Организации-заказчику оказана некачественная услуга (например, плохое качество печати (рисунка) на материале заказчика). Какими документами следует оформить претензию исполнителю и отразить этот факт в учете?

В соответствии с требованиями ГК РФ:

  • по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик - оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ);
  • исполнитель вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии полного возмещения заказчику возникших из-за такого отказа убытков (п. 2 ст. 782 ГК РФ).

В случае некачественного оказания услуг организация (заказчик) вправе предъявить претензию к исполнителю. Сделать это необходимо с соблюдением следующих условий:

1. Претензия должна быть предъявлена в письменной форме, подписана руководителем организации и отправлена адресату (в вашем случае исполнителю услуг).

Претензия составляется в произвольной форме. Однако в документе необходимо отразить допущенные исполнителем работ нарушения договорных обязательств и доказательства его вины со ссылками на положения заключенного между сторонами договора, статьи ГК РФ, иные нормативные акты и свои требования - сумму претензии, обосновав ее расчетом.

2. Факт направления претензии адресату необходимо зафиксировать.

Документами, подтверждающими направление претензии, могут являться, в частности подлинный экземпляр претензии с отметкой (входящим номером, датой, печатью и подписью должностного лица) адресата о получении претензии и приложенных к ней документов; почтовая квитанция об отправке заказного (ценного) письма с описью вложения, уведомление о вручении претензии.

3. К претензии должны быть приложены подлинные первичные документы, подтверждающие некачественное оказание услуг и предъявляемые требования.

Факт оказания услуги подтверждается актом приема-сдачи услуг. Именно этот документ будет являться основанием для предъявления организацией (заказчиком) претензии исполнителю услуг в случае их качественного исполнения. Оформленный акт должен четко отражать факт оказания услуги, а также содержать все реквизиты, установленные статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

В случае необходимости наличие оформленной претензий позволит организации оспаривать в суде стоимость некачественно оказанной (выполненной) исполнителем услуги (работы).

Бухгалтерский учет

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н в бухгалтерском учете организации (заказчика):

  • учет расчетов по претензиям ведется на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 2 "Расчеты по претензиям";
  • доход в сумме подлежащих возмещению убытков отражается записью - Дт 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кт 91 "Прочие доходы и расходы";
  • при получении денежных средств от исполнителя услуг в счет удовлетворения претензии формируется запись - Дт 50, 51 Кт 76.

Налог на прибыль

Для целей исчисления налога на прибыль суммы убытков, возмещаемые исполнителем, включаются заказчиком в состав внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ).

Получить больше информации о порядке составления договора возмездного оказания услуг, а также о том, что важно знать заказчику и исполнителю вы можете в Справочнике по договорным отношениям раздела "Юридическая поддержка" на ИТС.


Пользователи ИТС версий ПРОФ могут получать бесплатные консультации аудиторов по вопросам бухучета и налогообложения, а также консультации специалистов по трудовому праву по кадровым вопросам.

Свои вопросы Вы можете направлять по адресу itsprof@1c.ru.

В письме необходимо указать регистрационный номер программы, на которую оформлен договор 1С:ИТС и подробно описать ситуацию, требующую консультации.

Ознакомиться с другими ответами аудиторов на вопросы пользователей можно здесь

Вы можете заключить договор информационно-технологического сопровождения с рекомендованным фирмой «1С» партнером.

Подробнее об ИТС

Комментарии
  1. Блондин

    Написано все по документам Минфина и поэтому вроде все понятно. Но вот в Бухгалтерии 3.0 счет 76.02 активный, и если претензия пришла и мы ее признали, т.е. сделали проводку Д-т 91.02 К-т 76.02, но не оплатили. Проводим мероприятия по работе с претензией.  А баланс-то надо делать, делаем и видим, что Актив в балансе уменьшился на сумму претензии. И как тут быть с достоверностью бухгалтерского учета в 1С Бухгалтерия 3.0 ? Или мы что-то делаем не так!?