Теперь никто, в том числе и суд не сможет ограничить права акционеров по проведению общего собрания. Именно такой вывод был сделан Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении от 10 октября 2001 года № 12 «О вопросе, возникшем при применении Федерального закона «Об акционерных обществах». Отметим, что это очень маленький документ, всего один абзац. Однако значение его весьма велико, особенно в период передела собственности.
Дело в том, что в последнее время суды общей юрисдикции достаточно часто стали выносить решения, а точнее определения о запрещении проведения общего собрания акционеров того или иного акционерного общества.
Например, очень распространена следующая ситуация. В акционерном обществе идет «передел собственности» или «борьба за власть». Какой-либо акционер с подачи той или иной группы лиц, борющихся за ключевые посты в органах управления акционерным обществом, подает в суд общей юрисдикции жалобу на действия или решения органов управления акционерным обществом. В качестве меры обеспечения поданной жалобы акционер просит суд вынести определение о запрещении проведения общих собраний акционерного общества. В подавляющем большинстве случаев суды удовлетворяют указанные ходатайства.
Не нуждается в пояснении то обстоятельство, что такие определения судов общей юрисдикции наносят существенный урон деятельности акционерного общества. Добиться их отмены сложно, и это занимает достаточно много времени. Поэтому постановление Пленума Верховного Суда РФ, упомянутое выше, чрезвычайно актуально в настоящее время.
Однако отметим, что аргументация Пленума Верховного Суда РФ не является в достаточной мере убедительной. В частности, Пленум Верховного Суда РФ обосновывает невозможность для суда вынести определение о запрете проведения общего собрания акционерного общества ссылкой на норму Конституции РФ, гарантирующую гражданам Российской Федерации право собираться мирно, без оружия, проводить собрания и демонстрации, шествия и пикетирования. Оставим данный аргумент без комментария…..
Но, тем не менее, подчеркнем еще раз, что, несмотря на откровенно слабую аргументацию, вывод, сделанный Пленумом Верховного Суда РФ в постановлении № 12 от 10 октября 2001 года, приобретет большое практическое значение.
Толмачева О.Н., юрист