Конституционный суд РФ предписал внести поправки в НК РФ, которые уточняют правила уплаты НДС в отношении импортного программного обеспечения, права на использование которого приобретены по длящимся лицензионным договорам.
Соответствующее постановление от 25.11.2025 № 41-П опубликовано на официальном сайте КС РФ.
Напомним, с 1 января 2021 года Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ внес в статью 168 НК РФ поправки, согласно которым под НДС подпадают операции по предоставлению исключительных прав на программное обеспечение, не включенное в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.
Соответственно, с 2021 года под НДС попали платежи за программное обеспечение, в том числе по длящимся договорам, заключенным ранее, когда реализация прав на ПО на основании лицензионного договора не подлежала обложению НДС. Это привело судебным спорам, поскольку поставщики ПО подают иски о взыскании с покупателей дополнительного вознаграждения в сумме НДС.
КС РФ в связи с этим отметил, что при изменении законодательства особую значимость приобретает надлежащее гарантирование правового положения субъектов длящихся правоотношений, предоставление им возможностей для адаптации к новым нормативным условиям. В случае серьезных изменений налогового законодательства отсутствие адаптационных механизмов чревато нарушением конституционных принципов.
Так, НК РФ не содержит предписаний о последствиях такого изменения налогового законодательства, в силу которого при исполнении длящегося договора у поставщика возникает обязанность уплатить НДС. Не установлены нормативные условия адаптации и в переходных положениях закона № 265-ФЗ.
«Хотя указанные нормы сами по себе не могут расцениваться в качестве неконституционных, их совокупное применение при разрешении споров, связанных с попыткой поставщика пересмотреть условия ранее заключенного длящегося договора, обнаруживает наличие пробела, имеющего конституционный характер, и требует адекватных (нормативных) мер реагирования», - отметили в КС РФ.
При этом суд отмечает, что автоматическое взыскание поставщиком не оговоренного сторонами длящегося договора прибавленного к его цене дополнительного вознаграждения, равного сумме НДС, может в ущерб покупателю приводить к несправедливому обогащению поставщика. При отсутствии риска такого обогащения также не будет способствовать достижению основной цели подобных механизмов, служащих обеспечению баланса прав и интересов сторон договора, в условиях, когда следование его положениям не способно обеспечить указанный баланс, в том числе достижение пропорционального равенства между сторонами, при отсутствии у покупателя права на вычет по НДС.
КС РФ предписал законодательным органам власти устранить выявленный пробел в части решения вопроса о коррекции цены длящегося договора в связи с изменениями после его заключения налогового закона, в силу которых при исполнении этого договора у поставщика возникает обязанность по уплате НДС.
Пока действующие нормы законодательства допускают взыскание поставщиком дополнительного вознаграждения, компенсирующего последствия указанных законодательных изменений, с покупателя, который не имеет возможности принять соответствующие суммы налога к вычету для компенсации перелагаемых на него потерь.
До устранения этого пробела, если стороны в подобной ситуации не достигли соглашения по корректировке цены длящегося договора или о его расторжении, то:
- поставщик вправе обратиться в суд с требованием об увеличении цены в пределах половины приходящейся на соответствующую операцию суммы налога, которая уплачивается в бюджет, если дальнейшее исполнение длящегося договора лишает его того, на что он был вправе рассчитывать при заключении этого договора, в том числе влечет имущественные потери, а покупатель, не имеющий права воспользоваться налоговым вычетом, отказался изменить договор или расторгнуть его;
- цена, согласованная в длящемся договоре с физическим лицом, не может быть изменена, за исключением случаев, когда физическое лицо при заключении и исполнении договора осуществляет предпринимательскую деятельность;
- вопрос об увеличении цены применительно к отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, разрешается с учетом особенностей, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Если бухгалтерия - то в 1С, если бухгалтерские новости - то на БУХ.1С, если следить за новостями в телефоне - то в нашем Telegram-канале.
В материале использованы фото: Chinnapong / Shutterstock / Fotodom.