Спустя почти семь лет после вынесения Определения от 10.12.2002 № 284-О КС РФ вновь обратился к вопросу взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. На этот раз предметом рассмотрения стал вопрос о возможности снижения либо полной отмены платы для отдельных природопользователей, как это предусматривает утвержденный Правительством РФ Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Органы исполнительной власти субъектов РФ нередко пользовались правомочием, делегированным им Правительством РФ. Комментирует решение высшей судебной инстанции М.С. Мухин, Президент ООО "Центр налоговых экспертиз и аудита" (Санкт-Петербург).

Содержание

КС РФ счел, что федеральный законодатель не предоставил Правительству такого права, в связи с чем признал, что оно вышло за пределы своих полномочий. При этом КС РФ постановил, что норма, проверенная им в порядке конституционного нормоконтроля, утратит юридическую силу 1 января 2010 года.

На первый взгляд, решение КС РФ не представляет особого интереса для большинства природопользователей, не осчастливленных льготами от региональных властей.

В то же время правовая позиция, занятая КС РФ, позволяет еще раз убедиться в недопустимо низком уровне, на котором осуществляется правовое регулирование в сфере государственного экологического контроля. Примеров тому немало.

Так, действующее законодательство наделяет Правительство РФ целым рядом полномочий в данной сфере. В частности - определять порядок паспортизации опасных отходов (пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"*) и порядок выдачи разрешений выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").

Примечание:
* В редакции, действующей до 30 июня 2009 года (прим. автора)

Однако до настоящего времени соответствующие нормативные правовые акты Правительством РФ не приняты. Вместо этого оно поручило разработку таких актов федеральным органам исполнительной власти - Министерству природных ресурсов и Ростехнадзору. Тем не менее, данное обстоятельство ничуть не мешает органам государственного экологического контроля штрафовать природопользователей за несоблюдение требований ведомственных актов, правовая состоятельность которых весьма сомнительна (тем более, в свете правовой позиции, занятой КС РФ).

Указанную позицию КС РФ можно считать вполне последовательной, поскольку аналогичная точка зрения высказывалась им в Определении от 05.07.2005 № 289-О:

"Прямое указание федерального закона на конкретный орган или уровень власти, на который возлагается реализация полномочий, предусмотренных данным федеральным законом, обязывает именно этот орган или уровень власти предоставленные полномочия реализовать".

К сожалению, иные правоприменительные органы далеко не всегда следуют этой позиции. В противном случае незаконное привлечение природопользователей к административной ответственности не имело бы такого широкого распространения. Остается надеяться, что Постановление КС РФ от 14.05.2009 не останется узконаправленным документом, а послужит поводом для более принципиального отношения к подзаконным правовым актам.

Конституционный суд РФ о льготах по плате за негативное воздействие на окружающую среду

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии