Материал подготовлен постоянным ведущим данной рубрики А.А. Куликовым, налоговым консультантом (e-mail: kaafsnp@mail.ru).

Содержание

Представление налоговой декларации по старой форме или заполненной с нарушением установленных требований не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ

Суть проблемы

В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме в соответствии с законодательством РФ. Исходя из приведенных положений НК РФ, можно сделать вывод, что сущность налоговой декларации состоит в наличии информации, необходимой и достаточной для проверки правильности исчисления декларируемого налога. Справедливости ради отметим положения и пункта 7 статьи 80 НК РФ, который заявляет, что форма и порядок заполнения налоговых деклараций устанавливается Минфином России. Тем самым, налоговыми органами зачастую делается вывод, что если представленный налогоплательщиком документ не соответствует нормативным требованиям по форме или порядку заполнения, то указанный документ не может называться "декларацией", вследствие чего налогоплательщик подлежит привлечению к налоговой ответственности в соответствии со статьей 119 НК РФ. Однако внимательное прочтение диспозиции указанной статьи делает ее практически неприменимой. Статья 119 НК РФ предусматривает налоговую ответственность за "непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета". И только! НК РФ не предусмотрена ответственность за неправильное оформление налоговой декларации, за представление налоговой декларации по "старой" форме и т.д. Ответственность предусмотрена только за нарушение сроков представления налоговой декларации. Расширение сферы применения мер налоговой ответственности, по мнению ВАС РФ, является недопустимым. Такая позиция налогоплательщика получила полную поддержку суда кассационной инстанции.

Судебные решения

Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением к открытому акционерному обществу "К" (далее - ОАО "К") о взыскании налоговых санкций за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований налогового органа отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обжаловала их в кассационном порядке.

Заявленные требования налоговый орган мотивирует тем, что ОАО "К" не исполнило свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации по установленной законодательством форме в налоговый орган, тем самым совершило виновное противоправное деяние, за которое пунктом 1 статьи 119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность.

Суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 2 февраля 2004 года ОАО "К" представило в налоговую инспекцию налоговые декларации, в том числе по транспортному налогу за 2003 год, которая не была принята налоговой инспекцией как не соответствующая требованиям приказа МНС России от 18.03.2003 № БГ-3-21/125 - титульный лист оформлен с нарушением установленной формы.

Налоговой инспекцией 4 февраля 2004 года было предложено налогоплательщику представить налоговую декларацию в течение 5 дней, оформленную в соответствии с названным приказом. 6 февраля 2004 года налогоплательщик, не пропустив 5-дневный срок, представил в налоговую инспекцию исправленную налоговую декларацию по транспортному налогу. По результатам камеральной налоговой проверки вынесено решение от 17.03.2004 о привлечении ОАО "К" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований налоговой инспекции, суд первой и апелляционной инстанций правомерно исходил из следующего.

НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.

Судом первой и апелляционной инстанций сделан правомерный вывод о том, что согласно пункту 2 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации и, следовательно, провести по ней проверку.

Согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между представленными сведениями, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Также в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ к обязанностям налогового органа относится разъяснение порядка заполнения форм установленной отчетности.

Президиум ВАС РФ в пункте 21 Информационного письма от 17.03.2003 № 71 указал на то, что в процессе правоприменительной практики недопустимо расширение сферы действия норм НК РФ о налоговой ответственности.

Поскольку статьей 119 НК РФ ответственность за представление декларации с нарушением установленной формы не предусмотрена, суд первой и кассационной инстанций правомерно отказал налоговой инспекции в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, судом сделан правильный вывод о неправомерности действий налоговой инспекции по возврату своевременно представленной налоговой декларации по транспортному налогу за 2003 год и установлении срока для исправления недочетов по оформлению титульного листа декларации. Названные действия должны быть произведены налоговой инспекцией в рамках камеральной налоговой проверки.

При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы нельзя признать состоятельными, так как они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.

(Постановление ФАС ЗСО от 06.04.2005
№ Ф04-1990/2005(10068-А27-23)

Представление декларации по старой форме

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии