Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Льготы по статье 239 НК РФ и взносы в ПФР

10.02.2004
Льготы по статье 239 НК РФ и взносы в ПФР
В настоящее время по-прежнему вызывает споры вопрос о применении налоговых льгот, предусмотренных статьей 239 НК РФ, при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (напомним, что это льготы по уплате ЕСН с сумм выплат в пользу работников-инвалидов, льготы в отношении общественных организаций инвалидов и пр.). В данной статье А.А. Куликов, заместитель начальника отдела документальных проверок Управления по налоговым преступлениям ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области приводит судебную практику по этому вопросу.

Содержание


По вопросам порядка исчисления единого социального налога при применении льгот, предусмотренных статьей 239 НК РФ, с использованием типовых конфигураций экономических программ фирмы "1С" читайте следующие статьи:

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование появились в системе обязательных платежей вследствие вступления в силу Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ).

Одновременно в связи с введением в действие Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон № 198-ФЗ) были изменены положения статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации - для налогоплательщиков единого социального налога было предусмотрено право на вычет в виде начисленных за аналогичных период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Закон № 167-ФЗ, вводя институт обязательного пенсионного страхования, предусмотрел механизм исполнения страхователями обязанности по исчислению и уплате соответствующих страховых взносов.

Так, статьями 22 и 33 Закона № 167-ФЗ предусмотрены размеры страхового тарифа, статьей 23 - расчетный период, статьей 24 - порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов.

Также при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование нельзя не учитывать положения пункта 2 статьи 10 Закона № 167-ФЗ, в соответствии с которыми объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 Налогового кодекса РФ.

Основной проблемой применения Закона № 167-ФЗ стало противостояние налогоплательщиков единого социального налога, имеющих льготы в соответствии со статьей 239 НК РФ, и налоговых органов в части возможности применения указанными налогоплательщиками налоговых льгот по единому социальному налогу применительно к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Естественно, каждая сторона в данном споре настаивает на правильности своей позиции с ее нормативно-правовым обоснованием.

Льготы подлежат применению

Сторонники данной позиции настаивают на том, что льготы по единому социальному налогу, предусмотренные статьей 239 НК РФ, подлежат применению и при исчислении страховых взносов в соответствии с Законом № 167-ФЗ.

Налогоплательщиками высказывается мнение, что взносы на обязательное пенсионное страхование есть не что иное, как одна из составляющих единого социального налога, отрицая тем самым возможность на самостоятельное (в отрыве от единого социального налога) существование указанных страховых взносов.

Подобный подход позволяет налогоплательщикам настаивать на возможности льготирования всех "составляющих единого социального налога" - собственно ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Основным аргументом в устах налогоплательщиков звучит то, что взаимосвязанное толкование статьи 10 Закона № 167-ФЗ и пункта 2 статьи 243 НК РФ указывают на непосредственное включение законодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в состав ЕСН.

Данная позиция нашла свое подтверждение и при рассмотрении некоторых судебных споров.

Судебные инстанции мотивировали свою позицию следующим образом:

Дело №

"...Статья 243 НК РФ определяет порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога. Абзацем 2 пункта 2 названной статьи установлено, что сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом № 167-ФЗ. Следовательно, ставка единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, включает в себя налоговый вычет в сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
...С учетом систематического толкования указанных норм материального права, следует признать, что установленные главой 24 НК РФ льготы по единому социальному налогу применяются и в отношении страхователей - плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование...".

Постановление ФАС СЗО от 20.02.2003 по делу № А56-26312/02,
Постановление ФАС ПО от 19.09.2002 по делу № А55-7309/02-39

Иная точка зрения: льготы не применяются

Автор данной статьи придерживается именно этой точки зрения, поскольку анализ положений действующего законодательства с учетом его системного толкования неизбежно приводит к выводу о различной правовой и экономической природе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и единого социального налога с вытекающими отсюда выводами.

Основополагающим отличием указанных платежей является их экономическая сущность.

