Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил в телеэфире, что министерство устранит проблемы при расчете налога на имущество физических лиц до конца 2018 года.

Напомним, Президент РФ Владимир Путин в ходе оглашения своего послания Федеральному Собранию предложил пересмотреть порядок расчета налога на имущество физических лиц. Глава государства посетовал на то, что введенный механизм расчета налога по кадастровой стоимости часто приводит к завышению суммы налога.

Глава Минфина в связи с этим отметил: «Те проблемы, которые возникли с переходом с БТИ на кадастровую стоимость, будут решены в текущем году. И мы сможем смягчить бремя нашим гражданам».

Кроме того, министр сообщил, что изменения, которые будут вноситься в налоговую систему в 2018 году, не затронут НДФЛ. Он сохранится на уровне 13%.

«Мы не планируем, как министерство финансов изменять этот вид налога», - приводит слова Антона Силуанова ТАСС.

Комментарии
  1. Olive

    01.02.2018                                          

    АНАЛИТИЧЕСКАЯ  ЗАПИСКА

    о переходе Свердловской области на налогообложение недвижимости исходя из её кадастровой стоимости



    1.Ежегодно,  начиная с 2015 года, правительство Свердловской области утверждает  особые перечни объектов - «чёрные списки», в которых налогообложение производится исходя из кадастровой стоимости,  при этом во всех остальных объектах налогообложение по-прежнему осуществляется исходя из инвентаризационной стоимости: постановления правительства Свердловской области №1265-ПП от 30.12.2014, №1217-ПП от 28.12.2015,  №574-ПП от 26.11.2016, №880-ПП от 30.11.2017.

        Вследствие этого для собственников помещений в отдельных объектах, попавших в «черные списки» правительства Свердловской области уже  в 2015 году одновременно произошел и переход на кадастровую стоимость, и рост ставки налога на имущество:

    - для физических лиц в размере 2% от кадастровой стоимости;

    - а для юридических лиц в размере 1% от кадастровой стоимости.

         В результате налог на имущество для физических лиц уже в в 2015 году вырос в 20-25 раз, а для юридических лиц - в 10-12 раз, что создало неравные условия для собственников даже в одном и том же торгово-офисном центре (ТОЦ).

       Конкретный пример: собственникам помещений в ТОЦ БУМ по адресу г.Екатеринбург, ул.Вайнера,19 в 2016 году ФНС выставила налог на имущество за 2015 год из расчета 103 рубля за квадратный метр. Эти налоги были оплачены. Но в 2017 году ФНС вновь  выставила  уже пересчитанные суммы налога за тот же 2015 год, из расчёта  2530 рублей за квадратный метр. То есть в повторно выставленном налоговом требовании налог на имущество за 2015 год вырос в 25 раз. Такой резкий рост налога на имущество стал настоящим шоком для собственников офисно-торговой недвижимости, попавших в «черные списки» правительства Свердловской области.

         Смягчить негативные последствия этих постановлений  правительства Свердловской области имели право органы власти муниципального образования «город Екатеринбург», приняв специальное решение об установлении дифференцированных ставок налогообложения по налогу на имущество, с постепенным их увеличением в течение 4-5 лет, однако Екатеринбургская городская дума этого не делает и не собирается делать.



    ВОПРОСЫ:

    - сколько малых и средних предприятий обанкротятся из-за того, что в Екатеринбурге в первый же год была установлена максимально возможная ставка налогообложения для физических лиц и ИП в размере 2% от кадастровой стоимости ?

    - с какой целью с 2015 года была установлена двукратная разница в налогах  между  физическими и юридическими лицами: для физических лиц и ИП в размере 2% от кадастровой стоимости, а для юридических лиц в размере 1% от кадастровой стоимости, что создало условия для недобросовестной конкуренции ?



