Минфин России в письме от 03.10.2006 № 03-03-04/1/677 разъяснил, можно ли учесть в целях налогообложения расходы за так называемый "вход" в розничную сеть.
В названном письме налогоплательщика интересовали, в частности, следующие расходы:
- плата за заключение договора поставки в торговую сеть;
- плата за поставку во вновь открывшиеся магазины торговой сети;
- платеж за включение товарных позиций в ассортимент магазинов;
- размещение товаров на полках, выделение для них постоянного и/или дополнительного места согласно планограмме.
По мнению Минфина России, ни один из этих расходов не может считаться обоснованным, и поэтому не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.
Плата за заключение договора не может рассматриваться как экономически обоснованный расход, так как статьей 506 ГК РФ заключение договора поставки не предусматривает платы за его заключение.
Остальные услуги должны осуществляться в рамках деятельности покупателя по оказанию услуг розничной торговли и не связаны с деятельностью поставщика-продавца.
Как видим, организациям, желающим включить свой товар в розничные сети, как и самим розничным сетям, необходимо избегать названных выше формулировок в договорах на "вход в сеть" (конечно, если первые хотят учесть названные расходы в целях налогообложения прибыли). Некоторые участники рынка в таких случаях используют другие формулировки: например, "маркетинговые услуги", "услуги по изучению спроса" и т. п. Хотя и в этом случае необходимо будет доказывать обоснованность данных затрат.