Минфин представил новый проект методики оценки эффективности налоговых льгот. Проект соответствующего постановления правительства опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.
Напомним, еще в 2017 году глава Минфина Антон Силуанов заявлял, что неэффективные налоговые льготы, действующие в регионах и муниципалитетах, будут отменены.
Для этого министерство решило разработать и внедрить соответствующую методику оценки эффективности налоговых льгот.
Методика содержит общие требования к порядку и критериям оценки эффективности налоговых льгот субъектов РФ и муниципальных образований в целях распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов.
Оценка эффективности налоговых льгот будет осуществляться регионами, а ее результаты будут направляться в Минфин.
Для оценки эффективности субъекты РФ должны будут разделить налоговые льготы на 3 типа:
- социальные – поддержка отдельных категорий граждан;
- финансовые – устранение/уменьшение встречных финансовых потоков;
- стимулирующие – привлечение инвестиций и расширение экономического потенциала.
К социальным относятся налоговые льготы, установленные для отдельных социально незащищенных групп населения или социально НКО. Целью таких льгот не является стимулирование экономической активности и увеличение налоговых поступлений.
К финансовым относятся налоговые льготы, направленные на уменьшение расходов налогоплательщиков, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджета.
К стимулирующим отнесены льготы, установленные в целях стимулирования экономической активности для увеличения налоговых поступлений в бюджеты.
Саму оценку эффективности налоговых льгот Минфин предлагает осуществлять в два этапа:
- оценка целесообразности налоговых льгот;
- оценка результативности налоговых льгот.
Так, целесообразность налоговой льготы будет оцениваться через:
- соответствие налоговых расходов целям и задачам государственных программ или иным целям социально-экономической политики;
- соразмерные (низкие) издержки администрирования в размере не более 10% от общего объема налоговых льгот;
- востребованность льготы (расхода), освобождения или иной преференции;
- отсутствие значимых отрицательных внешних эффектов.
Невыполнение хотя бы одного из указанных критериев будет свидетельствовать о недостаточной эффективности льготы.
Оценка результативности будет производиться на основании влияния налоговой льготы на результаты реализации соответствующей государственной программы, либо на достижение целей государственной политики. Для этого налоговые льготы будут сопоставляться с альтернативными механизмами достижения государственных целей (субсидии, государственные гарантии и нормативное регулирование).
Кроме того, методикой предусмотрена оценка бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот, включая оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) льгот.
Методика также устанавливает порядок формирования региональных реестров налоговых льгот и сводного реестра налоговых льгот субъектов РФ. При этом сводный реестр будет размещаться на официальном сайте Минфина РФ.
Напомним, ранее Минфин уже представлял проект методики оценки эффективности налоговых льгот. Прежняя методика предполагала оценку эффективности налоговых льгот без деления на этапы и не содержала требований к формированию и опубликованию реестров налоговых льгот.
Надоело искать новости на множестве бухгалтерских сайтов? Боитесь пропустить действительно важные изменения в законодательстве?
Подписывайтесь на крупнейший бухгалтерский канал БУХ.1С в Telegram https://t.me/buhru (или набрать @buhru в строке поиска в Telegram) и мы оперативно пришлем важные новости прямо в ваш телефон!
P.S. А еще у нас весело :)