "начинается самая страшная из амортизаций - амортизация тела и души".

Амортизация или что такое реализм

Комментарии