Содержание
|
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование появились в системе обязательных платежей вследствие вступления в силу Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ).
Одновременно в связи с введением в действие Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон № 198-ФЗ) были изменены положения статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации - для налогоплательщиков единого социального налога было предусмотрено право на вычет в виде начисленных за аналогичных период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Закон № 167-ФЗ, вводя институт обязательного пенсионного страхования, предусмотрел механизм исполнения страхователями обязанности по исчислению и уплате соответствующих страховых взносов.
Так, статьями 22 и 33 Закона № 167-ФЗ предусмотрены размеры страхового тарифа, статьей 23 - расчетный период, статьей 24 - порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов.
Также при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование нельзя не учитывать положения пункта 2 статьи 10 Закона № 167-ФЗ, в соответствии с которыми объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 Налогового кодекса РФ.
Основной проблемой применения Закона № 167-ФЗ стало противостояние налогоплательщиков единого социального налога, имеющих льготы в соответствии со статьей 239 НК РФ, и налоговых органов в части возможности применения указанными налогоплательщиками налоговых льгот по единому социальному налогу применительно к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Естественно, каждая сторона в данном споре настаивает на правильности своей позиции с ее нормативно-правовым обоснованием.
Льготы подлежат применению
Сторонники данной позиции настаивают на том, что льготы по единому социальному налогу, предусмотренные статьей 239 НК РФ, подлежат применению и при исчислении страховых взносов в соответствии с Законом № 167-ФЗ.
Налогоплательщиками высказывается мнение, что взносы на обязательное пенсионное страхование есть не что иное, как одна из составляющих единого социального налога, отрицая тем самым возможность на самостоятельное (в отрыве от единого социального налога) существование указанных страховых взносов.
Подобный подход позволяет налогоплательщикам настаивать на возможности льготирования всех "составляющих единого социального налога" - собственно ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Основным аргументом в устах налогоплательщиков звучит то, что взаимосвязанное толкование статьи 10 Закона № 167-ФЗ и пункта 2 статьи 243 НК РФ указывают на непосредственное включение законодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в состав ЕСН.
Данная позиция нашла свое подтверждение и при рассмотрении некоторых судебных споров.
Судебные инстанции мотивировали свою позицию следующим образом:
|
Иная точка зрения: льготы не применяются
Автор данной статьи придерживается именно этой точки зрения, поскольку анализ положений действующего законодательства с учетом его системного толкования неизбежно приводит к выводу о различной правовой и экономической природе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и единого социального налога с вытекающими отсюда выводами.
Основополагающим отличием указанных платежей является их экономическая сущность.
Так, в соответствии со статьей 3 Закона № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Именно в индивидуальной возмездности и кроется коренное отличие страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от единого социального налога, который в силу пункта 1 статьи 8 представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
С учетом того, что приходится констатировать взаимосвязанное, но в то же время самостоятельное существование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и единого социального налога, неизбежно вытекает вывод о невозможности применения налоговых льгот, предусмотренных статьей 239 НК РФ, в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Доводы о том, что законодатель в пункте 2 статьи 10 Закона № 167-ФЗ указывает на необходимость применения всего механизма по исчислению единого социального налога, представляются явно надуманными, поскольку в данном случае в качестве юридической конструкции законодателем использованы отсылочные нормы только в отношении четко определенных элементов страховых взносов - объекта обложения страховыми взносами и базы для начисления страховых взносов. В отношении каких-либо льгот в Законе № 167-ФЗ не сделано никаких оговорок.
Подобный подход законодателя к реализации прав граждан на пенсионное обеспечение согласуется с общей идеей Закона № 167-ФЗ, пунктом 3 статьи 9 которого предусмотрено, что финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, что лишний раз указывает на правовые различия данных платежей.
Определенную ясность в данном вопросе должны были привнести два Решения Высшего Арбитражного Суда РФ - от 23.12.2002 по делу № 9181/02 и от 30.12.2002 по делу № 9132/02.
|
Аналогичная позиция была высказана и МНС России в пункте 27.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05.07.2002 № БГ-3-05/344 (далее - Методические рекомендации). Однако Решением от 23.12.2002 № 9181/02 Высший Арбитражный Суд РФ признал соответствующие положения Методических рекомендаций недействующими. Именно этот факт предоставил налогоплательщикам "дополнительный" аргумент в дискуссии с налоговыми органами по поводу применения льгот, предусмотренных статьей 239 НК РФ.
К сожалению, мало кто из налогоплательщиков обратил внимание на причину признания указанных разъяснений недействующими - превышение министерством своих полномочий (в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона № 167-ФЗ такие полномочия предоставлены Пенсионному фонду РФ).
Возможно, точка в данном споре будет поставлена после выраженной в очередной раз, но уже в более четкой форме позиции ВАС РФ.
|
Другим немаловажным результатом данного судебного процесса стало однозначное указание Высшего Арбитражного Суда РФ на то, что надлежащим заявителем по делам о взыскании сумм неуплаченных (несвоевременно уплаченных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование выступают органы Пенсионного фонда Российской Федерации (а не налоговые органы, которые осуществляют только контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты указанных взносов). Данное требование напрямую вытекает из положений статьи 25 Закона № 167-ФЗ, однако по каким-то причинам оно зачастую нарушалось налоговыми органами, направлявшими в суды от своего имени заявления о взыскании со страхователей сумм неуплаченных страховых взносов.
Таким образом, в настоящий момент налогоплательщик, претендующий на применение налоговых льгот, предусмотренных статьей 239 НК РФ, в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, должен отчетливо представлять себе, что подобная позиция не была поддержана на уровне Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вследствие чего необходимо искать более существенные аргументы в защиту свое позиции.