Каждому человеку важно знать историю. Историю своей страны, своей семьи, своей профессии. "Кто не знает своего прошлого, тот не узнает своего будущего", - говорил средневековый философ. Чем полезно сегодняшним бухгалтерам знание и понимание истории учета, рассказывает Я.В. Соколов, д.э.н., профессор, член Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России, заслуженный деятель науки РФ.

Содержание

Зачем мы учим историю? Существует много ответов. Весьма умный человек Г. Форд (1863-1947) говорил, что греки были великой нацией потому, что не знали истории.

Он ошибался. Греки ее и придумали. Но нас волнуют не древние, давно вымершие народы, а живые энтузиасты - бухгалтеры.

Что скажут бухгалтеры и что им ответят

Нельзя сказать, что история бухгалтерского учета вдохновляет многих наших коллег. Я вспоминаю реплику замечательного ученого, с которым мне в молодости довелось работать - Э.К. Гильде (1904-1983). Он говорил: "Было, и черт с ним".

Ему вторил классик украинской бухгалтерии Микола Тимофеевич Белуха (р. 1923): "Не надо реанимировать покойников".

Так говорили лучшие наши бухгалтеры. И они действительно выражали и выражают до сих пор мнение большинства теоретиков и практиков нашей науки.

Но ошибутся те, кто им поверит. Дело в том, что мир состоит из живых и мертвых, и последних значительно больше, чем первых. И все что мы делаем, осталось от них: вся методология учета, сами инструменты хозяйственной деятельности и ее философия.

Отсюда, нашей жизнью живых управляют мертвые. Более того, часто из века в век бухгалтеры решают одни и те же задачи: оприходование товаров, их продажа, оплата счетов и получение по счетам, начисление заработной платы и ее выплата.

При этом сразу же бросается в глаза разница между теми хозяйствующими субъектами, которые хотят получить прибыль, и теми, кто просто тратит, проедает полученные, а не заработанные деньги.

Что было с самого начала

Так и было: одни зарабатывали деньги или, что более правильно, приумножали активы, другие все получали от первых и проедали данное. Это нормально. Хотя бы потому, что дети и старики не в состоянии прокормить себя сами.

Более того, оказывается, и ученые, и учителя, и врачи, и армия, и множество представителей других профессий тоже не могут прокормить себя.

Они живут на то, что им дают.

Ясно, что учет у первой группы, созидающей, подчинен исчислению расходов, доходов и прибыли. Понятно, что у второй группы есть только расходы. И отсюда ясно, что вся история учета разделяется на учет коммерческий и камеральный (бюджетный).

Понятно, что представители коммерческого учета хотят с помощью проводок исчислить финансовый результат, а сторонники камерального - заняты контролем исполнения сметы.

Все попытки, а для этого надо знать историю, объединить их, предпринимавшиеся с XVII века, - провалились.

Научит ли история нас?

Ведь смысл истории в том, чтобы учиться не на своих, а чужих ошибках. Чтобы в одну и ту же реку не входить дважды.

Как писать нашу историю

Когда мы пишем историю, то по старой традиции пытаемся ее выстроить в линейном все прогрессирующем порядке.

Немалую цель такого подхода пародировал В. Гете (1743-1832), призывавший читать старинных авторов и "умозаключать из их работ, как далеко шагнули мы вперед". Основной недостаток такого подхода в том, что изучение идей начинает подчиняться заранее заданной схеме, вернее, просто подгоняться под нее.

Людям советской закваски с детства твердили, что было первобытно-общинное общество, потом рабовладельческое, затем феодальное, потом капиталистическое, наконец, социалистическое. И на следующий день или через двадцать лет - коммунистическое.

А что потом? Ничего, вечный рай.

Поэтому более правильный путь: это взгляд из сегодня на то, что было, отсюда легче понять, что из прошлого мы позабыли взять, чему мы можем научиться у наших отцов, дедов и прадедов - дедов наших дедов. У учителей наших учителей.

И надо помнить: прошлого нет. Оно в нас. Оно здесь. В нем необыкновенно много хлама, но есть и очень много хорошего, дельного, нужного. И как хороший завскладом мы должны в нем спокойно, без нервов, ориентироваться.

Наука и история

В великую эпоху Возрождения, когда и рождался современный бухгалтерский учет, мудрые люди разделили ученых на "пчел" и "пауков".

В нашем деле большинство кандидатов и докторов наук - "пчелы": они наблюдают то, что делается на практике, и обобщают полученные впечатления.

Потом они идут в библиотеку (теперь чаще лезут в Интернет) и начинают скрести по сусекам. Потом они обобщают чужие мысли: Иванов сказал X, Петров думает Y. После этого следует научная новизна: Y правильнее X. Далее следует защита и триумф до пенсии.