Так, в соответствии со статьей 3 Закона № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Именно в индивидуальной возмездности и кроется коренное отличие страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от единого социального налога, который в силу пункта 1 статьи 8 представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

С учетом того, что приходится констатировать взаимосвязанное, но в то же время самостоятельное существование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и единого социального налога, неизбежно вытекает вывод о невозможности применения налоговых льгот, предусмотренных статьей 239 НК РФ, в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Доводы о том, что законодатель в пункте 2 статьи 10 Закона № 167-ФЗ указывает на необходимость применения всего механизма по исчислению единого социального налога, представляются явно надуманными, поскольку в данном случае в качестве юридической конструкции законодателем использованы отсылочные нормы только в отношении четко определенных элементов страховых взносов - объекта обложения страховыми взносами и базы для начисления страховых взносов. В отношении каких-либо льгот в Законе № 167-ФЗ не сделано никаких оговорок.

Подобный подход законодателя к реализации прав граждан на пенсионное обеспечение согласуется с общей идеей Закона № 167-ФЗ, пунктом 3 статьи 9 которого предусмотрено, что финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, что лишний раз указывает на правовые различия данных платежей.

Определенную ясность в данном вопросе должны были привнести два Решения Высшего Арбитражного Суда РФ - от 23.12.2002 по делу № 9181/02 и от 30.12.2002 по делу № 9132/02.

Дело №

"...Суд исходит из того, что статья 239 НК РФ предоставляет льготы по единому социальному налогу отдельным категориям налогоплательщиков, но не страхователям, обязанным в силу статьи 14 Закона № 167-ФЗ своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. Специальной нормы, устанавливающей льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование общественным организациям инвалидов, Закон № 167-ФЗ не содержит. Следовательно, статья 239 НК РФ, устанавливающая льготы по единому социальному налогу, на правоотношения по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не распространяется...".

Решение ВАС РФ от 30.12.2002 по делу № 9132/02

Аналогичная позиция была высказана и МНС России в пункте 27.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05.07.2002 № БГ-3-05/344 (далее - Методические рекомендации). Однако Решением от 23.12.2002 № 9181/02 Высший Арбитражный Суд РФ признал соответствующие положения Методических рекомендаций недействующими. Именно этот факт предоставил налогоплательщикам "дополнительный" аргумент в дискуссии с налоговыми органами по поводу применения льгот, предусмотренных статьей 239 НК РФ.

К сожалению, мало кто из налогоплательщиков обратил внимание на причину признания указанных разъяснений недействующими - превышение министерством своих полномочий (в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона № 167-ФЗ такие полномочия предоставлены Пенсионному фонду РФ).

Возможно, точка в данном споре будет поставлена после выраженной в очередной раз, но уже в более четкой форме позиции ВАС РФ.

Дело №

"...Исходя из Закона № 167-ФЗ и принятого позднее Закона № 198-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога. Часть этого налога, зачислявшаяся ранее в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляется в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии.
Согласно статье 3 Федерального закона № 167-ФЗ страховые взносы определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ. Поскольку Федеральным законом № 167-ФЗ предусмотрена иная природа этих обязательных платежей, то на них не распространяются положения статьи 239 НК РФ. Следовательно, платежи на обязательное пенсионное страхование налогоплательщик должен вносить в полном объеме...".

Постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2003 по делу № 12355/02

Другим немаловажным результатом данного судебного процесса стало однозначное указание Высшего Арбитражного Суда РФ на то, что надлежащим заявителем по делам о взыскании сумм неуплаченных (несвоевременно уплаченных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование выступают органы Пенсионного фонда Российской Федерации (а не налоговые органы, которые осуществляют только контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты указанных взносов). Данное требование напрямую вытекает из положений статьи 25 Закона № 167-ФЗ, однако по каким-то причинам оно зачастую нарушалось налоговыми органами, направлявшими в суды от своего имени заявления о взыскании со страхователей сумм неуплаченных страховых взносов.

Таким образом, в настоящий момент налогоплательщик, претендующий на применение налоговых льгот, предусмотренных статьей 239 НК РФ, в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, должен отчетливо представлять себе, что подобная позиция не была поддержана на уровне Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вследствие чего необходимо искать более существенные аргументы в защиту свое позиции.

Льготы по статье 239 НК РФ и взносы в ПФР

Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги
© ООО "1C" 2000-2018 г.