Начиная с отчета за 9 месяцев 2005 года бюджетные учреждения составляют бухгалтерские отчеты по новым формам (приказ Минфина России от 21.01.2005 № 5н). Это касается и отчетности бюджетных учредений за 2005 год. В этой статье методисты фирмы "1С" рассказывают о составлении бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности в программных продуктах фирмы "1С" для бюджетных учреждений. Помимо этого, рассматриваются вопросы составления отчетности о расходах и численности работников государственных органов и представления бюджетной отчетности в налоговые органы.

Содержание

С 1 января 2005 г. вступили в действие новые нормативные документы по бюджетному учету - План счетов бюджетного учета и Инструкция по бюджетному учету (приказ Минфина России от 26.08.2004 № 70н), Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (приказ Минфина России от 10.12.2004 № 114н). Начиная с отчета за 9 месяцев 2005 г., бюджетные учреждения составляют бухгалтерские отчеты по новым формам (приказ Минфина России от 21.01.2005 № 5н).

Для составления регламентированной отчетности за 2005 год в программных продуктах фирмы “1С” для бюджетного учета – типовых конфигурациях “Бухгалтерия для бюджетных учреждений”, “Бухгалтерия для распорядителей бюджетных средств”, “Свод отчетов ПРОФ”, программах “1С:Воинская часть”, “1С:Свод отчетов” фирмой “1С” подготовлен комплект регламентированных отчетов за IV квартал 2005 года.

Новый комплект можно получить в виде файла-архива в фирме “1С” или у ее региональных партнеров сети “1С:Франчайзинг”. Подписчикам диска ИТС комплекты регламентированных отчетов доступны также на интернет-сайте фирмы “1С”. При наличии диска ИТС они имеют возможность оперативного обновления комплекта регламентированных отчетов с помощью режима “Интернет-поддержка” программ системы “1С:Предприятие”.

Нормативные документы по составлению бюджетной отчетности

При составлении бюджетной отчетности следует руководствоваться:

  • Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности (утверждена приказом Минфина России от 21.01.2005 г. № 5н);
  • Приказом Минфина России от 11.11.2005 № 137н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 января 2005 года № 5н»;
  • Разъяснениями об особенностях представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство (Приложение к письму Минфина России от 05.09.2005 № 42-7.1-01/2.4-250, опубликовано на интернет-сайте Федерального казначейства http://www.roskazna.ru/ (раздел Методический кабинет - Учет и отчетность));
  • Разъяснениями об особенностях представления отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (закрытого административно-территориального образования) и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда финансовыми органами субъектов Российской Федерации (закрытых административно-территориальных образований) в Федеральное казначейство (письмо Минфина России от 22.09.2005 № 02-14-10а/2695, опубликовано на интернет-сайте Федерального казначейства http://www.roskazna.ru/ (раздел Методический кабинет - Учет и отчетность));
  • Письмом Минфина России от 22.11.2005 № 02-14-10/3155 «О порядке отражения в бюджетном учете и отчетности операций с поступлениями, распределяемыми между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»;
  • Порядком составления и представления сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета и сводных сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (Приложение № 3 к приказу Минфина России от 07.07.2005 № 84н).

Комплект регламентированных отчетов за IV квартал 2005 г.

Комплект регламентированных отчетов за IV квартал 2005 г. содержит формы бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности, а также сервисные обработки, предназначенные для качественного составления бюджетной отчетности - проверки состояния учета и составления отчетности и выгрузки данных отчетов в файл.

Бухгалтерская отчетность

В состав бухгалтерской отчетности за IV квартал 2005 года (группа “Бухгалтерская отчетность”) включены все формы бюджетной отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н “Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности” (в ред. приказа Минфина России от 11.11.2005 № 137н).

Отчеты “Справка об изменении остатков валюты баланса”, форма 0521473 (представляется главными распорядителями средств федерального бюджета вместо Приложения к пояснительной записке “Сведения об изменении остатков валюты баланса” (форма 0503173)) и “Справка о перечислении средств из бюджета по разделу 11 “Межбюджетные трансферты”, форма 0521453, соответствуют письму Минфина России от 05.09.2005 № 42-7.1-01/2.4-250.

Обратите внимание! В отличие от комплекта за II квартал 2005 года, который наряду с бухгалтерской отчетностью согласно приказа Минфина России от 15.06.2000 № 54н включал бухгалтерские отчеты согласно приказа Минфина России от 21.01.2005 № 5н (они были объединены в группы “Бухгалтерская отчетность (приказ 54н) для 107н” и “Бухгалтерская отчетность (приказ 5н) для 70н” соответственно), в состав бухгалтерской отчетности за III и IV квартал 2005 года (группа “Бухгалтерская отчетность”) включены только формы бюджетной отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н. Также из комплекта исключены отчеты по сети, штатам и контингентам, перечисленные в письме Минфина России от 15.02.1993 № 12 “О порядке составления годовой, квартальной отчетности организациями, состоящими на бюджете” и в приказе Минфина России от 23.01.2002 № 1н. При необходимости составления этих форм следует использовать комплект регламентированных отчетов за II квартал 2005 года или более ранний.

