Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 "О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344" внесены изменения в нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, которые утверждены приложением № 1 к Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344. Специалисты "Консалтинг. Стандарт" прокомментировали этот документ в еженедельном Аналитическом мониторинге законодательства, который получают все подписчики "Консалтинг. Стандарт" (о системе "Консалтинг. Стандарт" читайте здесь).
Изменения заключаются в уточнении перечня видов загрязняющих веществ и в увеличении нормативов платы по некоторым видам загрязняющих веществ (в среднем в 2-5 раз), хотя по отдельным видам загрязняющих веществ нормативы платы снижены.
Установлено, что при выбросе загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты норматив платы за сбросы взвешенных веществ применяется с использованием коэффициента, определяемого как величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ.
Также определено, что при размещении отходов производства и потребления к нормативам платы применяется коэффициент 0 при размещении в соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение этого срока. Ранее же установленный срок составлял не 3 года, а 1 год.
По нашему мнению, нельзя однозначно решить вопрос о моменте вступления данных изменений в силу. По общему правилу, указанному в статье 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самим постановлением не предусмотрен иной порядок их вступления в силу (а в данном случае он не предусмотрен). Именно из этой точки зрения относительно момента вступления в силу изменений, как предполагается, будут исходить контролирующие органы.
В то же время, статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ установлено, что Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут вступать в силу ранее дня их официального опубликования. Помимо этого, статьей 5 НК РФ предусмотрено - акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 5 НК РФ); акты законодательства о налогах и сборах, повышающие, в частности, размеры сборов, обратной силы не имеют (п. 2 ст. 5 НК РФ).
Действительно, в статьях 12 - 15 НК РФ, устанавливающей перечень федеральных, региональных и местных налогов и сборов, плата за загрязнение окружающей среды не указана, а постановления Правительства РФ к законодательству о налогах и сборах в соответствии со статьей 1 НК РФ не относятся. Однако Конституционный Суд РФ в своем определении от 10.12.2002 № 284-О признал плату за загрязнение окружающей среды фискальным сбором. Следовательно, в данном случае должны действовать все те гарантии, которые предоставляет плательщикам сбора статьей 5 НК РФ, и данные изменения не могут вступить в силу ранее 1 месяца после опубликования постановления.