Не так работают "пауки". Они выдавливают из себя рабочие мысли, гипотезы и излагают некие теоретические соображения, и хотят их защищать.

Иногда удается.

Конечно, как правило, предложенные мысли надо сопоставлять и с фактами жизни, и с текстами научных работ предшественников.

И "пчелы", и "пауки" должны понимать, что без знания состояния науки и изучаемой проблемы они учеными не могут быть признаны.

Но и те, и другие ленятся. Хорошо, если они просмотрели литературу за последние десять лет и, как правило, считают, что ничего серьезного нет. Но если бы они просмотрели литературу за сто, а то и триста лет, впечатление оказалось бы другим: сегодняшний слон превратился бы в муху, а современная муха оказалась бы слоном в старом мире.

Узнать будущее через прошлое

Греческая философия оставила нам два завета. Один принадлежит Гераклиту (ок. 520 - ок. 460 до н.э.).

Он учил, что все течет, все изменяется. В одну и ту же реку нельзя войти дважды.

А его ученик Кратил (вторая половина 5 в. - начало 4 в. до н.э.) даже уточнял, что и в одну и ту же реку и единожды нельзя войти.

И мы это знаем: только напишут люди учебник, он отражает все нововведения и нужен народу. Завтра его завезут в магазины, а сегодня приняты и утверждены новые нормативные документы, и учебник еще не лег на книжные полки, а он уже устарел.

Как работать? Только освоишь одни правила, хочешь их применить в жизни, а они уже отменены. Не случайно умные люди говорят: "Ничто так быстро не меняется, как история".

Другой завет принадлежит Парамениду (вторая половина 6 в. - середина 5 в. до н.э.). Он говорил: "Все изменения иллюзорны".

В сущности, ничто не течет и ничто не меняется. И все люди из века в век купаются в одной и той же реке.

Наш великий поэт эту идею переделал такими словами: "Что ни толкуй Вольтер или Декарт, мир для меня - колода карт". Т. е. все компоненты нашего существования заданы, но каждый раз они встречаются нам в разных комбинациях.

Это особенно заметно в бухгалтерии. Она описывается планом счетов и проводками.

Вот наши отцы придумали категорию МБП - малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

И вся бухгалтерская общественность была в восторге. Прогресс. Все течет.

Недавно на наших глазах нам объявили: "Отменяется МБП". И опять прогресс. Все теперь, как на Западе. У них нет, и у нас теперь нет. Прогресс. Все течет.

А на самом деле?

Просто с 12-го счета все переписали на 10-й счет, установили новый лимит - 20 000 руб. и решили не начислять износ. Завтра все может измениться.

Но это иллюзии. Система учета едина, а проводки, язык бухгалтерии зависят от тех, кто принимает решения.

Если Вы знаете историю, Вас ничто не может удивить: были такие счета "Товары в пути", "Покупка товаров" - сейчас их нет, но завтра могут ввести. Изначально был счет "Амортизация основных средств", потом ввели два счета "Амортизация" и "Износ". И все радовались. Раньше было не правильно, теперь правильно. Прогресс. Все течет. Потом отменили счет "Износа". И опять говорили: "Здорово! Прогресс!".

Автору этой статьи больше семидесяти лет, и он видел в жизни необыкновенное множество подобных примеров. А любя историю*, он ничему не удивлялся, ибо все новые "достижения" - суть повторение того, что уже было или, по крайней мере, было известно и уже предлагалось кем-то, ибо новое, как сказала одна дама - это только хорошо забытое старое. И в Библии хорошо сказано: "Бывает нечто, о чем говорят: "Смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас" (Екклесиаст, 9-11).

Примечание:

* Ярослав Вячеславович Соколов не просто любит историю учета, он - действительный член Международной академии историков бухгалтерского учета и автор замечательных книг по истории учета:
- "История развития бухгалтерского учета" (1985);
- "Очерки по истории бухгалтерского учета" (1991);
- "Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней" (1996)
(прим. ред.).

 

 

Итоги

Нужно учить и историю, и теорию. Это значит уметь видеть проблему и понимать, что она может быть всегда решена N способами.

Но обычно каждый способ выгоден одним и не выгоден другим.

Люди боятся правды и если и говорят о преимуществах своих предложений, то всегда забывают, а часто и не догадываются об ущербе, который возникает для других.

И говоря, и думая о бухгалтерии и ее исторических уроках, следует помнить великий завет великого И. Канта (1724-1804): "наука поддерживает ум человеческий в состоянии неопределенности посредством надежд, которые никогда не угасают, но и никогда не исполнятся".

Скажем откровенно: Кант был слишком большим ипохондриком. У нас, бухгалтеров, иногда кое-что исполняется.

Истории учета: зачем это?

Комментарии