Верховный Суд РФ вынес свой вердикт: порядок расчета пособий по нетрудоспособности и по беременности и родам сотрудникам, у которых в расчетном периоде не было доходов, установленный Постановлением Правительства РФ от 15.06.2008 № 375 (далее - Постановление), права работников не нарушает (Решение ВС РФ от 16.10.2008 № ГКПИ08-1845).
Напомним, что пунктом 10 Постановления установлено следующее: "В случае если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка или этот период состоял из периодов, исключаемых из расчетного периода в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработка, полученного в месяце наступления временной нетрудоспособности либо отпуска по беременности и родам". То есть, размер пособия по беременности и родам, а также пособия по временной нетрудоспособности рассчитываются исходя из размера заработка в месяце ухода в декретный отпуск или наступления болезни.
Заявитель обратился в ВС РФ с заявлением о признании этого пункта Постановления недействующим, так как, по его мнению, эта норма ухудшает положение указанной в нем категории сотрудников по сравнению с другими лицами (теми, кому средняя зарплата определяется при уходе в очередной ежегодный отпуск, а также теми, кто имеет меньший страховой стаж), противоречит положениям ТК РФ, нарушает конституционные права граждан, предусмотренные статьями 17 и 39 Конституции РФ.
ВС РФ, однако, встал на сторону Правительства РФ, установившего такой порядок расчета пособий, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 183 ТК РФ Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее - Закон № 255-ФЗ) установлены условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. В части 7 статьи 14 Закон № 255-ФЗ наделил Правительство РФ полномочиями по определению особенностей порядка исчисления указанный пособий, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц. В рамках указанных полномочий и было издано Постановление.
Закон № 255-ФЗ не регулирует случаи, когда застрахованное лицо не имело заработка в расчетном периоде либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода.
Этот "пробел" и был устранен Постановлением, утвержденным Правительством РФ в рамках предоставленных ему полномочий. Согласно оспариваемому пункту 10 Постановления размер пособия застрахованным лицам, не имеющим заработка в установленном законом расчетном периоде, рассчитывается максимально приближенный по отношению к фактической зарплате работника, утраченной в связи с наступлением страхового случая. Следовательно, делает вывод ВС РФ, оспариваемое предписание не ухудшает положение заявителя, а совсем наоборот - дает возможность рассчитать размер пособия и в том случае, когда заработок в расчетном периоде, установленном законом, отсутствует.
Нормативного правового акта, имеющего большую по сравнению с Постановлением юридическую силу, который бы определил иной порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в указанных случаях, не имеется.
Рассмотрение доводов заявителя о нарушении его конституционных прав находятся в компетенции Конституционного Суда РФ, а не ВС РФ.
На основании вышеизложенного и учитывая, что оспариваемое положение пункта 10 Постановления не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, ВС РФ отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.