Счетная палата предложила изменить порядок расчета транспортного налога

Счетная палата РФ предложила изменить порядок расчета транспортного налога. Соответствующее предложение включено в Отчет о проверке администрирования территориальными налоговыми органами имущественных налогов. Документ опубликован на официальном сайте Счетной палаты РФ.

В ходе проверки Счетная палата выявила, что доля поступлений имущественных налогов с физических лиц в целом по России остается незначительной. При этом задолженность по уплате этих налогов за 2016–2017 годы выросла. Значительные суммы задолженности по имущественным налогам с физических лиц признаются налоговыми органами безнадежными к взысканию, с последующим списанием.

В Счетной палате при этом раскритиковали порядок начисления транспортного налога с повышающим коэффициентом. «В настоящее время повышающий коэффициент применяется в отношении легковых автомобилей стоимостью свыше 3 млн рублей. Минпромторг России ежегодно размещает на официальном сайте соответствующие перечни дорогостоящих автомобилей. При этом они не всегда содержат полную информацию, так как значительное количество дорогостоящих легковых транспортных средств в них не учтено. Как результат, консолидированные бюджеты субъектов РФ недополучают денежные средства в виде транспортного налога», - отмечается в отчете.

В СП РФ уверены, что данный механизм расчета транспортного налога в части определения повышающих коэффициентов в зависимости от стоимости автомобилей усложняет процесс администрирования транспортного налога, а также приводит к спорным ситуациям.

В связи с изложенным СП РФ предложила рассмотреть вопрос об изменении параметров, определяющих применение повышающих коэффициентов при исчислении транспортного налога. В отчете отмечается, что повышающие коэффициенты к транспортному налогу на легковые автомобили можно применять в зависимости от их мощности и иных неотъемлемых характеристик, а не от стоимости.

БУХПРОСВЕТ

Физлица должны уплачивать транспортный налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Они платят налог на основании уведомления, направляемого ИФНС.Направление уведомления допускается не более чем за три налоговых периода.

Что касается организаций, то они уплачивают транспортный налог в сроки, установленные субъектами РФ. Причем срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока подачи налоговой декларации. Налоговые декларации по транспортному налогу представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363.1 НК РФ).

В настоящее время транспортным налогом не облагаются:

  • автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда;
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельхозпроизводителей.

Кроме того, от налогообложения освобождаются транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (п. 2 ст. 358 НКРФ).

Комментарии
  1. Дмитрий

    Не понял логику этого предложения... Получается так - вместо того, чтобы правильно учесть дорогие автомобили, будут больше платить владельцы не дорогих, а мощных авто. А это далеко не всегда одно и то же.

    • Необух

      Дмитрий, успокойтесь, ничего не будет. Счетная палата РФ это конечно весомый орган для Госдумы, но Минфин не будет менять транспортный налог.

  2. Irina

    Насколько я помню повышающий коэффициент был введен, когда из каждого утюга доносились новости о налоге на роскошь. Типа, владельцы дорогих авто будут платить больше. И это логично, если нашлись деньги на покупку, хватит и на содержание. Логика счетной палаты не ясна. Ибо повышенный налог они хотят заставить платить за мощность двигателя. Некоторые дешевые машины значительно мощнее дорогих. А рядовой житель страны может позволить себе именно дешевую машину

    • Рисовод

      Irina , да, впихивать "налог на роскошь" в транспортный не логично. Величина налога должна зависеть от степени негативного воздействия на дорогу. А тут прямая зависимость с расходом бензина. Чем тяжелее машина и чем больше она ездит, тем она больше ест бензина. Вот в стоимость его и  надо включать тр.налог.

      • Irina

        Рисовод , Логично. Но тогда стоимость бензина будет бесконтрольно расти. Ибо возможности для махинаций неограничены. А так, да. И государтву выгодно. Собираемость вырастет. И рядовому налогоплательщику выгодно, сколько поездил, столько и заплатил. Только вот как льготы реализовывать

      • Незеленый бухгалтер

        Рисовод , почему транспортный налог должен зависеть только от негативного воздействия автомобиля на дорогу? Да, раньше был налог на пользователей автодорог - он так назывался и его закономерно увязывать с негативным воздействием. Транспортный налог предполагает, что транспорт - это не только средство передвижения, но вид имущества, которое нуждается в определенных услугах со стороны государства (охрана, защита и т.п.) даже если оно не используется вовсе. Соответственно, за эти услуги государство может брать плату в виде налога, даже если транспорт стоит в гараже и не оказывает "негативного воздействия на дорогу". Поэтому транспортный налог  вполне можно привязывать к автомобилю, как имуществу и как к средству передвижения и чем оно более ценное, тем больше налог.  

        • Рисовод

          Незеленый бухгалтер, "нуждается в определенных услугах со стороны государства (охрана, защита и т.п.) " это вы серьезно? Со стороны государства ничего кроме вымогательства с автовладельцев.

          "и чем оно более ценное, тем больше налог." ценность авто зависит от мощности его мотора? Машина обесценивается (стареет) очень быстро. Налог тоже уменьшается?

          Может еще налог на смартфон ввести? Он тоже не воздействует на дорогу. Я до сих пор считал, что этот налог идет на строительство и поддержание дорог. А оказывается это все же налог на роскошь? Ильф с Петровым были не правы? :-)

        • Рисовод

          Незеленый бухгалтер, "если транспорт стоит в гараже и не оказывает "негативного воздействия на дорогу", то его снимают с учета в ГИБДД и налог не платят.

          • Необух

            Рисовод , Рисовод, опять вы смешиваете все в одну кучу. Вы уж решите, как определять налог - с точки зрения государства или с точки зрения налогоплательщика, причем по понятиям. Я определил транспортный налог с точки зрения теории. Транспорт - это имущество. И если оно строит в гараже - далеко не значит, что его владелец снимет его с учета. Все коллекционные экземпляры авто, раритеты - все стоят на учете в ГИБДД и владельцы на них не катаются, кроме выставок и то далеко не все. И если такое авто будет похищено, владелец пойдет в полицию, которая должна предпринимать усилия к розыску этого украденного имущества. Вот эти государственные издержки на охрану и защиту имущества покрываются имущественными налогами. Так должно быть. А то что у нас чиновники не выполняют возложенные на них обязательства и налоги идут не туда куда следует, то это вопрос к чиновникам, судам, президенту, депутатам, к тому как они выполняют свои обязанности, а не к закону, как таковому.

            • Рисовод

              Необух, транспорт, это такое имущество, которое не нужно без дорог. Имущество многообразно. И за сохранность каждого вида имущества надо вводить отдельный налог? Если у меня украдут тот же смартфон, то полиция его искать не обязана? Я за целевое использование тр.налога и за справедливую базу по нему.