    2. До сих пор, в том числе и в 2018 году, за исключением «черных списков» правительства Свердловской области, во всех остальных объектах города Екатеринбурга и Свердловской области налог на имущество по-прежнему  продолжает исчисляться исходя из инвентаризационной стоимости, и все эти годы изменялся незначительно. В результате налог на имущество за одинаковые помещения в соседних офисных центрах различается в десятки раз, тем самым созданы все условия для недобросовестной конкуренции.

         Правительство Свердловской области могло бы вначале завершить кадастровую оценку всех торгово-офисных объектов, и затем одновременно начать переход на налогообложение исходя из кадастровой стоимости. В течение этого времени можно было осуществлять налогообложение недвижимости исходя из инвентаризационной стоимости, ежегодно применяя соответствующие повышающие коэффициенты.



    ВОПРОС: С какой целью Правительство Свердловской области решило повышать налоги  выборочно, преднамеренно создав условия для недобросовестной конкуренции за счёт дискриминации одних предпринимателей по сравнению с другими?



    3.Отдельная тема – это установление кадастровой стоимости с привлечением якобы «независимых оценщиков». В городе Екатеринбурге сложилась совершенно недопустимая ситуация, когда кадастровая стоимость  помещений в очень схожих торгово-офисных центрах (ТОЦ), используемая для расчёта налога на имущество,  отличается в сотни и даже в тысячи раз.

         В таблице №1 приведен  расчет налога на имущество по некоторым ТОЦ г.Екатеринбурга, исходя из официально действующей по состоянию на 31.12.2017 года кадастровой стоимости.

                                                                                                                Таблица №1

    Расчет налога на имущество

    исходя из утвержденной кадастровой стоимости по отдельным торгово-офисным центрам г.Екатеринбурга



    Адрес ТОЦ в г.Екатеринбурге    Кадастровый номер помещения    Кадастровая стоимость  

    одного кв.метра (руб, коп)    Размер налога на помещение площадью 1000 кв.метров (руб, коп)

    1)г.Екатеринбург,

    ул.Владимира Высоцкого, д.50, торговый комплекс «КОР»,

    общая площадь 16174 кв.метра    66:41:0706016:75    573 руб. 47 коп.    11470 руб. 00 коп.

    2)г.Екатеринбург,

    ул.Техническая,д.19, торговый центр «Таганский ряд»,

    общая площадь 38501 кв.метр    66:41:0204901:350    34 руб. 10 коп.    682 руб. 00 коп.

    3)г.Екатеринбург,

    ул.Куйбышева,д.44, «Атриум Палас Отель»,

    общая площадь 35220 кв.метров    66:41:02006032:498    5 руб. 75 коп.    115 руб. 00 коп.

    4)г.Екатеринбург, ул.Радищева, д.28, бизнес-центр «Парус»,

    общая площадь 17614 кв.метров    66:41:0401020:113    4 руб. 77 коп.    96 руб. 00 коп.

    5)г.Екатеринбург, ул.Антона Валека, д.13, бизнес-центр «Прайм»,

    общая площадь 5238 кв.метров    66:41:0301014:27    1 руб. 22 коп.    24 руб. 40 коп.

    6)г.Екатеринбург, ул.Татищева,д.49-а, бизнес –центр «Татищевский»,

    общая площадь 9258 кв. метров     66:41:0303072:123    69 копеек    14 руб. 00 коп.

    7)г.Екатеринбург,

    ул.Челюскинцев,д.2, деловой центр «Микрон»,

    общая площадь 11275 кв.метров    66:41:0301004:161    56 копеек    12 руб. 00 коп.

    8)г.Екатеринбург,

    ул.Вайнера,19, торгово-офисный центр «БУМ»,

    общая площадь 9046 кв.метров    66:41:0401035:88    112254 руб. 83 коп.    2245096 руб.00 коп.

    9)г.Екатеринбург, ул.Восточная, 7-Г, торговый центр «Восточный», общая площадь 13235 кв.метров    66:41:0206032:14938    119228 руб. 38 коп.    2384567 руб. 00 коп.

