Минфин России в письме от 20.06.2006 № 03-06-02-04/89 разъяснил, что обязанность по уплате налога на землю возникает с момента государственной регистрации права собственности.
Специалисты ИАС "Консалтинг.Стандарт" прокомментировали письмо финансовго ведомтсва в еженедельном аналитическом мониторинге законодательства, который получают все подписчики ИАС "Консалтинг.Стандарт" (о системе "Консалтинг.Стандарт" читайте здесь).
Логика Минфина России строилась следующим образом. Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования в связи с приобретением зданий и сооружений недвижимости, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность. До момента государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками (или вступления в силу актов, подтверждающих прекращение права постоянного (бессрочного) пользования) данное лицо не будет признаваться плательщиком земельного налога.
В случае приобретения земельного участка в собственность обязанность по уплате земельного налога у покупателя земельного участка возникнет с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Обращаем ваше внимание, что налоговые органы ранее уже высказывали свою позицию по данному вопросу.
В одних разъяснениях подтверждалась позиция, указанная в анализируемом письме Минфина России (письмо Минфина России от 25.05.2005 № 03-06-02-04/33, письмо ФНС России от 29.04.2005 № 21-4-04/154@ "О земельном налоге" и письмо УФНС по г. Москве от 18.08.2005 № 18-11/2/58772 "О земельном налоге"). В других высказывалось прямо противоположное мнение: юридические и физические лица, не оформившие правоустанавливающие документы на фактически используемые земельные участки, обязаны уплачивать земельный налог (письмо ФНС России от 11.01.2006 № 21-4-04/2 "О земельном налоге" и письмо Минфина России от 14.12.2005 № 03-06-02-04/107), поскольку отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю, так как это позволило бы землепользователю уклоняться от получения государственного акта на право пользования землей и осуществлять бесплатное землепользование.
А в письме Минфина России от 28.04.2006 № 03-06-02-04/63 высказана альтернативная позиция: лицо является плательщиком земельного налога с момента присвоения кадастрового номера земельному участку.
Арбитражная практика сложилась в пользу позиции налоговых органов, согласно которой отсутствие документов, подтверждающих право собственности или пользования землей, не освобождает компанию от земельного налога (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.10.2003 № 7644/03 и от 09.01.2002 № 7486/01).