Депутат Госдумы Александр Хинштейн сообщил, что думский IT-комитет завершает работу над законом, который обяжет крупные интернет-компании открывать официальные представительства (филиалы) в России.
Парламентарий посетовал, что многие крупнейшие IT-компании злоупотребляют своим монопольным положением, нарушая требования российского законодательства. «В первую очередь это касается распространения наиболее общественно-опасной информации: детская порнография, суицид, наркотики, пропаганда терроризма и экстремизма. При этом - предъявить нарушителям претензии практически невозможно. IT-гиганты не имеют в России своих представительств и в лучшем случае - создают «дочки», которые не несут никакой ответственности за действия и политику головных холдингов», - отметил депутат.
В связи с этим законопроект предполагает обязать владельцев IT-компаний с ежедневной аудиторией в России от 500 000 человек открывать официальные представительства (филиалы) на территории РФ,
По словам Александра Хинштейна, такие представительства должны в полном объеме представлять интересы IT-гигантов и нести всю полноту ответственности, в том числе в государственных и судебных инстанциях.
«Для того, чтобы это требование - не игнорировалось, законопроект также вводит меры понуждения для IT-компаний (наряду с уже существующими санкциями и механизмами, в т.ч. по ограничению доступа)», - уточнил депутат.
По словам парламентария, отказ от открытия филиала или представительства в РФ может повлечь за собой:
- информирование пользователей интернет-ресурса о нарушении российского законодательства;
- запрет на распространение рекламы как об интернет-ресурсе, так и на нем самом;
- запрет на проведение платежей в адрес интернет-ресурса;
- запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных.
«Важно, что все эти меры - никоим образом не ущемляют интересы российских пользователей, не нарушают возможности работать с ресурсом, но создают экономические стимулы для соблюдения IT-гигантами нашего законодательства», - заверил Александр Хинштейн в своем
Запрет на распространение рекламы на данном интернет-ресурсе. Интересно, как они это реализовать собираются? Будут диктовать частным хозяйствующим субъектам, где им размещать рекламу, а где нет? Вообще, в последнее время государства стали беспрецедентно вмешиваться даже в те сферы, куда вмешиваться не имеют никакого морального права. Это и политика санкций, и недружественные поглощения с использованием госресурса, и много чего еще.
На самом деле это выглядит как жест отчаяния. Но в целом вписывается в мировую повестку. Здесь достаточно вспомнить историю продажи американского сегмента TicTok. Трамп тогда прямо заявил, что приложение TikTok прекратит работу в США, если его не купит Microsoft или какая-то другая американская компания. В результате напряженной борьбы американский сегмент соцсети отошел Oracle, была создана новая компания с американской юрисдикцией и штаб-квартирой в США под названием TikTok Global, она будет отвечать за предоставление всех услуг TikTok пользователям в Соединённых Штатах и большинству пользователей в других странах мира. Жестко, цинично, предельно откровенно, наши о таком лишь мечтать могут.