        

        

         В результате, с одних ТОЦ бюджет  получает столь мизерную сумму налога на имущество, что фактически можно считать, что они освобождены от уплаты этого налога. В то же время с других ТОЦ «дерут три шкуры», и предприниматели-собственники работающие в них разоряются. При этом даже такой высокий налог с ТОЦ, попавших в «черные списки» правительства Свердловской области, не может компенсировать выпадающие доходы консолидированного бюджета.

            Примерный расчет потерь консолидированного бюджета Свердловской области приведен в таблице № 2.

           Для расчета будем исходить из того, что по ТОЦ  в п.п.8 и 9 в таблице №1 установлена справедливая кадастровая стоимость, примерно соответствующая рыночной стоимости недвижимости, и взысканы объективные суммы налогов.  Исходя из этого, примем для расчета среднюю кадастровую стоимость одного квадратного метра торгово-офисной недвижимости в размере 100 тысяч рублей.



                                                                                                               Таблица № 2

    Расчет потерь консолидированного бюджета Свердловской области

    вследствие решений, принятых Правительством Свердловской области



    Адрес, название и обшая площадь ТОЦ в г.Екатеринбурге    Величина налога за весь объект за 2015-2018 г.г., рассчитанная исходя из средней кадастровой стоимости (руб)    Величина налога за весь объект за 2015-2018 г.г., рассчитанная исходя из установленной кадастровой стоимости (руб)    Недоплаченная сумма налога на имущество за 2015-2018 г.г. (руб)

    1)г.Екатеринбург,

    ул.Владимира Высоцкого, д.50, торговый комплекс «КОР»,

    общая площадь 16174 кв.метра    100000 х 16174 х 0,02 х 4 = 129 392 000    573,47 х 16174 х 0,02 х 4 = 742024     129392000 – 742024 = 128 649 976

    2)г.Екатеринбург,

    ул.Техническая,д.19, торговый центр «Таганский ряд»,

    общая площадь 38501 кв.метр    100000 х 38501 х 0,02 х 4 = 308 008 000    34,1 х 38501 х 0,02 х 4 = 105030    308008000 – 105030 =  307 902 970

    3)г.Екатеринбург,

    ул.Куйбышева,д.44, «Атриум Палас Отель»,

    общая площадь 35220 кв.метров    100000 х 35220 х 0,02 х 4 = 281 760 000    5,75 х 35220 х 0,02 х 4 = 16201    281760000 – 16201 =    281 743 799

    4)г.Екатеринбург, ул.Радищева, д.28, бизнес-центр «Парус»,

    общая площадь 17614 кв.метров    100000 х 17614 х 0,02 х 4 = 140 912 000    4,77 х 17614 х 0,02 х 4 = 6721    140 912 000 – 6721 =      140 905 279

    5)г.Екатеринбург, ул.Антона Валека, д.13, бизнес-центр «Прайм»,

    общая площадь 5238 кв.метров    100000 х 5238 х 0,02 х 4 =  41 904 000    1,22 х 5238 х 0,02 х 4 = 512    41 904 000 – 512 = 41 903 488

    6)г.Екатеринбург, ул.Татищева,д.49-а, бизнес –центр «Татищевский»,

    общая площадь 9258 кв. метров     100000 х 9258 х 0,02 х 4 =  74 064 000    0,69 х 9258 х 0,02 х 4 = 511    74 064 000 – 512 = 74 063 488

    7)г.Екатеринбург,

    ул.Челюскинцев,д.2, деловой центр «Микрон»,

    общая площадь 11275 кв.метров    100000 х 11275 х 0,02 х 4 =  90 200 000    0,56 х 11275 х 0,02 х 4 = 505    90 200 000 – 505 = 90 199 495

                Итого:

    1 065 368 495

                





         Итого за четыре года действия постановлений Правительства  Свердловской области только по семи указанным в таблице №2 объектам  консолидированный бюджет Свердловской области недополучил 1 млрд. 065 млн. 368 тысяч рублей. Полагаю, что если проанализировать ситуацию по всем фактически «освобожденным от налога на имущество» торгово-офисным центрам, цифра потерь консолидированного бюджета области вырастет до нескольких миллиардов рублей.

