При подготовке бюджетной отчетности часто возникают вопросы, связанные с составлением Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) и Сведений об исполнении бюджета (ф. 0503164). В данной статье, подготовленной А.Н. Кривенец, начальником отдела методического обеспечения бюджетного учета и отчетности Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства, приводятся разъяснения особенностей формирования указанных отчетных форм и рассматриваются примеры их заполнения разными участниками бюджетного процесса.

Содержание

Примечание:
* ПБС (РБС) - получатели (распорядители) бюджетных средств, АДБ - администраторы доходов бюджета, АИФ - администраторы источников финансирования дефицита бюджета.

Доходы / Источники финансирования дефицита бюджета

В соответствии с пунктом 52 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н (далее - Инструкция 128н), графа 4 "Утвержденные бюджетные назначения" раздела 1 "Доходы бюджета" и раздела 3 (в части поступлений источников финансирования дефицита бюджетов) "Источники финансирования дефицита бюджета" Отчета (ф. 0503127) указанными участниками бюджетного процесса не заполняются. Следовательно, согласно пункту 54 Инструкции 128н графа 9 "Неисполненные назначения" в данных разделах также не заполняется.

Заполнение граф 5-7 раздела 1 и раздела 3 (в части поступлений источников финансирования дефицита бюджетов) осуществляется на основании данных соответствующих счетов счета 121002000 (без отражения средств, зачисляемых в последний рабочий день отчетного периода на счета, открытые управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ на балансовом счете 40101, и подлежащих перечислению на счета бюджетов в первый рабочий день месяца, следующего за отчетным). Данные должны соответствовать показателям Справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531468).

Пример заполнения АДБ, АИФ разделов 1,3 Отчета (ф. 0503127) приведен в таблице 1.

Группировочные коды по доходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета формируются, если Законом (решением) о бюджете утверждены плановые назначения. Так как назначения Законом (решением) утверждаются для главных администраторов доходов (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета), следовательно, администраторы доходов (источников финансирования дефицита бюджета) группировочные коды по данным показателям формировать не должны. Например, если Законом о бюджете утверждены показатели, представленные на рис. 1, то группировочным кодом в этом примере будет код "092 1 11 00000 00 0000 000", и главному администратору доходов в Отчете (ф. 0503127) необходимо отразить по данному коду плановый показатель (графа 4), рассчитать обобщенные показатели исполнения (графы 5-8) и рассчитать неисполненные назначения (графа 9 = 4 - 8).

Кроме того, строка "Доходы бюджета, всего" по своей сути является строкой, отражающей группировочный код - ведь в данной строке отражается общая сумма дохода бюджета по главному администратору (администратору) доходов, составляющему Отчет (ф. 0503127).

Строка 700 "Изменение остатков средств" формируется в соответствии с пунктом 59 Инструкции 128н, при этом в графе 3 указывается следующий код бюджетной классификации: "Код главы 01 05 00 00 00 0000 000". Так, Указаниями о применении бюджетной классификации, утвержденными приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н, предусмотрен код бюджетной классификации 000 01 05 00 00 00 0000 000 "Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета".

Расходы

В разделе "Расходы бюджета" Отчета (ф. 0503127) в графе 4 "Утвержденные бюджетные назначения" ПБС (РБС) отражает доведенный в установленном порядке объем бюджетных ассигнований на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 503 13 000 "Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам". В графе 5 "Лимиты бюджетных обязательств" - доведенные объемы лимитов бюджетных обязательств на основании данных по счетам аналитического учета счета 1 501 10 000 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года".

Пример заполнения ПБС (РБС) раздела 2 Отчета (ф. 0503127) представлен в таблице 2.

Данные Отчета (ф. 0503127) взаимосвязаны с иными показателями (отчетами) ПБС (рис. 2).

Формирование отчета (ф. 0503127) ПБС (РБС), АДБ, АИФ*

Примечание:
* ПБС (РБС) - получатели (распорядители) бюджетных средств, АДБ - администраторы доходов бюджета, АИФ - администраторы источников финансирования дефицита бюджета.

Доходы / Источники финансирования дефицита бюджета

В соответствии с пунктом 52 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 13.11.2008 № 128н (далее - Инструкция 128н), графа 4 "Утвержденные бюджетные назначения" раздела 1 "Доходы бюджета" и раздела 3 (в части поступлений источников финансирования дефицита бюджетов) "Источники финансирования дефицита бюджета" Отчета (ф. 0503127) указанными участниками бюджетного процесса не заполняются. Следовательно, согласно пункту 54 Инструкции 128н графа 9 "Неисполненные назначения" в данных разделах также не заполняется.

Заполнение граф 5-7 раздела 1 и раздела 3 (в части поступлений источников финансирования дефицита бюджетов) осуществляется на основании данных соответствующих счетов счета 121002000 (без отражения средств, зачисляемых в последний рабочий день отчетного периода на счета, открытые управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ на балансовом счете 40101, и подлежащих перечислению на счета бюджетов в первый рабочий день месяца, следующего за отчетным). Данные должны соответствовать показателям Справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531468).

Пример заполнения АДБ, АИФ разделов 1,3 Отчета (ф. 0503127) приведен в таблице 1.

Группировочные коды по доходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета формируются, если Законом (решением) о бюджете утверждены плановые назначения. Так как назначения Законом (решением) утверждаются для главных администраторов доходов (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета), следовательно, администраторы доходов (источников финансирования дефицита бюджета) группировочные коды по данным показателям формировать не должны. Например, если Законом о бюджете утверждены показатели, представленные на рис. 1, то группировочным кодом в этом примере будет код "092 1 11 00000 00 0000 000", и главному администратору доходов в Отчете (ф. 0503127) необходимо отразить по данному коду плановый показатель (графа 4), рассчитать обобщенные показатели исполнения (графы 5-8) и рассчитать неисполненные назначения (графа 9 = 4 - 8).

Кроме того, строка "Доходы бюджета, всего" по своей сути является строкой, отражающей группировочный код - ведь в данной строке отражается общая сумма дохода бюджета по главному администратору (администратору) доходов, составляющему Отчет (ф. 0503127).

Строка 700 "Изменение остатков средств" формируется в соответствии с пунктом 59 Инструкции 128н, при этом в графе 3 указывается следующий код бюджетной классификации: "Код главы 01 05 00 00 00 0000 000". Так, Указаниями о применении бюджетной классификации, утвержденными приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н, предусмотрен код бюджетной классификации 000 01 05 00 00 00 0000 000 "Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета".

Расходы

В разделе "Расходы бюджета" Отчета (ф. 0503127) в графе 4 "Утвержденные бюджетные назначения" ПБС (РБС) отражает доведенный в установленном порядке объем бюджетных ассигнований на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 503 13 000 "Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам". В графе 5 "Лимиты бюджетных обязательств" - доведенные объемы лимитов бюджетных обязательств на основании данных по счетам аналитического учета счета 1 501 10 000 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года".

Пример заполнения ПБС (РБС) раздела 2 Отчета (ф. 0503127) представлен в таблице 2.

Данные Отчета (ф. 0503127) взаимосвязаны с иными показателями (отчетами) ПБС (рис. 2).

Порядок формирования Сведений (ф. 0503164)

Сведения (ф. 0503164) составляются ПБС (РБС), АИФ в случае, когда в результате исполнения бюджета на отчетную дату имеются отклонения между плановыми (прогнозными) и фактическими исполненными показателями. Плановые показатели по поступлениям утверждаются Законом (решением) о бюджете. Плановыми показателями по выбытиям являются годовые объемы утвержденных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.

Соответственно, для включения показателей в Сведения (ф. 0503164) должны выполняться следующие условия:

  • имеются утвержденные плановые показатели;
  • процент исполнения превышает пределы, установленные органом, принимающим отчетность (так называемый "порог"). Если такой "порог" не устанавливается, то в Сведения (ф. 0503164) включаются показатели, по которым есть неисполненные назначения.

В соответствии с пунктом 147 Инструкции 128н по доходам бюджета и поступлениям источников финансирования дефицита бюджета графа 3 "Утвержденные бюджетные назначения" Сведений (ф. 0503164) АДБ, АИФ не заполняется.

В графе 3 "Утвержденные бюджетные назначения" ф. 0503164 по расходам бюджета и выплатам источников финансирования дефицита бюджета отражаются годовые объемы утвержденных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, с учетом их изменений, утвержденных на отчетную дату, - то есть сумма показателей граф 4 "Утвержденные бюджетные назначения" и 5 "Лимиты бюджетных обязательств" Отчета ф. 0503127. Пример заполнения Сведений (ф. 0503164) представлен в таблице 3.

