Содержание
В прошлый раз мы рассмотрели один из вариантов служебной коммуникации - выдачу задания сотруднику. Но это был довольно обобщающий пример, а в контексте каждого конкретного случая есть множество факторов, которые требуют внесения определенных поправок в процесс общения.
Каждый человек - участник любой простейшей коммуникации - далеко не является чем-то «однородным» и «монолитным» с точки зрения психологии. И учитывать при общении лучше максимальное количество нюансов, если вы действительно хотите его, общение, сделать более эффективным.
Среди наиболее популярных систем, описывающих особенности человеческого общения, есть метод транзактного анализа, автором которого является Эрик Берн*. Он предлагает рассматривать в человеке три субличности, три эго-состояния:
1) Каждый несет в себе эго-состояние, воспроизводящее эго-состояние родителей. Родитель олицетворяет власть, традиции и представления о том - как все нужно делать. При этом Родитель может быть как властным и деспотичным, так и любящим и направляющим.
2) Эго-состояние объективного взгляда на мир. Взрослый в совершенстве владеет многими навыками, самостоятелен, умеет поставить цели и рационально, аналитически подойти к любой ситуации.
3) В каждом живет маленький ребенок, мальчик или девочка. Адаптированный или естественный. Ребенок олицетворяет спонтанность, креативность, интуицию, удовольствие от жизни. Впрочем, Ребенок может быть как игривым и послушным, так и капризным и требующим к себе неоправданно большого внимания.
Примечание:
* Эрик Берн
- автор известных книг «Игры, в которые
играют люди» и «Люди, которые играют в игры».
Размеры статьи не позволяют привести более подробное описание субличностей «по Берну», вы можете ознакомиться с ними самостоятельно. Здесь же мы применим эти характеристики для большей детализации примера выдачи задания вашему подчиненному.
А для этого мы должны понимать, что качества одной из трех субличностей проявляются как у выдающей задание стороны, так и у принимающей. Причем, диспозиция субличностей обеих сторон общения может изменяться во время беседы несколько раз! Едва ли не на каждой фразе!
Как именно? На рисунке представлены все возможные варианты так называемых транзакций.
Наиболее продуктивной транзакцией в деловом общении является транзакция Взрослый - Взрослый, как общение двух людей в равной степени осознающих и состав задания, и процедуру его выполнения и степень ответственности, что возможно в том случае, когда общаются два профессионала, два человека, хорошо знающих свое дело (пусть и с разных уровней служебной иерархии). Это, конечно, не исключает использования тех правил выдачи заданий, которые мы рассматривали в прошлой беседе. Но степень их проявленности в процессе коммуникации может быть более мягкой.
Если вам предстоит выдать задание сотруднику, не имеющему опыта аналогичных дел, то возможно транзакция проявится как Взрослый - Ребенок или Родитель - Ребенок. Вспомните, как приходится что-то объяснять реальному ребенку в первый раз - и станет понятно, каким образом складывается коммуникация в этом случае. Ваша позиция как Взрослого или Родителя диктуется тем, что вы - инициатор задания и представляете себе его конечный результат, а вот какая из субличностей проявится - зависит от вашего стиля управления и от вашего отношения к данному конкретному сотруднику. А какого ребенка - покладистого или строптивого - будет представлять собой ваш собеседник, зависит уже от его характера, его мотивации к работе, от многих других причин. Например, если Ребенок «капризен», то, получив задание, будет искать причину за причиной, чтобы оттянуть результат или «виснуть на шее» других сотрудников, прося (или, скорее, «канюча») о помощи, отвлекая всех и вся. Чаще всего этот стиль проявляется у молодых малоопытных работников, слабо мотивированных (или не мотивированных вообще) на результат работы, а, скорее, лишь «на процесс». В таком случае и вам придется проявить субличность Родителя, причем строгого.
Иное дело, если Ребенок склонен к обучению и имеет интерес как к текущей работе, так и к возможной карьере. Тогда и коммуникация будет вероятнее как у Взрослого с Ребенком.
Исходя из конкретного сочетания общающихся субличностей различным будет и результат выполненного задания.
А если, например, речь идет о выдаче задания довольно молодым, не слишком опытным главбухом, да еще и недавно работающим на данном предприятии, сотруднику более старшему и по возрасту и по стажу (опыту) работы именно в этой бухгалтерии? Тогда транзакции могут выглядеть совсем иначе!
Даже если у главбуха хватает оснований выступать в качестве Взрослого, то его корреспондент вполне может занять позицию Родителя (молчаливо выражающего: «Хм! Не надо мне указывать! Я эту работу делаю десять лет и знаю все досконально и лучше вас!»). Согласитесь, что в этом случае весь стиль общения может принять иной поворот.
Что следует даже из этих коротких примеров? Хочется отметить снова, что контекст конкретной ситуации не может быть определен никаким справочником (типа разговорника в помощь туристам), поэтому определять как проходит общение можно только в конкретном месте в конкретное время и с конкретным человеком. Потому что на человека влияет множество факторов, и какую субличность они предложат вам для коммуникации в данный момент - на это ответить заранее не сможет никто.
Будьте внимательны, наблюдайте, анализируйте, приобретайте опыт.
Тема еще не закончена, продолжение последует...
Успешных вам коммуникаций!
Ваша Вера