Комитет Госдумы по бюджету и налогам предложил обсудить поправки в законопроект № 1022669-7, который предусматривает увеличение до 15% ставки НДФЛ в отношении доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за год.
Напомним, законопроект предполагает, что в отношении доходов до 5 млн рублей сохранится ставка 13%, а в отношении доходов более 5 млн рублей налоговая ставка будет составлять 650 000 рублей и 15% суммы доходов, превышающих 5 млн рублей. Таким образом, по повышенной налоговой ставке будет облагаться только та часть дохода, которая превышает 5 млн рублей.
При этом для отдельных видов доходов физических лиц законопроект сохраняет действующие налоговые ставки, в том числе в размере 13% вне зависимости от суммы. В частности, такой порядок предполагается сохранить для доходов резидентов от продажи недвижимости и долей в ней.
Комитет Госдумы
В заключении комитета также отмечается, что первоначальная редакция законопроекта относит доходы от долевого участия в совокупную налоговою базу, которая будет облагаться по повышенной налоговой ставке. Вместе с тем по нормам статьи 284 НК РФ к аналогичным доходам российских организаций применяется ставка 13% по налогу на прибыль. В связи с этим депутаты предлагают обсудить вопрос налогообложении подобных доходов по единым принципам вне зависимости от получателей.
Кроме того, думский комитет полагает необходимым при подготовке законопроекта обсудить вопрос о сохранении действующей ставки 13% вне зависимости от суммы при налогообложении страховых выплат (в первую очередь, выплат по негосударственному пенсионному страхованию и выплат по возмещению вреда).
Одновременно депутаты обращают внимание, что дифференцированное исчисление НДФЛ вызовет затруднения у налоговых агентов по брокерским отношениям. Это связано с тем, что при формировании налоговой базы и определении соответствующей налоговой ставки брокеры должны учитывать текущий доход или убыток по операциям. Соответственно им придется увеличивать ставку, если текущий результат по операциям с ценными бумагами положительный и превышает установленный порог, или уменьшать ставку, если физическим лицом получен убыток по операциям с ценными бумагами до формирования итоговой налоговой базы по указанному виду доходов.
Комитет Госдумы предлагает в связи с этим рассмотреть вопрос о возможности применения механизма взимания НДФЛ, предполагающего расчет дополнительных 2% налоговыми органами на основании сведений, полученных от налоговых агентов по окончании налогового периода и уплату указанной суммы налога физическими лицами на основании налоговых уведомлений.