Особенности составления бюджетной и бухгалтерской отчетности в 2013 году
В начале каждого финансового года актуальным становится вопрос об особенностях составления месячной и квартальной отчетности. Как известно, отчетность содержит информацию, необходимую для принятия управленческих решений. На эффективность этих решений в большой степени оказывает влияние достоверность и качество отчетности, которые могут быть достигнуты путем строгого соблюдения требований к ее формированию в соответствии с нормативными документами, а также методическими и разъяснительными рекомендациями уполномоченных государственных органов. В статье М.В. Леонова, начальник Отдела отчетности об исполнении федерального бюджета Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, рассматривает особенности, которые необходимо учитывать при составлении месячной и квартальной отчетности в части исполнении федерального бюджета в 2013 году.

Содержание

Особенности составления бюджетной и бухгалтерской отчетности в 2013 году

Напомним, что составление бюджетной отчетности регламентировано Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (в ред. приказов Минфина России от 29.12.2011 № 191н, от 26.10.2012 № 138н), далее - Инструкция № 191н, а бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений - Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (в ред. приказа Минфина России от 26.10.2012 № 139н), далее - Инструкция № 33н.

Состав месячной бюджетной отчетности

Месячная бюджетная отчетность формируется и представляется в составе следующих форм:

1. Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127), далее - Отчет (ф. 0503127).

2. Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) в части денежных расчетов, далее - Справка (ф. 0503125).

3. Пояснительная записка (ф. 0503160), включающая текстовую часть, которая, наряду с иным описанием результатов деятельности учреждения, должна содержать описание сложившихся на отчетную дату отклонений по расчетам по межбюджетным трансфертам и Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178), далее - Сведения (ф. 0503178).

4. Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184). Обратите внимание, что данная Справка формируется по показателям в части межбюджетных трансфертов (их поступлений в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (код бюджетной классификации ххх202хххххххх151), возвратов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет (ххх218хххххххх151)) только в том случае, если поступления уже учтены на лицевом счете администратора доходов (источников финансирования дефицита бюджета) в отчетном периоде (то есть поступили на балансовый счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», и подлежат перечислению на счет соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в следующем отчетном периоде (например, в части федерального бюджета - на счет 40105 «Средства федерального бюджета»).

В целом порядок формирования указанных форм, по сравнению с 2012 годом, не изменился, за исключением следующего.

Начиная с отчетности по состоянию на 01.03.2013, для федеральных казенных учреждений, находящихся за пределами РФ (далее - загранучреждения), предусмотрено ежемесячное* формирование бюджетной отчетности, которая должна содержать информацию по исполнению федерального бюджета как за счет бюджетного финансирования текущего отчетного периода, так и по средствам, получаемым от разрешенных видов деятельности в качестве дополнительного источника финансового обеспечения выполнения функций, и по связанным с ними расходам сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год для указанных учреждений.

Примечание:
*          Установлено письмом Федерального казначейства от 05.02.2013 № 42-7.4-0.5/2.1-77 «Об особенностях составления и представления месячной и квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета в 2013 году».

В отчетность по дополнительным источникам загранучреждений включаются следующие операции:

  • кассовые операции, связанные с осуществлением приносящей доходы деятельности, и расходы, осуществляемые за счет указанных поступлений;
  • кассовые операции в пределах неиспользованных остатков бюджетного финансирования прошлых лет, используемых в соответствии с действующим законодательством.

Данная отчетность должна включаться главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находятся загранучреждения, в соответствующие сводные формы месячной отчетности и представляться в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (далее - МОУ ФК) как в составе сводных отчетных форм, так и отдельными формами.

При этом, учитывая значительную отдаленность территориального нахождения указанных загранучреждений и трудности, возникающие при представлении ее главному распорядителю бюджетных средств, срок сдачи сводной бюджетной отчетности для главных распорядителей в МОУ ФК увеличен по сравнению с иными главными распорядителями бюджетных средств до 22 числа месяца, следующего за отчетным.

Главные распорядители бюджетных средств, не имеющие подведомственных загранучреждений, представляют в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства месячную бюджетную отчетность в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным.*

Примечание:
*        Приказ Федерального казначейства от 29.11.2012 № 17н «О сроках представления сводной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства в 2013 году».

По состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября месячная отчетность в МОУ ФК не представляется, поскольку на эти отчетные даты представляется квартальная отчетность.

