Содержание
Оценка - это мнение о ценности предмета. В бухгалтерском учете все объекты измеряются в деньгах, и поэтому самые разные вещи и даже не вещи объединяются в одну совокупность.
Поэтому оценка всегда следствие или исчисления (калькуляции) или предписания. Рассмотрим оба варианта.
Сложности процедуры
Вы что-то строите: покупаете материалы, нанимаете рабочих, выплачиваете налоги. Кажется все просто: сложил потраченное и узнал, во что обошлась работа.
Однако не спешите.
1. Вы использовали инструменты. Если они были у вас в доме раньше, то, очевидно, какую-то часть их стоимости, может быть, тоже надо прибавить к затратам стройки. Если вы их купили специально, и они остались после выполненных работ, вы их сможете использовать еще много лет, то, наверное, не всю, а какую-то часть их стоимости тоже надо включить в себестоимость вашего строительства.
2. Если затраты считать с самого начала работ и вплоть до их завершения, то конечная сумма кажется достаточно очевидной, но если строительство затянется на ряд лет и кто-то захочет подсчитать текущие затраты за, скажем, каждый месяц, то в этом случае возникает новая трудность: как расходы относить к тому или иному месяцу? Когда они, как теперь говорят, признаются: когда возникли обязательства или когда их оплатили? В самом деле: в марте вы позвали плотника, пообещали ему за какую-то работу x руб., в апреле он сделал работу, в мае вы ему заплатили. Спрашивается, когда у вас возник расход? Теоретически возможны минимум три логически равноправных ответа:
а) когда заключили договор, тогда и возникло обязательство, т.е. расход;
б) когда выполнили работы, тогда и возникла необходимость израсходовать деньги;
в) когда заплатили, т.е. когда собственник потратил активы.
В народе обычно дают ответ (в), и в этом есть сермяжная правда с точки зрения финансовых потоков, но не с точки зрения учета обязательств, поэтому радикальные юристы склонны ответить (а), а разумные экономисты говорят (б).
3. Вы приобрели предметы. Кажется все очень просто: сколько заплатили, столько и показали в учете. Однако и тут возникают вопросы, и главный из них: когда вещь перешла в вашу собственность?
Ответы могут быть разными:
а) когда вы согласились купить;
б) когда вы ее фактически получили;
в) когда вы заплатили за нее.
Все эти варианты можно заложить в договор, что доказывает логическую равноправность всех вариантов и суверенность воли участников договора. Однако в жизни есть особенности и, прежде всего, речь идет о том, покупаете вы товар в магазине или это оптовая поставка, скажем, из Хабаровска.
Как покупают в магазине товары
Вы вошли в универсам, на стеллажах разложены товары. Это оферта - предложение собственников магазина заключить с вами договор купли-продажи. Если вы взяли со стеллажа товар, то вы акцептовали оферту, т.е. не только дали согласие на заключение договора, но уже заключили его. Согласно этому договору товар перешел в вашу собственность. Теперь ни другие покупатели, ни администрация магазина в силах, но не вправе отобрать то, что вы уже фактически купили. Товар ваш. Однако вы еще не исполнили свои обязательства, вытекающие из договора: вы не оплатили товар. Собственники магазина свою часть договора выполнили и передали вам товар, а вы свою еще нет. И только когда вы внесете в кассу причитающуюся сумму и получите чек, вы выполните договор купли-продажи.
Иногда возражают. А если у меня денег не хватит? Это только значит, что вы вернете товар и тем самым возместите продавцу его возможные убытки. А вот если вы товар вынесете, не оплатив, то убытки будут для магазина невосполнимыми. Могут сказать, а если взята бутылка, скажем, молока, и разбилась о цементный пол. Это уже ваша бутылка, и риск ее гибели перешел к вам, а ваше обязательство возместить стоимость молока и бутылки останется, ибо оно вытекает из того, что вы акцептовали этот товар, приняли его в собственность, и ваше обязательство оплатить его остается в силе.
Если речь идет об оптовой торговле
Если вы, живя в Москве, купили товар в Хабаровске, то, как только продавец передал его на станцию железной дороги - Хабаровск-товарная, и если в самом договоре не сказано иное, то в этом далеком районе собственность на товар автоматически перешла к вам - покупателю. И если при приемке на Московской товарной при вскрытии контейнера обнаружится недостача, то судиться с железной дорогой придется вам - покупателю, а не продавцу из Хабаровска. Ведь согласно всем документам, прежде всего - железнодорожной накладной, он - продавец - весь товар, подлежащий поставке, передал в целости и сохранности. И как только железная дорога эти ценности получила, так это стал товар уже ваш, а не хабаровского продавца, а вместе с получением права собственности от продавца к вам переходит и риск полной или частичной гибели груза. И теперь вам понятно, что раз товар ваш, то и выяснять отношения с транспортной организацией надо вам.
Как фиксировать оценку
Если вещи были куплены в магазине, то момент возникновения расходов совпадает с моментом оплаты, если, конечно, расчет выполняется наличными. Но тут возможны варианты: надо ли включать расходы по доставке в оценку предмета или их лучше списать на затраты текущего отчетного периода. А если вещь доставили 31 марта в разобранном виде и только 3 апреля ее соберут, то оценку объекта следует отнести к первому или второму кварталу?
Все сложно. Возможны и еще сложности. Предположим, что вы продали товары за x руб., а вам заплатили (x * 0,5) руб., а остальную сумму вы предоставили в кредит. Считается, что ваша выручка x руб. или (x * 0,5) руб.? История знает разные ответы.
Если дать первый ответ, то у вас возникает прибыль, а на самом деле покупатель никогда полностью кредит не погасит, а если второй, то материальная ответственность кладовщика уменьшилась на x руб., а реальная выручка составила только (x * 0,5) руб., - нет сопоставимости.
И с оптом все сложно. Достаточно сказать, что если в июне из Хабаровска отправили товары, и, как мы и вы понимаем, поскольку собственность перешла к вам, то и оценку вам надо показать во втором квартале, а не в конце третьего, когда товары действительно поступят в Москву. Но, спрашивается, на каком основании бухгалтер сделает такую запись?
Пока ясно одно, что бухгалтерский учет - это не такое простое дело, когда достаточно знать четыре правила арифметики и разбирать буквы.
Итоги
Тут удалось только чуть-чуть приподнять занавес, и то сразу стало ясно, что на сцене бухгалтерского учета существуют огромные трудности и неясности.
Однако - бухгалтерия великая наука, и из нее может извлечь пользу только тот, кто ее любит.