В письме Минфина России от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177 чиновники министерства перечислили перечень действий налогоплательщика, которые, по их мнению, будут свидетельствовать об осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента. По мнению чиновников министерства, для того, чтобы оградить себя от излишних претензий налоговиков и предстать перед ними "осмотрительным и осторожным", налогоплательщику в целях подтверждения добросовестности своего контрагента "достаточно" предпринять следующие меры:
- получить от контрагента копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- проверить факт занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ;
- получить доверенность или иной документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента;
- использовать официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента.
Кроме того, чиновники напомнили в письме о Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, согласно пунктам 1, 7 и 9 которого судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. Если суд придет к выводу, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, он определит объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.
Наличие разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика устанавливается судом с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.