Принятие Правительством Москвы постановления от 29.07.2003 № 615-ПП "О порядке привлечения и использования иностранных работников в городе Москве" вызвало большой резонанс в СМИ и породило множество вопросов у работающих в Москве предпринимателей. Этот документ фактически распространил разрешительную процедуру привлечения иностранной рабочей силы на иногородних россиян.
Взволнованность предпринимателей понять можно: в большинстве московских предприятий работают иногородние граждане РФ, в том числе из ближайшего Подмосковья. Однако слишком многое указывает на то, что затрагивающие иногородних граждан нормы указанного постановления не будут применяться, так как они прямо противоречат действующему российскому законодательству и в первую очередь Конституции РФ.
Заметим, что и в самом тексте постановления есть много неясностей.
Так, в пункте 1 утвержденного упомянутым постановлением Порядка работы Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников говорится:
|
Далее следует перечень документов, состоящий из 11 позиций.
Однако в пункте 3 того же Порядка говорится, что "Межведомственная комиссия в 15-дневный срок рассматривает представленные рабочими группами и работодателями предложения и определяет <…> целесообразность привлечения и использования иностранных работников юридическими и физическими лицами в городе Москве."
Иными словами, по смыслу постановления документы необходимо подавать как на иностранных, так и на иногородних работников, а заключение о целесообразности принимается комиссией только в отношении иностранцев.
Но даже если не принимать во внимание эти технические неточности, допущенные в тексте постановления, нормы этого документа, касающиеся иногородних граждан, не подлежат применению как противоречащие российскому законодательству.
Приведем юридическую справку, подготовленную экспертом "Консалтинг. Стандарт" Васильевой Натальей:
1. Указанное постановление Правительства Москвы принято во исполнение Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с учетом постановления Минтруда России от 29.04.2003 № 23 "Об утверждении Порядка подготовки и рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности".
Данные нормативные документы посвящены исключительно регулированию вопроса привлечения именно иностранной рабочей силы.
Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 закона № 115-ФЗ).
Закон № 115-ФЗ не относит иногородних граждан к иностранным и, соответственно, не распространяет на них свое действие.
2. В соответствии с Конституцией РФ российские граждане обладают правом на труд в равной степени на всей территории Российской Федерации (ст. 37 Конституции РФ).
3. Кроме того, никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ч. 2 ст. 3 Трудового кодекса РФ). Прямой запрет на отказ в заключении трудового договора по данным основаниям содержит и статья 64 ТК РФ.
4. Также запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (ч. 3 ст. 65 ТК РФ). В ТК РФ и иных нормативных актах такого документа как разрешение на работу для российского гражданина не предусмотрено.
5. Кроме того, при привлечении иностранной рабочей силы закреплен следующий принцип - принцип приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест (п. 6 Положения, утв. Указом Президента РФ от 16.12.1993 № 2146).
Таким образом, положения постановления Правительства г. Москвы от 29.07.2003 № 615-ПП относительно распространения порядка привлечения иностранной рабочей силы также и на иногородних граждан не соответствует действующему законодательству и может быть оспорено в суде.