Содержание
Жизнь в бухгалтерии - это постоянные профессиональные и житейские проблемы. В бухгалтерии могут работать или одни мужчины (это было давно), или одни женщины (сейчас сплошь и рядом), или женщины и мужчины (бывает).
Мужчины и женщины
Считается, по научной организации труда, что если в служебном помещении, теперь говорят офисе, посадить вместе мужчину и женщин или мужчин и женщину, то более 50 % интимной тематики будет автоматически изъято из разговоров, при этом более 90 % нецензурных слов не будут звучать в беседах сотрудников.
Одно это обстоятельство указывает на важность гендерных проблем в деловой жизни.
Дело в том, что люди, в массе своей, живут в семьях. И это очень хорошо. Когда-то считалось, что муж - это добытчик, а жена - хозяйка семьи. В старом Санкт-Петербурге было много немцев - русских немцев. Но в нашем обществе не очень уважали немцев, но благотворили немок. (Лев Толстой знал, что делает, когда выбирал невесту.) Считалось, что у них в почете три K - kierche, kinder, kuche, то есть они уважают, почитают и с любовью выполняют три обязанности - ходят в церковь, воспитывают детей и прекрасно готовят. При всем при том, немки славились аккуратностью, чистотой и прилежанием. Они не занимались политикой и не лезли в мужские дела.
С начала XX века все изменилось: женщины стали курить. Это был вызов. Законам природы был противопоставлен закон социального равенства. Появились феминистки. Они считали, что знаки внимания, которые мужчины оказывают представительницам прекрасного пола: уступка места, целование руки, пропуск на дороге или при входе и выходе - все это оскорбления, унижающие женщин. В США, иногда, положим, вы уступите в метро место женщине, она оскорбится и откажется, если вы поцелуете ей руку, она в ответ поцелует вам вашу руку и т. д., и т. п. У нас, слава Богу, до этого не дошло, наши женщины любят 8 марта, ценят мужчин, так как знают 23 февраля, но и принципы равноправия уважают и отстаивают.
У них для этого есть все основания и даже права.
Женщина несравненно трудолюбивее мужчины и, безусловно, не глупее его. Мужчина ленивее, он всегда думает, как уклониться от работы. Лучший пример: пока женщина вела домашнее хозяйство, надо было стирать белье. Она это и делала. Потом наступило равноправие, и она сказала мужу: работай! Он уклониться не мог, тем более, если добытчиком был уже не он, а она, но и работать не хотел. Вместо этого он стал выдумывать что-то и создал стиральную машину. В результате: был лежебокой и остался таким.
Работа в бухгалтерии
Посмотрите на мужчину и женщину в бухгалтерии. Это разные люди. Женщина полна энергии. Она часто опаздывает ко времени, часто забывает, что ей надо раньше уйти, у нее уйма дел: не стирано белье, муж заболел, дочь огорчает, и еще и свекровь нервирует.
Свою текущую бухгалтерскую работу она выполняет автоматически быстро и, как правило, технически хорошо. При этом любви к накладным, фактурам и журналам-ордерам она не испытывает. Очень часто она говорит: «Дети мои в бухгалтерии работать не будут». Впрочем, это не мешает отдать ребенка на учетно-экономический факультет.
Не то, что мужчина. Он, придя на работу, долго думает: «зачем? за что?». Потом начинает раскладывать бумаги и медленно соображать, что с ними делать. (По этому поводу можно прочесть замечательные рассказы В.М. Шукшина.) Против женской, производительность труда незначительная и результаты труда неблестящие.
Но есть у мужчин свои преимущества. Тут стоит отметить главное: умение понять, что важно, что существенно.
Вот примеры из жизни.
Большое районное собрание бухгалтеров. Конечно, все бухгалтеры - женщины. Руководитель мероприятия просит подписать собравшихся адрес юбиляру, старейшему главбуху - пенсионеру: коллеги выражают любовь к заслуженному представителю нашей профессии. Все женщины отказываются, говоря: «Нас никто не уполномочивал подписывать такие документы». На следующий день руководитель объехал немногих главбухов - мужчин и те с великим спокойствием расписались. Никто не возражал.
Еще показательней, как женщина и мужчина подписывают настоящие документы.
