Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Плата за загрязнение окружающей среды: форма расчета и сроки внесения

31.08.2006
Плата за загрязнение окружающей среды: форма расчета и сроки внесения
С начала 2006 года полномочия по установлению сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду были переданы территориальным органам, но часть из них не удосужилась установить сроки, а некоторые установили их в нарушение действующего законодательства. Теперь Ростехнадзор установил единые для всех природопользователей сроки. Комментируют сложившуюся с начала году ситуацию, а также новые документы, призванные урегулировать проблемы, М.С. Мухин, начальник управления ФСКН России и А.Р. Назаров, заместитель начальника управления ФСКН России.

Содержание


Минюст России 17 июля 2006 года зарегистрировал сразу два приказа Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), касающиеся платы за негативное воздействие на окружающую среду:

  • от 23.05.2006 № 459 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Приказ № 459);
  • от 08.06.2006 № 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Приказ № 557).

Данные приказы призваны восполнить наиболее существенные пробелы в правовом регулировании платы за негативное воздействие на окружающую среду. Об этом же заявил и сам Ростехнадзор в комментарии к ним, размещенном на официальном сайте ведомства:

Выдержка из документа

"Вследствие отмены "Порядка направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации" (Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 313, Министерства финансов Российской Федерации № 143н от 22.11.2005) (далее - Порядок) были отменены сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, формы и сроки предоставления отчетности".

Такая позиция, с одной стороны, заслуживает уважения, а с другой - дает природопользователям дополнительный аргумент в спорах с территориальными органами Ростехнадзора, которым, как показала практика, отмена сроков ничуть не мешала требовать внесения платы и представления расчетов.

Момент, начиная с которого природопользователи обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и представлять расчеты платы, определить несложно.

Учитывая, что оба приказа в соответствии с пунктом 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, первым сроком внесения платы и первой датой представления расчетов является 20 октября 2006 года.

Сроки внесения платы

Правовой вакуум, вызванный отменой с 23 декабря 2005 года сроков внесения платы, Ростехнадзор попытался восполнить Приказом от 27.01.2006 № 49, предложив своим территориальным органам установить самим сроки. В одной из предыдущих публикаций, авторы высказали предположение о том, что "последние … не замедлят отреагировать на указание вышестоящего ведомства"*. Однако, мы явно переоценили оперативность и исполнительскую дисциплину подавляющего большинства территориальных органов Ростехнадзора.

Примечание:
* См. М.С. Мухин, А.Р. Назаров "Плата за загрязнение окружающей природной среды: что нового в 2006 году?"

Лишь немногие из них (как, например, Управление Ростехнадзора по Томской области) не только незамедлительно издали собственный приказ об установлении сроков внесения платы и официально опубликовали его, но и не допустили установления срока за IV квартал 2005 года ранее даты официального опубликования приказа, четко следуя требованиям статьи 15 Конституции Российской Федерации и пункта 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763.

Некоторая часть территориальных органов Ростехнадзора (например, Алтайское межрегиональное управление, Управления по Республике Татарстан и по Магаданской области) издала приказы об установлении сроков внесения платы, полностью идентичных тем, что были рекомендованы Ростехнадзором. То, что сроки платы при этом устанавливались "задним числом", борцов за экологию не смущало. Так, магаданские природоохранители своим приказом от 23.05.2006 № 115 установили сроки внесения платы за IV квартал 2005 года и за I квартал 2006 года соответственно 30 января и 20 апреля 2006 года.

Но и это, как, оказалось, было далеко не худшим вариантом. Большинство территориальных органов Ростехнадзора вообще не стало устанавливать сроки внесения платы, видимо, решив, что приказа вышестоящего ведомства вполне достаточно для того, чтобы предъявлять соответствующие требования природопользователям. Выполнить адресованный им (а отнюдь не природопользователям, на что указывало отсутствие государственной регистрации в Минюсте России) приказ Ростехнадзора от 27.01.2006 № 49 и издать собственные приказы эти органы не удосужились.

Вершиной подобного отношения к требованиям своего руководства можно считать позицию, занятую Управлением Ростехнадзора по Санкт-Петербургу. На прямой вопрос, заданный на официальном сайте данной организации, о том, принят ли в Санкт-Петербурге приказ, устанавливающий сроки внесения платы, и где он опубликован, петербургские природоохранители ответа не дали.

Думается, что подобное отношение к своим обязанностям руководителей большинства природоохранных органов в определенной степени поспособствовало тому, что Ростехнадзор сам взялся за установление сроков внесения платы. Нельзя исключать и того, что руководство этой федеральной службы осознало неправомерность регулирования федерального фискального сбора нормативными актами своих территориальных органов.

