Новости для бухгалтера, бухучет, налогообложение, отчетность, ФСБУ, прослеживаемость и маркировка, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Налоговый учет в "1С:Бухгалтерии": типичные ошибки и общие рекомендации

20.09.2004
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Несмотря на то, что налоговый учет реализован в типовых конфигурациях экономических програм фирмы "1С" уже давно, его ведение по-прежнему вызывает у пользователей много вопросов. Некоторые фирмы продолжают вести в программе только бухгалтерский учет, а проводки по налоговому формируют вручную. В предлагаемой статье, подготовленной специалистами фирмы "Мастер Сервис Инжиниринг" даны общие рекомендации по порядку ведения налогового учета в программе, рассмотрены некоторые типичные ошибки.

Содержание


В текущей редакции 4.5 конфигурации предполагается одновременное ведение бухгалтерского и налогового учета (также читайте статью И.А. Берко "Учет расчетов по налогу на прибыль (ПБУ 18/02) в "1С:Бухгалтерии"). Для этого в меню "Операции" - "Константы" следует установить значение константы "Способ ведения налогового учета" - "одновременно с бухгалтерским учетом". Константа является периодической, поэтому ее значение нужно установить на дату начала ведения налогового учета в программе (см. рис. 1).

Рис. 1

При начале ведения налогового учета в программе следует сформировать начальные остатки по налоговому учету. Для формирования начальных остатков можно воспользоваться обработкой "Формирование и контроль начальных остатков по налоговому учету". Обработка вызывается из меню "Налоговый учет" и содержит подробное описание данной процедуры (см. рис. 2).

Рис. 2

В результате проведения обработки будут сформированы проводки по налоговому учету, данные в которых будут полностью соответствовать данным бухгалтерского учета. Если по отдельным объектам учета присутствует разница в оценке по бухгалтерскому и налоговому учету, то в проводки следует внести соответствующие корректировки. Следует отметить, что в ряде случаев, при существенных различиях между бухгалтерским и налоговым учетом, может оказаться целесообразнее внесение начальных остатков вручную.

После того, как были проведены вышеописанные операции, налоговые проводки будут формироваться автоматически одновременно с бухгалтерскими при проведении бухгалтерских документов по забалансовым счетам Н01-Н16.

Для корректного отражения хозяйственных операций в налоговом учете следует проверить правильность заполнения вида расхода для статей затрат соответствующих справочников (см. рис. 3).

Рис. 3

Если требуется отразить какую-либо операцию, для которой нет подходящего документа в бухгалтерском учете, рекомендуется пользоваться либо документом "бухгалтерская справка", либо типовой операцией. Типовые операции, включенные в состав конфигурации начиная с релиза 459, содержат проводки по налоговому учету. Документ "Бухгалтерская справка" доступен из меню "Документы" - "Общего назначения" - "Бухгалтерская справка".

Документ "Бухгалтерская справка" имеет две закладки "Бухгалтерский Учет" и "Налоговый Учет". После заполнения закладки "Бухгалтерский учет", закладка "Налоговый Учет" заполняется автоматически кнопкой "Заполнить НУ" по данным, указанным на закладке БУ.

Рассмотрим операцию "поступление ценной бумаги". Так как документа, отражающего данную операцию, в системе нет, оформим данную операцию документом "Бухгалтерская справка" (рис. 4). На закладке "Бухгалтерский Учет" вводим проводку Дт 58.2 Кт 76.5 и переходим на закладку "Налоговый Учет"; нажимаем кнопку "Заполнить НУ" - получаем проводку Дт Н02.05. Документ "Бухгалтерская справка" имеет также и печатную форму.

Рис. 4

Часто встречается ошибка, когда в проводках документов реализации не заполнено субконто счета 90 "виды номенклатуры". Обычно она возникает в случае, если в справочнике "Номенклатура" для какой-либо позиции не указан "Вид номенклатуры". В этом случае ошибочно возникает разница между бухгалтерским и налоговым учетом. Вид номенклатуры нужно указывать обязательно.

Несмотря на то, что установлено одновременное ведение бухгалтерского и налогового учета, в конце месяца нужно сформировать некоторые налоговые документы (из меню "На-логовый Учет" - "Регламентные операции"). Регламентные операции по налоговому учету следует формировать последним днем месяца в конце дня после проведения всех бухгалтерских документов. Документы "Расходы на оплату труда" и "Начисление налогов" заполняются автоматически по данным бухгалтерского учета. При наличии прямых расходов незавершенного производства следует заполнить соответствующий документ налогового учета - "Прямые расходы незавершенного производства". Далее проводится документ "Регламентные операции по Налоговому Учету" (аналогичен бухгалтерскому документу "Закрытие месяца"). В программе есть возможность получить расшифровку закрытия налоговых счетов. Для этого в документе "Регламентные операции по Налоговому Учету" нужно установить флажок "Формировать отчет при проведении документа".

По окончании проведения операций за месяц можно сверить данные бухгалтерского и налогового учета при помощи отчета "Анализ состояния налогового учета" из меню "Налоговый учет". Отчет позволяет проанализировать расхождения между бухгалтерским и налоговым учетом. Если обнаружены ошибки, необходимо провести корректировки в налоговом учете, затем обязательно перепровести документ "Регламентные операции по Налоговому Учету".

Регистры налогового учета можно сформировать из меню "Налоговый Учет" - "Регистры...".

Для организаций, применяющих ПБУ 18/02, для корректного вычисления постоянных и временных разниц рекомендуется следующий порядок проведения регламентных операций:

  1. Создается и проводится бухгалтерский документ "Закрытие месяца". В документе устанавливаются все галочки, кроме трех последних пунктов, касающихся ПБУ 18/02.
  2. Создается и проводится документ "Регламентные операции по Налоговому Учету".
  3. Создается и проводится еще один документ "Закрытие месяца", в котором устанавливаются галочки только в трех последних пунктах, касающихся ПБУ 18/02 (см. рис. 5 и 6).

Рис. 5

Рис. 6

Итак, в программе на данный момент налоговый учет хорошо автоматизирован, в том числе для предприятий, применяющих ПБУ 18/02. Достаточно корректно выполнить начальные установки, сформировать начальные остатки и оформить хозяйственные операции. При этом возможно проведение детального анализа налогового учета, выявления расхождений, получение отчетных данных.

"МАСТЕР СЕРВИС Инжиниринг"
Тел./факс: (095) 955-17-98,
E-mail: info@masterse.ru
WebSite: www.masterse.ru

Налоговый учет в "1С:Бухгалтерии": типичные ошибки и общие рекомендации


Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С