Содержание
- Учет денежных обязательств
- Документы - основания для принятия денежных обязательств
- Бухгалтерский учет денежных обязательств
- Учет принятых денежных обязательств в программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8"
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ «денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения».
Пункт 308 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), далее - Инструкция по применению ЕПСБУ, распространяет это положение на все государственные (муниципальные) учреждения, независимо от их типа: «денежные обязательства - обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения».
Учет денежных обязательств
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ «денежные обязательства - обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения».
Пункт 308 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), далее - Инструкция по применению ЕПСБУ, распространяет это положение на все государственные (муниципальные) учреждения, независимо от их типа: «денежные обязательства - обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения».
Документы - основания для принятия денежных обязательств
Согласно пунктам 314, 318 Инструкции по применению ЕПСБУ учет принятых денежных обязательств осуществляется на основании документов (первичных, учетных), подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом.
Рассмотрим, какие документы являются основанием для принятия денежных обязательств.
Согласно пунктам 6, 7 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (утв. приказом Минфина России от 01.09.2008 № 87н), далее - Порядок № 87н, получатель средств федерального бюджета для оплаты денежных обязательств, возникающих по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по договорам аренды указывает в Заявке на кассовый расход (ф. 0531801, ф. 0531851) или Заявке на получение наличных денег (ф. 0531802) (далее - Заявки) в соответствии с требованиями, установленными в подпункте 15 пункта 5 настоящего Порядка, реквизиты и предмет соответствующего государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора аренды, а также реквизиты документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства.
Для оплаты денежных обязательств при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, в случаях, когда заключение государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг законодательством Российской Федерации не предусмотрено, в Заявке указываются в соответствии с требованиями, установленными в подпункте 15 пункта 5 настоящего Порядка, только реквизиты соответствующего документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства.
Для оплаты денежных обязательств по авансовым платежам в соответствии с условиями государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также денежных обязательств по договору аренды в Заявке реквизиты документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, могут не указываться.
Для подтверждения возникновения денежного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства вместе с Заявкой указанные в ней в соответствии с подпунктом 15 пункта 5 и пунктом 6 Порядка № 87н соответствующий государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договор аренды и (или) документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 5 Порядка № 87н документами, подтверждающими возникновение денежных обязательств, являются:
- при поставке товаров - накладная и (или) акт
- приемки-передачи, и (или) счет-фактура;
- при выполнении работ, оказании услуг - акт
- выполненных работ (услуг) и (или) счет, и (или)
- счет-фактура;
- исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ);
- иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации (далее - документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств), в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка.
Не предоставляются документы-основания для подтверждения денежных обязательств, связанных:
- с обеспечением выполнения функций казенных учреждений (за исключением денежных обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг, аренде) - подотчетные средства, заработная плата, взносы на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование, налоги;
- с социальными выплатами населению;
- с предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
- с предоставлением субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
- с предоставлением межбюджетных трансфертов;
- с предоставлением платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
- с обслуживанием государственного (муниципального) долга;
- с исполнением судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации (государственных органов Российской Федерации) либо должностных лиц этих органов;
- с выполнением оперативно-розыскных мероприятий.
Денежные обязательства по авансовым платежам возникают из условий договора, контракта.
При расчетах с подотчетными лицами денежные обязательства принимаются к учету на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету.
Согласно пункту 216 Инструкции по применению ЕПСБУ сумма превышения принятых к учету расходов подотчетного лица над ранее выданным авансом (сумма утвержденного перерасхода) отражается на соответствующих счетах и признается принятым перед подотчетным лицом денежным обязательством.
Денежные обязательства по выплате заработной платы, стипендии, денежного довольствия, пособий, компенсаций и иных выплат принимаются на основании расчетных ведомостей, приказов руководителя по дате утверждения соответствующих документов (коды КОСГУ 211, 212, 262 и т. д.).
Денежные обязательства по уплате взносов на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний могут приниматься к учету на основании данных соответствующих расчетных ведомостей и регистров налогового учета (код КОСГУ 213, 226 и т. д.).
Денежные обязательства по уплате государственной пошлины, уплате всех видов пеней и штрафов, по исполнительным документам (постановления судебных (следственных) органов и другие документы, устанавливающие обязательства учреждения) принимаются к учету в соответствии со сроками, указанными в исполнительных документах.
Документы - основания для принятия денежных обязательств и порядок их отражения в учете необходимо отразить в Учетной политике учреждения, а также в графике документооборота.
Бухгалтерский учет денежных обязательств
Бухгалтерский учет принятых денежных обязательств ведется на счете 502 02 «Принятые денежные обязательства». Согласно пункту 318 Инструкции по применению ЕПСБУ счет 502 02 предназначен для учета учреждением показателей принятых денежных обязательств текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели принятых денежных обязательств.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина Росси от 06.12.2010 № 162н, по кредиту счета 050202000 получателем бюджетных средств отражаются суммы денежных обязательств учреждения, принятых им в пределах лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), сметных назначений, утвержденных на соответствующий период, а также суммы внесенных изменений в объем принятых денежных обязательств, в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 «Принятые обязательства».
Кредитовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 050202000 «Принятые денежные обязательства» отражает сумму денежных обязательств, принятых бюджетным учреждением, на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода, с учетом их изменений, принятых в текущем финансовом году.
Аналогичные положения содержат Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (п. 167), и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (п. 167):
«Сумма обязательств учреждения, по которым в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной бюджетным (автономным) учреждением, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора (соглашения) возникла обязанность бюджетного (автономного) учреждения уплатить в соответствующем финансовом году юридическому лицу, бюджету бюджетной системы Российской Федерации, физическому лицу определенную сумму денежных средств (денежные обязательства), отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 «Принятые обязательства» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 050202000 «Принятые денежные обязательства».
Суммы изменений объема денежных обязательств учреждения, принятых в текущем финансовом году, отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 «Принятые обязательства» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 050202000 «Принятые денежные обязательства». При этом сумма уменьшений принятых денежных обязательств отражается способом «Красное сторно».
Учет операций с принятыми учреждением денежными обязательствами осуществляется в Журнале по операциям санкционирования на основании первичных документов (учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета (учреждением) с отражением корреспонденций по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета, предусмотренных для соответствующего типа учреждений Инструкцией по применению Плана счетов (п. 314 Инструкции по применению ЕПСБУ).
Аналитический учет принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в Журнале учета принятых обязательств, в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения (п. 320 Инструкции по применению ЕПСБУ).
Таким образом, перед составлением платежного поручения или заявки на кассовый расход в учете должно быть зарегистрировано соответствующее денежное обязательство.
Учет принятых денежных обязательств в программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8"
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учет денежных обязательств ведется на счетах:
- 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год»;
- 502.22 «Принятые денежные обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)»;
- 502.32 «Принятые денежные обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)»;
- 502.42 «Принятые денежные обязательства на второй год, следующий за очередным».
Согласно Инструкции по применению ЕПСБУ по счетам 502.12, 502.22, 502.32, 502.42 установлено ведение аналитического учета в разрезе принятых обязательств (по субконто Принятые обязательства типа Справочник Договоры и иные основания возникновения обязательств), видов расходов (по субконто КЭК типа Справочник Коды экономической классификации (КЭК) и лицевым счетам (по субконто Разделы лицевых счетов типа Справочник), а также по видам финансового обеспечения деятельности (КФО) и классификационным признакам счетов (КПС) согласно структуре рабочего плана счетов учреждения.
Для счетов установлен номер журнала операций «9». Это значит, что в проводках по счету будет установлен номер журнала операций 9, операции по счету будут отражаться в Журнале по санкционированию № 9.
Для отражения на счетах бухгалтерского учета сумм принятых учреждением денежных обязательств текущего года применяется документ Принятое денежное обязательство.
Документ может быть введен как самостоятельно, так и на основании документов:
- Покупка материалов (в пути);
- Покупка материалов;
- Покупка ОС (в пути);
- Покупка ОС, НМА;
- Покупка НПА;
- Услуги сторонних организаций.
При вводе на основании большинство реквизитов заполняются автоматически из документа-основания.
Останется лишь указать Лицевой счет и Раздел лицевого счета, на которых будет отражено кассовое выбытие по исполнению денежного обязательства.
Для регистрации денежного обязательства на суммы аванса, предусмотренного по условиям договора, а также в других случаях документ Принятое денежное обязательство вводится самостоятельно.
При проведении документа формируются бухгалтерские записи по принятию денежного обязательства в уменьшение принятого обязательства текущего года:
Дебет 0.502.11.000 Кредит 0.502.12.000.
Из документа можно сформировать бухгалтерскую справку (ф. 0504833).
В программе предусмотрено формирование регистров учета, регламентированных Инструкцией по применению ЕПСБУ:
- операции по счету 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» отражаются в отчете Журнал операций, который позволяет сформировать Журнал по санкционированию по форме 0504071. Для формирования Журнала по санкционированию в настройке параметров отчета Журнал операций следует указать номер журнала - 9;
- для формирования Журнала учета принятых обязательств (ф. 0504064) применяется отчет Журнал регистрации обязательств (меню Бухгалтерский учет -> Регламентированные регистры бухгалтерского учета).
Также по счету 502.12 можно формировать любые стандартные отчеты.
Предусмотрено отражение данных по счету 50202 при автозаполнении регламентированных отчетов Ф. 0503128, Отчет о принятых бюджетных обязательствах, Ф. 0503138, Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности и Ф. 0503738, Отчет об обязательствах, принятых учреждением.
Подробно порядок отражения в учете денежных обязательств в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» описан на ИТС.