Таким образом, можно считать, что Приказом № 557 Ростехнадзор впервые с декабря прошлого года установил единые для всех природопользователей сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Поэтому угроза привлечения к административной ответственности за несоблюдение сроков, установленных данным приказом (ст. 8.41 КоАП РФ), вполне реальна.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

Как и сроки внесения платы, сроки представления расчетов, да и собственно сама обязанность их представлять, ранее были установлены Порядком направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета (доведен письмом Минфина России, Минприроды России и Госналогслужбы России от 03.03.1993 № 04-15/61; № 19; № ВГ-6-02/10). Отмена указанного письма в декабре прошлого года сняла с природопользователей обязанность* представлять расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Примечание:
* Фактически эта обязанность прекратилась с момента передачи функций администратора платы от налоговых органов к природоохранным, поскольку данное письмо предусматривало представление расчетов платы именно налоговым органам (прим. авт.).

Тем не менее, последних это обстоятельство нисколько не смущало. Практически любое публичное выступление представителей природоохранного ведомства сопровождалось требованием не только вносить плату, но и сдавать расчеты. На чем оно основано, работники Ростехнадзора и его территориальных органов скромно умалчивали.

Достойно сожаления, что свою лепту в дезинформирование природопользователей внесли и некоторые средства массовой информации, которые утверждают, что природопользователи обязаны не только рассчитывать плановые платежи и согласовывать их с органами Ростехнадзора, но и представлять расчеты в налоговый орган. В обоснование такой позиции приводится упомянутое выше отмененное письмо от 03.03.1993 № 04-15/61; № 19; № ВГ-6-02/10. Кроме этого, не следует забывать, что функции администратора платы налоговые органы давно не осуществляют.

В свете Приказа № 459 требование о представлении природопользователями расчетов платы с октября 2006 года получает нормативное обоснование. Расчеты должны представляться в территориальные органы Ростехнадзора не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Форма расчета содержит показатели, необходимые для расчета платы по всем видам негативного воздействия, предусмотренным Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632.

Большинству природопользователей адресован Раздел 2 расчета "Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными источниками" (далее - Раздел 2). Порядок исчисления платы по этому виду негативного воздействия подробно рассматривался нами ранее (см. здесь). Думается, что заполнение Раздела 2 не составит особого труда для природопользователей. Отметим лишь, что количество израсходованного топлива согласно Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 указывается в расчете в тоннах. Для точного пересчета израсходованного топлива из объемных единиц (литров) в весовые (тонны) можно воспользоваться рекомендациями, содержащимися в письме ФНС России от 24.03.2005 № 03-3-09/0412/23@.

Некоторые вопросы может вызвать заполнение строк 040 и 050 Раздела 2 - "Категория автомобильной техники" и "Экологический класс автомобильной техники". Разъяснения по заполнению этих реквизитов расчета приведены в приложении 2 к Приказу № 459. Следует заметить, что в данном приложении неправильно указана дата Постановления Правительства РФ от 12.10.2005 № 609 "Об утверждении специального технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ"" - вместо 12 октября 2005 года указано 10 декабря 2005 года.

Отдельно следует остановиться на вопросе, связанном с заполнением показателей Раздела 2, касающихся разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками. Очевидно, по замыслу разработчиков расчета, отсутствие у природопользователя такого разрешения должно служить основанием для применения 5-кратного повышающего коэффициента (кстати, соответствующий показатель в Разделе 2 почему-то отсутствует). Попробуем поставить под сомнение этот, казалось бы, бесспорный факт.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. На это же указывается и в пункте 2 Постановлении Правительства РФ от 02.03.2000 № 183. Однако ни Ростехнадзор, ни федеральные органы власти, отвечавшие за охрану окружающей среды ранее, такой порядок не разработали. На каком же основании от природопользователей требуют получать разрешения на выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников в атмосферу? Ссылки на нормативные акты, принятые в субъектах РФ, представляются неубедительными, поскольку законодатель предоставил такое право исключительно федеральному органу исполнительной власти.

Существует ли ответственность за непредставление расчетов

Приказ № 459 не содержит никаких указаний на ответственность природопользователей за непредставление природоохранным органам расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Поэтому на вопрос, вынесенный в подзаголовок, можно с полной уверенностью дать отрицательный ответ. Можно предположить, что природоохранные органы будут ссылаться на статью 19.7 КоАП РФ, как на основание для привлечения к ответственности за непредставление расчетов. Эта статья предусматривает ответственность за "непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом". Содержащийся в данной норме термин "закон", на наш взгляд, не подлежит расширительному толкованию и не позволяет рассматривать в качестве административно-наказуемого деяния непредставление сведений, предусмотренных нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти.