Бюджетная отчетность сгруппирована по участникам бюджетного процесса. В зависимости от вида бюджетного учреждения бухгалтерские отчеты объедены в подгруппы:

  • Отчетность ГРБС, РБС, ПБС – содержит формы, необходимые для подготовки отчетности главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов;
  • Отчетность финансового органа – содержит формы, необходимые для подготовки отчетности органами, организующими исполнение бюджетов;
  • Отчетность органа казначейства – содержит формы, необходимые для подготовки отчетности органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

В отдельную группу объединены таблицы пояснительной записки (подгруппа “Пояснительная записка”).

В связи с тем, что многие бюджетные учреждения являются плательщиками налога на имущество, в комплект включен отчет “Расчет среднегодовой стоимости имущества” (группа “Дополнительные бухгалтерские отчеты”). Его следует использовать для подготовки данных - расчета среднегодовой стоимости имущества (основных средств), числящегося на балансе учреждения, - для составления Налоговой декларации по налогу на имущество организаций.

В редакциях программ, предназначенных для ведения учета, отчеты группы “Бухгалтерская отчетность” заполняются в автоматическом режиме в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности (утверждена приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н), далее Инструкция № 5н, с учетом требований приказа Минфина России от 11.11.2005 № 137н и Разъяснений об особенностях представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство (Приложение к письму Минфина России от 05.09.2005 № 42-7.1-01/2.4-250).

Алгоритм формирования значений показателей можно увидеть после автоматического заполнения отчета. Для расшифровки конкретного автоматически рассчитанного показателя следует выделить ячейку с интересующим показателем и нажать кнопку “Раскрыть (F5)”. Будет выдан табличный документ, содержащий описание алгоритма заполнения показателя.

Следует отметить, что пока автоматическое заполнение предусмотрено не для всех таблиц пояснительной записки. Это связано с тем, что сведения, которые требуется указывать во многих из них, не содержатся в данных бухгалтерского учета, например, сведения об эффективности бюджетных расходов, о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств, о количестве подведомственных учреждений и направлении их деятельности, о результатах мероприятий внутреннего контроля, об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения и т.п. Кроме того Инструкция № 5н содержит очень мало информации о заполнении таблиц пояснительной записки, а таких таблиц больше двух десятков. По мере утверждения и публикации изменений к Инструкции № 5н, появления других материалов, поясняющих порядок составления отчетности, будут вноситься изменения и в комплект регламентированной отчетности, поставляемый фирмой “1С”.

Для подготовки отчета бюджетополучателя можно использовать также программы “1С:Свод отчетов”, “Свод отчетов ПРОФ”, в которых бухгалтерские данные в отчеты вводятся вручную, а расчетные показатели будут вычислены автоматически.

Технические особенности реализации отчетных форм

В программах для ведения бюджетного учета предусмотрено ведение учета как одного бюджетного учреждения, так и группы бюджетных учреждений (структурных подразделений учреждения, выделенных на самостоятельный баланс) в одной информационной базе с получением как общих, так и раздельных (по учреждениям, структурным подразделениям) главных книг и балансов. Каждый бухгалтерский отчет можно составить как по одному учреждению, так и консолидированно - по всем учреждениям, учет которых ведется в информационной базе программы.

Для составления отчета по одному учреждению в реквизите “Учреждение” (формы регламентированного отчета) из списка учреждений следует выбрать учреждение, по данным которого следует получить отчет.

Для составления консолидированного отчета по всем учреждениям (структурным подразделениям) следует включить флажок “Сводный”. При этом в реквизите “Учреждение” следует указать учреждение (централизованную бухгалтерию), от имени которого составляется отчет.

Это необходимо для автоматического заполнения шапки сводного отчета.

Некоторые формы бухгалтерской отчетности реализованы в виде нескольких регламентированных отчетов - отдельный отчет для каждого раздела формы, например, форма 0503127 "Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета".

Отчеты по разделам одной формы можно заполнять в любой последовательности.