         Несмотря на многомиллиардные потери бюджета, ни правительство Свердловской области, ни администрация города Екатеринбурга за прошедшие  четыре года  ничего не сделали для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. И это при том, что государственный долг Свердловской области составляет 55,5  миллиардов рублей, а в 2018 году планируется занять ещё 36 миллиардов рублей.



         ВОПРОСЫ:

    - возможно ли появление столь значительного разброса в кадастровой стоимости по аналогичным торгово-офисным центрам города Екатеринбурга без присутствия в этом деле коррупционной составляющей в виде преступного сговора между так называемыми «независимыми оценщиками» и чиновниками ?

    - кто именно из «независимых оценщиков» произвёл оценку кадастровой стоимости по каждому из объектов, указанных в таблице №2 ?

    - кто именно из чиновников утвердил кадастровую стоимость по каждому из  объектов, указанных в таблице №2 ?

    - кто будет возмещать фактически потерянные государством миллиарды рублей ?

    - если тысячекратная разница в налогах на имущество в одном и том же  городе не является дискриминацией одних предпринимателей по сравнению с другими, то что же тогда  дискриминацией является ?

    - почему правительство Свердловской области и администрация города Екатеринбурга ничего не предприняли за прошедшие четыре года для того, чтобы исправить положение ?

        

    4.  Президент Российской Федерации В.В.Путин неоднократно официально заявлял, что до начала 2019 года налоги в России расти  не будут.



    ВОПРОС: Кто позволил Правительству Свердловской области начать повышение налогов на четыре года раньше, чем все остальные субъекты Российской Федерации?



    5. Считаю, что в данном случае имеет место нарушение не только антимонопольного законодательства, но и базовых конституционных принципов равенства  граждан РФ.

          Полагаю, что такая авторитарная экономическая политика:

    - приводит к заметному снижению деловой активности: так  количество банкротств предприятий в Свердловской области увеличилось почти в 1,7 раза по сравнению с 2014 годом;

    - ведет к значительному снижению инвестиционной активности:  так инвестиции в строительство в Свердловской области сократились почти в 2 раза по сравнению с 2014 годом, а также увеличению оттока капитала за рубеж;      

    - дискредитирует органы власти в глазах населения, особенно такой его активной части, как предпринимательское сообщество;

    - способствует формированию у граждан убеждения в крайне высокой коррумпированности органов власти;

    - способствует росту нигилистических настроений в обществе;

    - дает основания говорить о формировании так называемой «колониальной модели экономики», когда сиюминутные и, возможно, небескорыстные интересы отдельных чиновников преобладают над задачами перспективного социально-экономического развития региона и страны в целом;

    - свидетельствует о том, что в Свердловской области крайне слабо работают  обратные связи и даже самые сомнительные с правовой точки зрения, но чреватые негативными последствиями решения органов власти, не могут быть  скорректированы и исправлены;

    - ведет к деградации общественных отношений, торможению социально - экономического развития страны и росту социальной напряженности в обществе.



    ВОПРОС: Если переход на налогообложение имущества и для граждан в Свердловской области в 2018 - 2020 г.г. будет производиться так же грубо и бесцеремонно, как это происходит в 2015 - 2018 г.г. с налогообложением торгово-офисной недвижимости, и это приведёт к массовым социальным протестам населения, кто будет нести за это ответственность?

                



    Член рабочей группы «Честная и эффективная экономика»

    Свердловского регионального отделения

    ООД «Народный фронт «За Россию»                                          С.В.Черкасов