Содержание
Зачем мы учим историю? Существует много ответов. Весьма умный человек Г. Форд (1863-1947) говорил, что греки были великой нацией потому, что не знали истории.
Он ошибался. Греки ее и придумали. Но нас волнуют не древние, давно вымершие народы, а живые энтузиасты - бухгалтеры.
Что скажут бухгалтеры и что им ответят
Нельзя сказать, что история бухгалтерского учета вдохновляет многих наших коллег. Я вспоминаю реплику замечательного ученого, с которым мне в молодости довелось работать - Э.К. Гильде (1904-1983). Он говорил: "Было, и черт с ним".
Ему вторил классик украинской бухгалтерии Микола Тимофеевич Белуха (р. 1923): "Не надо реанимировать покойников".
Так говорили лучшие наши бухгалтеры. И они действительно выражали и выражают до сих пор мнение большинства теоретиков и практиков нашей науки.
Но ошибутся те, кто им поверит. Дело в том, что мир состоит из живых и мертвых, и последних значительно больше, чем первых. И все что мы делаем, осталось от них: вся методология учета, сами инструменты хозяйственной деятельности и ее философия.
Отсюда, нашей жизнью живых управляют мертвые. Более того, часто из века в век бухгалтеры решают одни и те же задачи: оприходование товаров, их продажа, оплата счетов и получение по счетам, начисление заработной платы и ее выплата.
При этом сразу же бросается в глаза разница между теми хозяйствующими субъектами, которые хотят получить прибыль, и теми, кто просто тратит, проедает полученные, а не заработанные деньги.
Что было с самого начала
Так и было: одни зарабатывали деньги или, что более правильно, приумножали активы, другие все получали от первых и проедали данное. Это нормально. Хотя бы потому, что дети и старики не в состоянии прокормить себя сами.
Более того, оказывается, и ученые, и учителя, и врачи, и армия, и множество представителей других профессий тоже не могут прокормить себя.
Они живут на то, что им дают.
Ясно, что учет у первой группы, созидающей, подчинен исчислению расходов, доходов и прибыли. Понятно, что у второй группы есть только расходы. И отсюда ясно, что вся история учета разделяется на учет коммерческий и камеральный (бюджетный).
Понятно, что представители коммерческого учета хотят с помощью проводок исчислить финансовый результат, а сторонники камерального - заняты контролем исполнения сметы.
Все попытки, а для этого надо знать историю, объединить их, предпринимавшиеся с XVII века, - провалились.
Научит ли история нас?
Ведь смысл истории в том, чтобы учиться не на своих, а чужих ошибках. Чтобы в одну и ту же реку не входить дважды.
Как писать нашу историю
Когда мы пишем историю, то по старой традиции пытаемся ее выстроить в линейном все прогрессирующем порядке.
Немалую цель такого подхода пародировал В. Гете (1743-1832), призывавший читать старинных авторов и "умозаключать из их работ, как далеко шагнули мы вперед". Основной недостаток такого подхода в том, что изучение идей начинает подчиняться заранее заданной схеме, вернее, просто подгоняться под нее.
Людям советской закваски с детства твердили, что было первобытно-общинное общество, потом рабовладельческое, затем феодальное, потом капиталистическое, наконец, социалистическое. И на следующий день или через двадцать лет - коммунистическое.
А что потом? Ничего, вечный рай.
Поэтому более правильный путь: это взгляд из сегодня на то, что было, отсюда легче понять, что из прошлого мы позабыли взять, чему мы можем научиться у наших отцов, дедов и прадедов - дедов наших дедов. У учителей наших учителей.
И надо помнить: прошлого нет. Оно в нас. Оно здесь. В нем необыкновенно много хлама, но есть и очень много хорошего, дельного, нужного. И как хороший завскладом мы должны в нем спокойно, без нервов, ориентироваться.
Наука и история
В великую эпоху Возрождения, когда и рождался современный бухгалтерский учет, мудрые люди разделили ученых на "пчел" и "пауков".
В нашем деле большинство кандидатов и докторов наук - "пчелы": они наблюдают то, что делается на практике, и обобщают полученные впечатления.
Потом они идут в библиотеку (теперь чаще лезут в Интернет) и начинают скрести по сусекам. Потом они обобщают чужие мысли: Иванов сказал X, Петров думает Y. После этого следует научная новизна: Y правильнее X. Далее следует защита и триумф до пенсии.
Не так работают "пауки". Они выдавливают из себя рабочие мысли, гипотезы и излагают некие теоретические соображения, и хотят их защищать.
Иногда удается.
Конечно, как правило, предложенные мысли надо сопоставлять и с фактами жизни, и с текстами научных работ предшественников.
И "пчелы", и "пауки" должны понимать, что без знания состояния науки и изучаемой проблемы они учеными не могут быть признаны.
Но и те, и другие ленятся. Хорошо, если они просмотрели литературу за последние десять лет и, как правило, считают, что ничего серьезного нет. Но если бы они просмотрели литературу за сто, а то и триста лет, впечатление оказалось бы другим: сегодняшний слон превратился бы в муху, а современная муха оказалась бы слоном в старом мире.
Узнать будущее через прошлое
Греческая философия оставила нам два завета. Один принадлежит Гераклиту (ок. 520 - ок. 460 до н.э.).
Он учил, что все течет, все изменяется. В одну и ту же реку нельзя войти дважды.
А его ученик Кратил (вторая половина 5 в. - начало 4 в. до н.э.) даже уточнял, что и в одну и ту же реку и единожды нельзя войти.
И мы это знаем: только напишут люди учебник, он отражает все нововведения и нужен народу. Завтра его завезут в магазины, а сегодня приняты и утверждены новые нормативные документы, и учебник еще не лег на книжные полки, а он уже устарел.
Как работать? Только освоишь одни правила, хочешь их применить в жизни, а они уже отменены. Не случайно умные люди говорят: "Ничто так быстро не меняется, как история".
Другой завет принадлежит Парамениду (вторая половина 6 в. - середина 5 в. до н.э.). Он говорил: "Все изменения иллюзорны".
В сущности, ничто не течет и ничто не меняется. И все люди из века в век купаются в одной и той же реке.
Наш великий поэт эту идею переделал такими словами: "Что ни толкуй Вольтер или Декарт, мир для меня - колода карт". Т. е. все компоненты нашего существования заданы, но каждый раз они встречаются нам в разных комбинациях.
Это особенно заметно в бухгалтерии. Она описывается планом счетов и проводками.
Вот наши отцы придумали категорию МБП - малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
И вся бухгалтерская общественность была в восторге. Прогресс. Все течет.
Недавно на наших глазах нам объявили: "Отменяется МБП". И опять прогресс. Все теперь, как на Западе. У них нет, и у нас теперь нет. Прогресс. Все течет.
А на самом деле?
Просто с 12-го счета все переписали на 10-й счет, установили новый лимит - 20 000 руб. и решили не начислять износ. Завтра все может измениться.
Но это иллюзии. Система учета едина, а проводки, язык бухгалтерии зависят от тех, кто принимает решения.
Если Вы знаете историю, Вас ничто не может удивить: были такие счета "Товары в пути", "Покупка товаров" - сейчас их нет, но завтра могут ввести. Изначально был счет "Амортизация основных средств", потом ввели два счета "Амортизация" и "Износ". И все радовались. Раньше было не правильно, теперь правильно. Прогресс. Все течет. Потом отменили счет "Износа". И опять говорили: "Здорово! Прогресс!".
Автору этой статьи больше семидесяти лет, и он видел в жизни необыкновенное множество подобных примеров. А любя историю*, он ничему не удивлялся, ибо все новые "достижения" - суть повторение того, что уже было или, по крайней мере, было известно и уже предлагалось кем-то, ибо новое, как сказала одна дама - это только хорошо забытое старое. И в Библии хорошо сказано: "Бывает нечто, о чем говорят: "Смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас" (Екклесиаст, 9-11).
Примечание:
* Ярослав Вячеславович Соколов не просто любит историю учета, он - действительный член Международной академии историков бухгалтерского учета и автор замечательных книг по истории учета:
- "История развития бухгалтерского учета" (1985);
- "Очерки по истории бухгалтерского учета" (1991);
- "Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней" (1996)
(прим. ред.).
Итоги
Нужно учить и историю, и теорию. Это значит уметь видеть проблему и понимать, что она может быть всегда решена N способами.
Но обычно каждый способ выгоден одним и не выгоден другим.
Люди боятся правды и если и говорят о преимуществах своих предложений, то всегда забывают, а часто и не догадываются об ущербе, который возникает для других.
И говоря, и думая о бухгалтерии и ее исторических уроках, следует помнить великий завет великого И. Канта (1724-1804): "наука поддерживает ум человеческий в состоянии неопределенности посредством надежд, которые никогда не угасают, но и никогда не исполнятся".
Скажем откровенно: Кант был слишком большим ипохондриком. У нас, бухгалтеров, иногда кое-что исполняется.