Закрытие счетов бюджетного учета

В Плане счетов бюджетного учета присутствуют счета, которые в обязательном порядке подлежат закрытию в конце каждого отчетного финансового года. К таким счетам относятся счета расчетов с органами, организующими исполнение бюджета, счета учета внутренних расчетов между распорядителями и получателями бюджетных средств, а также счета учета текущих доходов и расходов учреждения. В соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учету № 70н в конце отчетного года, перед формированием годового баланса, подлежат заключению:

  • аналитические счета счета 0.210.02.000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов» (по всем кодам классификации доходов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов);
  • аналитические счета счета 0.304.04.000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» (по всем кодам функциональной классификации расходов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов);
  • аналитические счета счета 0.304.05.000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов» (по всем кодам функциональной классификации расходов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов);
  • аналитические счета счета 0.401.01.100 «Доходы учреждения» (по всем кодам классификации доходов);
  • аналитические счета счета 0.401.01.200 «Расходы учреждения» (по всем кодам функциональной классификации расходов);
  • аналитические счета счета 0.401.02.100 «Доходы резервного фонда» (по всем кодам классификации доходов);
  • аналитические счета счета 0.401.02.200 «Расходы резервного фонда» (по всем кодам функциональной классификации расходов).

Все эти счета подлежат закрытию на финансовый результат прошлых отчетных периодов. Таким образом, остатки по вышеперечисленным счетам соответствующим образом либо увеличат, либо уменьшат остаток по счету 0.401.03.000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

При составлении годовой бюджетной отчетности учреждение обязано составить «Справку к балансу по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года» (ф.0503130). Однако Инструкцией 5н не определен порядок формирования "Справки к балансу". Поэтому в комплект включены два варианта "Справки": как укрупненная форма - формируется по всем закрываемым синтетическим и аналитическим счетам ( "Справка к балансу"), так и развернутая форма - формируется по всем закрываемым синтетическим и аналитическим счетам с детализацией по КОСГУ ("Справка к балансу, разв.").

Последовательность составления годового отчета

Хотя в формах отчетности, предполагающих возможность автозаполнения, предусмотрена возможность формирования после заключительных записей по закрытию счетов бюджетного учета, рекомендуется следующий порядок составления отчета за 2005 г.:

  • формирование всех форм бюджетной отчетности, кроме баланса и справки к балансу;
  • закрытие счетов бюджетного учета ( с помощью документа "Закрытие года");
  • формирование баланса и справки к балансу по заключению счетов (ф. 0503130).

В комплект регламентированных отчетов входит Инструкция по формированию отчетности. Рекомендуем ознакомиться с ней перед составлением отчетности. Каждый регламентированный отчет также содержит электронное описание.

Примечание:
Порядок составления годовой бюджетной отчетности и особенности автоматического формирования в программах системы "1С:Предприятие" приведены на январском диске ИТС (Информационно-технологическое сопровождение 1С:Предприятия"). О порядке составления Пояснительной записки к годовому отчету также можно прочитать здесь.

Технологический анализ бухгалтерского учета

Перед составлением бухгалтерской отчетности рекомендуем проверить корректность ведения бюджетного учета с помощью отчета “Технологический анализ бухгалтерского учета”.

Отчет предназначен для анализа плана счетов в части структуры аналитического учета с целью выявления возможных ошибок формирования отчетности, выявления технических бухгалтерских ошибок и позволяет провести проверку по нескольким направлениям:

  • Проверка использования бюджетных классификаторов выполняется по всем проводкам и остаткам на счетах за выбранный период. Для каждого счета в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету предусмотрены определенные коды бюджетной классификации (КБК) и коды операций сектора государственного управления (КОСГУ);
  • Проверка заполнения субконто в проводках также выполняется по всем проводкам. По некоторым видам субконто пустые значения не считаются ошибкой;
  • Проверка остатков по счетам позволяет выявить отрицательные остатки, появившиеся в результате ошибок в учете. На материальных счетах контролируются остатки по количеству;
  • Проверка остатков на забалансовых счетах Р01 и Р05 позволяет найти ошибки, связанные с несоответствием этих остатков с остатками на балансовых счетах 101 и 105.

К годовому отчету перечень направлений, по которым производится проверка остатков по счетам, был существенно расширен в части учета основных средств.

В дальнейшем планируется включение в отчет дополнительных видов проверки.

Можно провести как выборочную проверку по отдельным направлениям, так и комплексную, по всем возможным направлениям.

Проверка составления и согласования показателей бюджетной отчетности

Для проверки значений, сформированных в бухгалтерских отчетах автоматически, удобно пользоваться функцией “Раскрытие алгоритма формирования значения показателей”, которая доступна после автоматического заполнения отчета.

Для проведения внутриформенного и межформенного контроля можно воспользоваться отчетом “Контроль согласования показателей”.