Состав квартальной бюджетной отчетности

Необходимо отметить изменения, произошедшие в составе квартальной бюджетной отчетности в 2013 году.

Так, в связи с установленной Бюджетным кодексом РФ (п. 3 ст. 161) нормой по обязательному перечислению всех доходов казенных учреждений, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, учреждениям теперь не разрешается осуществлять операции по коду финансового обеспечения «2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)».

Поэтому приказом Минфина России от 26.10.2012 № 138н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н» из состава квартальной отчетности исключены следующие формы:

Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137);

Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138);

Сведения о кассовом исполнении смет доходов и расходов (ф. 0503182).

Таким образом, в составе квартальной отчетности дополнительно с формами, предусмотренными для месячной отчетности за 2013 год (порядок формирования Отчета (ф. 0503127) в квартале определен п.п. 52-62, 66, 67 Инструкции № 191н), представляется Пояснительная записка (ф. 0503160), включая Сведения об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете (Таблица № 3), Сведения о количестве подведомственных учреждений (ф. 0503161), Сведения  об исполнении бюджета (ф. 0503164) (далее - Сведения ф. 0503164) и Сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177).

При формировании Сведений ф. 0503164 следует учесть, что в графе 4 раздела 1 «Доходы бюджета» предусмотрено отражение не только тех показателей, по которым исполнение на отчетную дату не соответствует прогнозным показателям на отчетный период, но и тех, по которым прогнозные показатели отсутствуют.

Кроме того, важно отметить необходимость раскрытия в бюджетной отчетности информации о суммах заключенных контрактов (договоров), предусмотренных к исполнению в 2013 году, в том числе по сети подведомственных учреждений, являющихся получателями средств федерального бюджета, а также о факторах, повлиявших на объем и динамику их заключения. Данная информация подлежит отражению главными администраторами средств федерального бюджета в текстовой части раздела 3 «Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности» Пояснительной записки (ф. 0503160) к месячной и квартальной бюджетной отчетности.

Квартальная бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений

Одновременно с квартальной бюджетной отчетностью формируется квартальная бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений.

Ее состав и порядок формирования по сравнению с 2012 годом не изменился.

Так, необходимо формировать следующие отчетные формы:

1. Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).

2. Пояснительную записку (ф.0503760), включающую текстовую часть и Сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779), формируемые раздельно по видам деятельности:

  • по деятельности с целевыми средствами (коды видов финансового обеспечения 5, 6);
  • по оказанию работ (услуг) (коды видов финансового обеспечения 2, 4, 7);
  • по средствам во временном распоряжении (код вида финансового обеспечения 3).

Обратите внимание, что при составлении текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760) подлежат раскрытию факторы, оказавшие влияние на размер остатков денежных средств на счетах учреждений по состоянию на отчетную дату.

На какие показатели отчетности обратить внимание

Анализируя, рассмотренные выше документы, можно сделать вывод: принимающие органы в настоящее время уделяют внимание следующим показателям.

В первую очередь, это равномерность осуществления расходов, качество бюджетного планирования. Об этом свидетельствуют показатели, представленные в Сведениях ф. 0503164, а также информация о заключенных получателями бюджетных средств контрактах.

Во-вторых, бюджетная отчетность должна содержать полную информацию об исполнении федерального бюджета. Именно поэтому в месячной отчетности получателей бюджетных средств должны отражаться данные об операциях загранучреждений, которые раньше требовалось представлять только ежеквартально.

У главного распорядителя бюджетных средств либо его подведомственного учреждения могут сложиться определенные ситуации, не обозначенные в Инструкциях или разъяснительных письмах, не укладывающиеся в установленные или общепринятые параметры исполнения бюджета.

Поэтому очень важно при наличии таких ситуаций привести их описание в Пояснительной записке (ф. 0503160), тем самым поставив в известность об их существовании органы, принимающие отчетность. Кроме того, в ней целесообразно привести меры, которые принимает субъект бюджетной отчетности для устранения негативных тенденций.

Например, если процент заключения контрактов (показатель контрактации) у учреждения очень мал, это не обязательно говорит о плохой работе учреждения. Все может объясняться и иными причинами, в частности, несвоевременным доведением лимитов бюджетных обязательств, что и следует отразить в Пояснительной записке.

Комментарии