При этом по строке 200 "Расходы бюджета, всего" в графе 5 "Не исполнено" отражается сумма показателей граф 10 "Неисполненные назначения по бюджетным ассигнованиям" и 11 "Неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств" Отчета (ф. 0503127) с противоположным знаком.

В соответствии с пунктом 147 Инструкции 128н строка 500 Сведений (ф. 0503164) должна соответствовать аналогичной строке Отчета (ф. 0503127). Следовательно, данная строка "переносится" в Сведения (ф. 0503164) из Отчета (ф. 0503127) (рис. 5).

Формирование строки 500 в случае, если бюджетной росписью не утверждаются плановые показатели по ИФД, представлено на рис. 3.

Формирование строки 500 в случае, если плановые назначения по ИФД утверждаются, представлено на рис. 4.

По строке 500 графы 5 Сведений (ф. 0503164) отражается показатель графы 9 строки 500 Отчета (ф. 0503127) с противоположным знаком.

Порядок формирования показателей строк 520 и 620 по поступлениям (выбытиям) источников финансирования дефицита бюджета аналогичен порядку формирования показателей строк 010, 200 Сведений (ф.0503164) соответственно.

Показатели строк 700 и 800 Отчета (ф. 0503127) в Сведения (ф. 0503164) не включаются, так как по ним плановые назначения на уровне АДБ, ПБС, АИФ не утверждаются - и соответственно, не может быть неисполнения. А, как отмечалось выше, Сведения (ф. 0503164) составляются по показателям, по которым на отчетную дату сложились неисполненные назначения.

Особенности составления отчетности ГРБС, ГАД, ГАИФ*

Примечание:
* ГРБС - главные распорядители средств бюджета, ГАД - главные администраторы доходов бюджета, ГАИФ - главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета.

Заполнение рассматриваемых отчетных форм ГРБС, ГАД, ГАИФ осуществляется аналогично вышеизложенному порядку с учетом некоторых особенностей.

Отчет (ф. 0503127)

В соответствии с пунктом 52 Инструкции 128н графа 4 "Утвержденные бюджетные назначения" раздела 1 "Доходы бюджета" Отчета (ф. 0503127) заполняется ГАДБ в сумме утвержденных на текущий финансовый год законом (решением) о бюджете плановых показателей по закрепленным за ним доходам бюджета.

Так, в настоящее время Федеральным законом от 02.12.2009 № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" плановые показатели доходов федерального бюджета за администраторами не закрепляются, и поэтому главные администраторы доходов федерального бюджета данную графу не заполняют.

Графу 4 "Утвержденные бюджетные назначения" раздела 3 "Источники финансирования дефицита бюджета" Отчета (ф. 0503127) ГАИФ заполняют:

  • по поступлениям источников финансирования дефицита бюджета - в сумме утвержденных на текущий финансовый год законом (решением) о бюджете плановых показателей;
  • по выплатам источников финансирования дефицита бюджета - в сумме бюджетных ассигнований согласно сводной бюджетной росписи (бюджетной росписи) на основании данных по соответствующим счетам счета 150310000 "Бюджетные ассигнования текущего финансового года".

Пример заполнения ГАД, ГАИФ разделов 1, 3 Отчета (ф. 0503127) приведен в таблице 4.

В разделе "Расходы бюджета" Отчета (ф. 0503127) в графе 4 "Утвержденные бюджетные назначения" ГРБС отражает доведенный в соответствующем порядке объем бюджетных ассигнований на основании данных по соответствующим счетам счета 1 503 10 000 "Бюджетные ассигнования текущего финансового года" (см. письмо ФК от 01.04.2009 № 42-2.4-06/14); в графе 5 "Лимиты бюджетных обязательств" данного раздела указываются доведенные объемы лимитов бюджетных обязательств на основании данных по счетам аналитического учета счета 1 501 10 000 "Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года".

Следует подробней остановиться на вопросе отражения показателей бюджетных ассигнований: какие коды должны отражаться в данной графе - группировочные или детализированные?

  1. Бюджетные ассигнования утверждаются Сводной бюджетной росписью в структуре функциональной классификации расходов.
  2. Дальнейшая детализация бюджетных ассигнований производится ГРБС в бюджетной росписи ГРБС (приказ Минфина России от 30.09.2008 № 104н).
  3. Таким образом, если ГРБС в своей бюджетной росписи утверждает доведенные до него бюджетные ассигнования по укрупненным кодам КОСГУ (а именно: 200, 210, 220, 230, 240, 250, 260, 300, 500 коды КОСГУ), соответственно, в такой структуре бюджетные ассигнования и должны указываться в Отчете (ф. 0503127). При этом не следует забывать, что по этим строкам (с бюджетными ассигнованиями по группировочным кодам КОСГУ) необходимо отражать обобщенные показатели исполнения (так называемое "поднятие" или "подитог"), для того чтобы рассчитать показатель не исполненных бюджетных ассигнований (графа 10).
  4. Если ГРБС ведет свою бюджетную роспись по детализированным кодам КОСГУ, то никаких обобщенных показателей исполнения указывать не следует.
  5. Следует выделить и "смешанный" вариант. Он заключается в том, что бюджетные ассигнования ведутся по детализированным кодам КОСГУ (221-226), а по укрупненному коду КОСГУ (220) утверждается недетализированный остаток (аналогично лимитам бюджетных обязательств).

В таком случае по строкам, в которых по укрупненным кодам КОСГУ указывается недетализированный остаток бюджетных ассигнований, обобщенный показатель исполнения указывать не следует. То есть заполнение графы 4 зависит от того, как ведется бюджетная роспись ГРБС, а формирование обобщенных показателей исполнения - от наличия в графе 4 бюджетных ассигнований, весь объем которых указан по группировочному коду КОСГУ (письмо Федерального казначейства от 31.12.2009 № 42-7.4-05/2.4-788). Пример составления ГРБС раздела 2 Отчета (ф. 0503127) приведен в таблице 5.

Сведения (ф. 0503164)

В разделе 1 Сведений (ф. 0503164) указываются плановые (прогнозные) показатели доходов бюджета.

Прогнозные показатели указываются в случае, если Законом (решением) о бюджете плановые показатели не утверждаются, а в соответствующий финансовый орган представляется прогноз поступления доходов. Например, в настоящее время Законом о федеральном бюджете не утверждаются плановые показатели по доходам, но главными администраторами доходов федерального бюджета представляется прогноз поступления доходов, который и необходимо указывать в графе 3 Сведений (ф. 0503164). В данном случае графа 4 раздела 1 Сведений (ф. 0503164) не будет аналогичной графе 4 раздела 1 Отчета (ф. 0503127).

Пример

ГАД представил в финансовый орган прогноз поступлений доходов на общую сумму 140 000,00 руб.:

  • по коду 167 1 16 90010 01 0000 140 - 120 000,00 руб.,
  • по коду 167 1 18 01000 01 0000 151 - 20 000,00 руб.

Кассовое исполнение по данным кодам составило 95 000,00 руб. и 20 000,00 руб. соответственно.

Согласно Инструкции 128н, как уже отмечалось, в Сведениях отражаются те показатели, по которым есть "неисполнение (недовыполнение)", то есть из нашего примера - данные по коду 167 1 16 90010 01 0000 140, по которым сложилось недовыполнение прогноза (120 000,00 руб. - 95 000,00 руб. = 25 000,00 руб.). Будем считать, что в нашем примере порог "недовыполнения" финансовый орган не установил, соответственно, данный показатель подлежит отражению в Сведениях (ф. 0503164) с указанием причины "недовыполнения" прогноза.

По коду 167 1 18 01000 01 0000 151 прогноз выполнен на 100 %. Cоответственно, данный показатель не включается в Сведения (ф. 0503164). Пример заполнения Сведений (ф. 0503164) приведен в таблице 6. В то же время, следует отметить, что принимающие органы могут устанавливать некоторые нюансы заполнения Сведений (ф. 0503164). Так, например, Федеральное казначейство в письме от 20.04.2010 № 42-7/4-05/2/2-245 устанавливает, что в графе 3 Сведений (ф. 0503164) должен заполняться весь объем прогнозных показателей, независимо от того, есть ли по конкретным кодам "недовыполнение".

При этом в сроке 010 "Доходы бюджета, всего" должна отражаться итоговая сумма прогноза.

По условиям примера, упомянутого выше, с учетом требований Федерального казначейства, раздел 1 Сведений (ф. 0503164) будет заполнен в порядке, приведенном в таблице 7.

Комментарии