В комплект регламентированных отчетов за IV квартал 2005 г. включено два набора контрольных соотношений, а также подробное описание каждого контрольного соотношения (см. "Описание контрольных соотношений, используемых при проверке согласования показателей"). Первый набор включает контрольные соотношения, установленные п.VIII Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности № 5н (в ред. приказа Минфина России от 11.11.2005 № 137н) (файл 00001.CLR) , второй – дополнительные проверочные формулы (файл 00002.CLR).

Проверка производится для каждого учреждения отдельно.

Предусмотрено подключение контрольных соотношений, подготовленных распорядителем в программах “1С:Свод отчетов”, “Свод отчетов ПРОФ”.

Консолидация бюджетной отчетности

Все перечисленные отчеты могут быть консолидированы в программах “1С:Свод отчетов”, “Свод отчетов ПРОФ”. Для этого составленные правильно отчеты следует сохранить (кнопка “Сохранить” в форме регламентированного отчета”) и выгрузить в файл.

Подготовленные бухгалтерские отчеты, данные которых сохранены, можно просматривать с помощью “Архива отчетов” и выгрузить в файл с помощью обработки “Выгрузка отчетов”.

Предусмотрена выгрузка отчетов в форматах, применяемых

  • для загрузки в программу “1С:Свод отчетов 7.7” (Свод отчетов ПРОФ);
  • для загрузки месячного (квартального) отчета и справок к нему в модуль “Сводная и консолидированная отчетность” Департамента финансов г. Москвы и ФКУ АО г. Москвы;
  • для передачи в электронном виде отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета, представляемой в Федеральное казначейство.

Механизм выгрузки отчетов допускает подключение дополнительных обработок.

Отчетность о расходах и численности работников государственных органов

В группу “Отчетность о расходах и численности работников государственных органов” включена форма 14 “Отчет о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления” (Приказ Минфина РФ от 08.06.2005 № 70н).

Данные отчетов по форме 14 могут быть консолидированы в программах “1С:Свод отчетов”, “Свод отчетов ПРОФ”.

Статистическая отчетность

В комплект регламентированных отчетов включены также формы статистической отчетности для бюджетных учреждений, которые следует составлять в 2005 г.:

  • 1-ФП “Сведения об использовании средств из бюджетных и внебюджетных источников финансирования на выполнение федеральных целевых программ” (утверждена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 14.09.2004 № 41);
  • 3-ОБ “Отчет о численности личного состава и расходах на денежное содержание и заработную плату (утверждена приказом Минфина России от 23.01.2002 № 1н)”;
  • 1-БЗ (поставки) “Сведения об использовании средств из бюджетных и внебюджетных источников финансирования на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (утверждена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 16.07.2004 № 30)”;
  • 9-Ф “Сведения о поступлении и расходовании средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов (утверждена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 01.08.2005 г. №51)”;
  • 11 (краткая) “Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций (утверждена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 01.08.2005 № 51)”;
  • П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг (утверждена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 27.07.2004 № 34)”;
  • Приложение 3 к форме П1 “Сведения об объеме платных услуг населению по видам (утверждена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 27.07.2004 № 34)”;
  • П-2 “Сведения об инвестициях (утверждена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 27.07.2004 № 34)”;
  • П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников (утверждена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 27.07.2004 № 34)”;
  • П-5 (м) “Основные сведения о деятельности организации (утверждена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 27.07.2004 № 34)”;
  • и др.

Отчеты 1-БЗ (поставки) и 3-ОБ могут быть консолидированы в программах “1С:Свод отчетов”, “Свод отчетов ПРОФ”.

Налоговая отчетность

В комплект включены также налоговые декларации по налогам, по которым требуется отчитываться большинству бюджетных учреждений. Предусмотрена выгрузка данных налоговых деклараций в форматах, утвержденных Министерством по налогам и сборам РФ для представления налоговой отчетности в электронном виде, – регламентированные отчеты “Выгрузка для ИМНС (формат версии 2.01/2.00)” и “Выгрузка для ИМНС (формат версии 3.00)”.

В формы налоговых деклараций, имеющих возможность выгрузки данных в электронном виде в формате версии 3.00, включена технология нанесения двухмерного штрих-кода, содержащего данные декларации.

Представление бюджетной отчетности в налоговые органы

Много вопросов возникает о необходимости представления бюджетной отчетности в налоговые органы.

Ответ на этот вопрос дан в письме Департамента налогообложения прибыли МНС России от 27.03.2004 № 02-2-07/19@:

Выдержка из документа

“Согласно статье 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете”.

Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 23.02.1996 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

Бухгалтерская отчетность бюджетными учреждениями в налоговый орган не представляется, поскольку ее представление названному органу Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” не предусмотрено.”

"1С:Предприятие 7.7": составление бухгалтерского отчета бюджетных учреждений за 2005 год

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии