Переход бизнеса на единую систему документооборота начнется с упрощения правил обмена электронными документами. Об этом сообщил заместитель руководителя ФНС РФ Александр Егоричев на Едином онлайн-семинаре 1С.
Напомним, в начале декабря глава ФНС Даниил Егоров заявил в телеэфире, что в 2021 году ФНС планирует приступить к разработке нормативных документов для создания единой системы электронного документооборота.
Сегодня замглавы ФНС Александр Егоричев сообщил, что для дальнейшего упрощения налогового администрирования необходимо, чтобы все документы, которые поступают в налоговые органы, были электронном формате. При этом ФНС провела масштабную аналитическую работу и выяснила, что в настоящее время препятствует внедрению полномасштабного электронного документооборота между компаниями.
Эксперты ФНС установили, что самым популярным документом в электронном виде является счет-фактура. «Но при этом всего лишь 7% от всех генерируемых счетов-фактур изначально формируются в электронном виде, остальные – на бумажном носителе», - посетовал Александр Егоричев.
ФНС также установила, что в настоящее время сохраняются сложности с различными форматами документов у контролирующих органов и недостаточностью этих форматов. Также сохраняются проблемы с хранением документов в электронном виде.
В связи с этим ФНС подготовила Концепцию развития электронного документооборота, а также План по переходу на электронный документооборот в хозяйственной деятельности, которые предполагают:
- внедрение требований к разработке форматов документов;
- регламентацию правил подписания и хранения электронных документов;
- реализацию единых правил направления документов;
- установление общих требований к операторам ЭДО;
- формирование среды доверия к электронному документообороту;
- упрощение работы с электронной подписью;
- стандартизацию работы торговых площадок с электронными документами.
Указанная концепция предназначена для реализации комплексного подхода к нормативному правовому регулированию в области применения электронной подписи, архивного хранения электронных документов и обеспечения юридической значимости электронного документооборота в целях его развития с учетом соблюдения баланса интересов участников рынка и органов государственной власти.
По словам Александра Егоричева, специальная межведомственная рабочая группа уже одобрила Концепцию развития ЭДО и дорожную карту мероприятий по ее реализации.
Переход на единую систему документооборота предполагается осуществить в несколько этапов:
- разработка необходимых нормативно-правовых актов;
- обеспечение инфраструктуры для единой системы ЭДО;
- первичное внедрение В2В (перевод всех счетов-фактур на электронный документооборот);
- полное внедрение В2В (перевод на электронный документооборот договоров и первичных документов);
- реализация международного обмена электронными документами.
Представитель ФНС пояснил: «В 2021 году потребуется снять ограничительные барьеры по ЭДО и предложить нормальное регулирование передачи документов в электроном виде, их хранению, подписанию, использованию обработки визуализации последующего контроля» . При этом сам перевод документов в цифровую среду начнется со счетов-фактур, а уже затем будет осуществлен перевод в единую систему ЭДО договоров и первичных учетных документов.
Александр Егоричев при этом подчеркнул, что переход на единую систему документооборота с одной стороны позволит достичь абсолютной прозрачности предпринимательской деятельности, а с другой стороны минимизирует нагрузку на бизнес нагрузку с точки зрения государственного контроля.
Очередные нормативные акты насилия над бизнесом