Ставить подписи женщина боится больше, чем мужчина. Автору статьи приходилось наблюдать, как разные главбухи подписывают документы. Почти все, кого приходилось видеть, читают текст, но реакция заметно разная. Женщина читает темпераментно, одни документы она нехотя и разочаровано подписывает, но некоторые, неправильные, как она думает, вызывают у нее эмоциональный взрыв, она не просто не подписывает, она комкает их и бросает в корзину для мусора. Через какое-то время начальник звонит ей и, употребляя современную и очень убедительную лексику, требует документы подписать. Женщина испытывает страх и ненависть. Она вытаскивает выброшенные документы, разглаживает, тяжко вздыхает и подписывает.
Мужчина поступает иначе. Он медленно прочитывает всю пачку документов. Откладывает один-два, как ему кажется, сомнительных, и механически подписывает все остальные. Когда ему звонит начальник, главбух объясняет несуразность заполнения этих документов и подсказывает, как надо их переписать. Начальнику это нравится. Он начинает любить людей нашей профессии.
Как распределить работу
Ее можно распределить по трем основным принципам: по тому, как удобнее делать самим сотрудникам, или по чисто теоретическим принципам (по науке), или так, чтобы людям труднее было работать. Все эти подходы можно встретить.
Если говорить о главбухах-женщинах, то они в большинстве своем предпочитают первый вариант: все заняты, все при деле, все все равно не довольны, но все терпят. Но есть женщины со скрытыми садистским наклонностями: обидевшись на кого-то из подчиненных, как правило, тоже женщин, они начинают поручать им заведомо или абсурдную, или невыполнимую работу. Мужчины, в принципе, тоже предпочитают первый вариант, а к третьему прибегают только сознательно, когда надо уволить сотрудницу, которая увольняться не хочет. Ей он дает работу, которую та не может выполнить, и ей систематически прививается комплекс неполноценности. Она уйдет. Что касается второго варианта, то женщины его, как правило, не приемлют, а мужчины иногда к нему прибегают: или они большие фантазеры, постоянно забывающие о реальных людях, с которыми работают, или они далеко продвинутые администраторы. В последнем случае, задумывая, как правило, массовые увольнения, они приглашают некоторых экспертов по НОТ - научной организации труда. Приглашенные сочиняют проект, предусматривающий рост производительности труда и сокращение n % штата. Коллектив в ужасе. Начинаются увольнения, и когда несимпатичные трудящиеся оказываются на улице, рационализация завершается.
В чем суть? 90 % богатств США принадлежат женщинам. Но они очень мало из них заработали. Это средства, которые достались им от отцов, мужей, друзей, братьев, сыновей и племянников. И дело не в том, что эти женщины умственно отстали от своих родственников. Дело в том, что согласно законам природы, женщина психологически плохо рассчитывает риск. Лучший пример - биржа. Никаких особых физических усилий тратить не надо, достаточно покупать и продавать ценные бумаги. Но женщина изначально, боясь риска, слабо покупает и, осознавая упущенную прибыль, огорчается. Потом она, рассерженная как в случае с бумагами, начинает лихорадочно бросаться во все тяжкие и в обиде и азарте проигрывает все.
Эти качества сказываются в бухгалтерской практической работе в том, что женщина всегда выбирает: а) привычные ей методы работы; б) не любит участвовать во всех дискуссиях; и в основу своих поступков кладет принцип экономии действий. Но если женщина-главбух затевает реформу бухгалтерии, к счастью это бывает редко, то это может обернуться катастрофой для всего коллектива.
Женщинам, даже иностранкам, труднее, чем мужчинам, приходить вовремя. Мужчина больше любит поговорить, подумать, и иногда это помогает делу.
Итоги
Многие читатели, наверное, подумали, что автор считает мужчин лучшими, по сравнению с женщинами, бухгалтерами. Это не так. Мы просто должны понять, что дело не в том, мужчина или женщина, а в том, какой мужчина и какая женщина. И все же самые хорошие мужчины и женщины должны дополнять друг друга, а не мешать друг другу. Многое мужчины делают лучше, чем женщины, но и женщины могут делать работу так хорошо, что мужчины будут только завидовать.
Отсюда ясно одно: главному бухгалтеру, будь то женщина или мужчина, важно уметь хорошо распределить работу.
И все будут в счастьи.
Мужчин дискриминируют по найму на такую профессию, плюс считается что она социально не одобряемая и многие мужчины не идут учиться в ВУЗы. Все это ограничивает доступ к профессии, которая уже не копеечная а весьма доходная.