Рассматривая аналогичную ситуацию, КС РФ в определении от 10.07.2003 № 316-О отметил:

Выдержка из документа

"…Пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающий ответственность за непредставление налоговой декларации, не может рассматриваться как основание для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном правовом акте".

Статья 119 НК РФ также не может служить основанием для привлечения к ответственности за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Помимо аргументов, приведенных выше, отметим также, что плата не входит в систему налогов и сборов, в связи с чем отношения, связанные с ее администрированием, не могут регулироваться нормами законодательства о налогах и сборах. Аналогичные доводы привел ФАС СЗО в постановлениях от 10.01.2003 по делу № А05-7629/02-53/9, от 28.02.2003 по делу № А21-5149/02-С1 и от 19.05.2003 по делу № А05-16260/02-487/26.

Заключение

Итак, государство продолжает длительный процесс легитимизации платы за негативное воздействие на окружающую среду. Спустя три года после установления базовых нормативов установлены сроки уплаты. На полгода раньше введена ответственность за несвоевременное внесение платы. Что касается представления расчетов платы за негативное воздействие, то с октября 2006 года создается довольно любопытная ситуация, когда природопользователи несут обязанность представлять эти расчеты природоохранным органам, однако никакими мерами принуждения данная обязанность не обеспечена. Сколько времени потребуется для того, чтобы восполнить этот пробел?

Плата за загрязнение окружающей среды: форма расчета и сроки внесения

Комментарии 0

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С-Такском 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление небольшой фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПАРК-Риски 1СПредприятие 8 2-НДФЛ 3-НДФЛ 4-ФСС 5 минут 6-НДФЛ CRM Агентский договор. Учет административная ответственность адресный классификатор акцизы алкоголь алкогольная продукция амортизационная премия амортизация арбитражная практика аттестация рабочих мест аудит аудиторские организации база 1с база для начисления страховых взносов база по страховым взносам база по налогу на прибыль банк и касса в 1с банкротство безнадежная задолженность безналичные расчеты бланки строгой отчетности больничное пособие больничный листок бухгалтер бухгалтерия автономного учреждения бухгалтерская отчетность бухгалтерские события бухгалтерский баланс бухгалтерский учет бухучет Бытовые услуги. Учет бюджет муниципального образования бюджет поселения бюджетная отчетность бюджетный учет ВАС РФ Вахтовый метод.Оплата ввоз товаров взаимозависимые_лица взноcы в ПФР взносы в ФОМС взносы в ФСС взносы на травматизм видео 1С водный налог возврат переплаты восстановление НДС вывоз товаров выездная налоговая проверка выездная проверка выплата зарплаты выплаты иностранному работнику выплаты работникам выплаты физическим лицам высококвалифицированные специалисты вычет НДС вычеты по НДФЛ ВЭД ГК РФ госпошлина государственная регистрация государственные и муниципальные закупки гражданско-правовой договор графики работы двойное налогообложение дебиторка декларация по алкоголю декларация по ЕНВД декларация по НДС денежные документы День Бухгалтерии детские пособия ДиректБанк договор комиссии договор подряда договор поставки договор транспортной экспедиции договорная политика документальное оформление документооборот долговые обязательства должная осмотрительность доходы организации ЕГАИС ЕГРЮЛ ежемесячная отчетность ЕНВД ЕСН ЕСХН задержка заработной платы задолженность по налогам займы закон о бухгалтерском учете занимательная бухгалтерия заработная плата зарплата зарплатные налоги зарубежная командировка защита персональных данных заявление о постановке на учет земельный налог изменения 2015 изменения в законодательстве изменения в законодательстве 2012 изменения в законодательстве 2013 имущественные вычеты имущественный налоговый вычет индивидуальный предприниматель иностранные компании иностранный работник интернет-компании интернет-магазины ИП ИП на ЕНВД ИС 1С:ИТС исправление бухгалтерских ошибок исправление ошибок ИТС ИФНС кадастровая стоимость кадровое оформление камеральная проверка кассовая дисциплина кассовые операции КБК квоты на иностранных рабочих КИК ККТ КЛАДР ключевая ставка книга на УСН книга покупок книга продаж КоАП РФ коды видов продукции командировка командировочные расходы компенсации работникам компенсационные выплаты компенсация за отпуск консервация основных средств консолидированная группа контролируемые сделки корректировочный счет-фактура коэффициент-дефлятор крупнейшие налогоплательщики курортный сбор курсовые разницы лизинг лизинговое имущество ликвидация организации лицензирование льготы по ндс малый бизнес маркировка изделий маркировка изделий из натурального меха маркировка меховых изделий маркировка товара материальная выгода материальная помощь материнский капитал международные стандарты миниденьги модернизация основных средств МРОТ МСФО наличные расчеты налог на игорный бизнес налог на имущество налог на имущество физических лиц налог на прибыль налоги физических лиц налоговая база по налогу на прибыль налоговая база по ндс налоговая база по НДС налоговая декларация налоговая ответственность налоговая отчетность налоговая политика налоговая проверка налоговое администрирование налоговые каникулы налоговые льготы налоговые проверки налоговый агент налоговый агент НДФЛ налоговый агент по НДС налоговый агент по НДФЛ налоговый агент по ндфл налоговый вычет налоговый контроль налоговый мониторинг налоговый учет налогообложение доходов налогоплательщик начисление пени НДПИ НДС НДС по ставке 10% НДС при ввозе НДС при экспорте НДС-2015 НДФЛ некоммерческие организации учет неотделимые улучшения нерезиденты НИОКР НК РФ НМА новая форма декларации новая форма расчета новости нормы естественной убыли нулевая декларация нулевая ставка обзор обзор бухгалтерских событий обзор новостей обмен документами обновление КЛАДР обособленное подразделение обособленные подразделения обучение 1с оказание услуг ОКВЭД2 ОКПД2 онлайн-касса онлайн-ккт онлайн-ККТ освобождение от налогообложения освобождение от ндс освобождение от НДС основные средства отпускные отходы отчетность в ПФР отчетность в росстат отчетность в Росстат отчетность организации отчетность по страховым взносам отчетность предпринимателя оформление счета-фактуры охрана труда патентная система ПБУ 18 первичные документы перенос убытков персонифицированный учет план счетов плата за негативное воздействие на окружающую среду плата за проезд грузовиков платежи платежное поручение платежные документы 1с платежный агент платежный терминал повышение ставок подакцизные товары подтверждающие документы подтверждение расходов полномочия налоговых органов пониженные тарифы поправки в НК РФ поправки в тк рф поправки в ТК РФ порядок маркировки товаров пособие по беременности и родам пособие по временной нетрудоспособности пособие по нетрудоспособности пособия за счет ФСС посреднические договоры постановка на учет постановка на учет в налоговом органе права налогоплательщика представление сведений приказ Минфина применение ККТ приостановление операций по счету проверка ИНН/КПП проверка контрагентов продажа алкогольной продукции производственный календарь проф. Пятов профессиональные вычеты ПСН псн путевой лист работники-иностранцы раздельный учет расходы на ГСМ расходы на рекламу расходы организации расчет больничного листа расчет заработной платы расчет НДПИ расчет отпускных расчет себестоимости расчет страховых взносов расчетный счет расчеты с работниками регистрация недвижимости регистрация юридических лиц реконструкция основных средств ремонт основных средств реорганизация росалкогольрегулирование РСВ-1 рыночные цены самозанятые граждане свод отчетов сдача имущества в аренду секреты 1С:ЗУП сельскохозяйственный товаропроизводитель система "Платон" служебная командировка снижение ставок совместители совмещение налоговых режимов составление и сдача отчетности составление и сдача отчетности социальное страхование социальные вычеты социальный налоговый вычет спецоценка условий труда средний заработок ставка НДС Ставка НДФЛ ставка рефинансирования ставка УСН стандартные вычеты стандарты бухучета статистика статистическая отчетность статотчетность страхование страховые взносы страховые взносы в пфр страховые взносы в фсс страховые взносы в ФСС страховые взносы для самозанятых страховые взносы на травматизм страховые тарифы судебные издержки суммовые разницы суточные счет-фактура такси таможенные платежи таможенный союз ТК РФ торг-12 торговый сбор транспортный налог трудовая книжка трудовой договор увольнение по инициативе руководителя увольнение по соглашению сторон уголовная ответственность удержание алиментов УКД универсальный корректировочный документ УПД уплата налога уплата налогов упрощенная система налогообложения УСН уставный капитал уточненка утрата права на усн учет аренды учет в АО учет в ООО учет в сельском хозяйстве учет в строительстве учет в туризме учет дивидендов учет доходов при УСН учет доходов при усн учет импорта учет лизинга учет МПЗ учет на производстве учет ОС учет основных средств учет премий учет расходов учет расходов при УСН учет расходов при усн учет реализации учет скидок учет субсидий учет товаров учет ценных бумаг учет экспорта учетная политика учредительные документы факсимиле ФИАС финансовый анализ финансовый результат ФНС РФ форма 6-НДФЛ формы документов ФСС штрафные санкции ЭДО экологические платежи экспорт в страны ЕАЭС экспорт продукции электронная отчетность электронная подпись электронные счета-фактуры электронный документооборот электронный формат энциклопедия проверок

Все теги
X

Яндекс-виджет: Новости
Яндекс-виджет: Полезные материалы
Информеры