Содержание
В соответствии с рекомендациями МНС России, "регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах".
Ввод первичных данных
Основным преимуществом ведения налогового учета в программе "1С:Предприятие 7.7" конфигурация "Бухгалтерский учет редакция 4.2" является, то, что можно избежать двойного ввода данных первичных документов, для целей бухгалтерского и налогового учета.
Разберем несколько примеров отражения данных в бухгалтерском учете, которые впоследствии должны быть зарегистрированы в налоговых регистрах.
Операции по движению денежных средств в бухгалтерском учете
Для отражения движения денежных средств, в программе используются документы "Выписка", "Приходный кассовый ордер", "Расходный кассовый ордер", кроме того, можно регистрировать хозяйственные операции ручными проводками, например, при отражении операций на специальных счетах в банках. Один раз, зафиксировав эти данные в бухгалтерском учете, мы сможем в конце месяца сформировать налоговые документы в режиме автоматического заполнения. На рисунке 1 показаны бухгалтерские проводки по движению денежных средств за январь.
Рисунок 1 "Журнал проводок. Отбор по номеру журнала БК"
Отражение операций по движению денежных средств в налоговом учете
Большинство операций, связанных с движением денежных средств, одновременно должны быть зафиксированы и в бухгалтерском, и в налоговом учете, но те операции, которые не порождают объекта налогового учета, в налоговом учете отражаться не будут.
В программе для регистрации информации о движении денежных средств в налоговом учете используются специальные налоговые документы "Поступления денежных средств" и "Расход денежных средств". Для автоматического формирования этих документов по данным бухгалтерского учета следует в меню "Налоговый учет" выбрать пункт "Налоговый учет движения денежных средств". В открывшемся журнале, используя кнопку "Заполнить", запустить обработку, которая по данным бухгалтерских проводок сформирует необходимое количество налоговых документов. Диалог обработки изображен на рисунке 2. В полях "за период" указываются дата начала и конца периода, за который формируются документы налогового учета.
Рисунок 2 Диалог обработки "Формирование документов налогового учета"
Изображение журнала "Налоговый учет движения денежных средств" приведено на рисунке 3.
Рисунок 3 Журнал "Налоговый учет движения денежных средств"
Рассмотрим соответствие данных бухгалтерского учета сформированным документам.
05.01.2002 г. по данным выписки № 000001 поступил взнос в уставный фонд от учредителей (см. рисунок 1). В соответствии с 251 статьей НК РФ не учитываются при определении налоговой базы: "имущество и (или) имущественные права, полученные в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации", поэтому по данной бухгалтерской проводке записи в регистр налогового учета не производятся.
10.01.2002 г. по данным приходного кассового ордера № 000001 в кассу поступил аванс от покупателей 6 300 рублей (см. рисунок 1). Т.к. данная операция предполагает впоследствии получение выручки от реализации либо получение внереализационного дохода, то эта операция должна быть отражена также и в налоговом учете.
10.01.2002 г. по данным расходного кассового ордера № 000001 были сданы наличные денежные средства в банк 6 300 рублей. Данная хозяйственная операция не влияет на налоговую базу, поэтому по данной бухгалтерской проводке записи в регистр налогового учета не производятся.
11.01.2002 г. по данным выписки № 000002 был уплачен аванс поставщику на сумму 21000 рублей, а также погашена задолженность перед поставщиком на сумму 30000 рублей (см. рисунок 1). Т.к. данные операции относятся к расходам, текущего или будущих периодов, то они должны быть отражены также и в налоговом учете. На рисунке 4 мы видим, что обе эти суммы попали при автоматическом заполнении в документ налогового учета "Расход денежных средств".
Рисунок 4 "Документ Расход денежных средств"
12.01.2002 г. по данным выписки № 000003 были получены два аванса от покупателей на суммы 15 000 рублей (см. рисунок 1). Т.к. данные операции предполагают впоследствии получение выручки от реализации либо получение внереализационного дохода, то эти операции должны быть отражены также и в налоговом учете. На рисунке 5 мы видим, что обе эти суммы попали при автоматическом заполнении в документ налогового учета "Поступление денежных средств".
Одновременно с формированием записей в регистр "Учет расхода денежных средств" должна быть сформирована запись в регистре "Учет операций по движению кредиторской (дебиторской) задолженности", для этой цели документ следует провести, нажав на кнопку "ОК". При проведении документ сформирует проводки в дебет специального забалансового счета Н13.01 на сумму дебиторской задолженности по уплаченным авансам, в дебет специального забалансового счета Н13.02 на сумму кредиторской задолженности и в дебет специального забалансового счета Н13.03 на сумму НДС по кредиторской задолженности.
Рисунок 5 "Документ Поступление денежных средств"
16.01.2002 г. по данным выписки № 000004 был уплачен аванс поставщику на сумму 560 рублей. Т.к. данная операция относится к расходам текущего или будущих периодов, то она должна быть отражена также и в налоговом учете. На рисунке 3 мы видим, что при автоматическом заполнении был сформирован налоговый документ на эту сумму.
Документы налогового учета можно вводить не только в режиме автозаполнения, но и в обычном порядке. Кроме того, предусмотрена возможность при необходимости редактировать автоматически сформированные данные.
Одновременно с формированием записей в регистр "Учет поступления денежных средств" должна быть сформирована запись в регистре "Учет операций по движению кредиторской (дебиторской) задолженности", для этой цели документ следует провести, нажав на кнопку "ОК". При проведении документ сформирует проводки в кредит счета Н13.02 на сумму кредиторской задолженности по полученному авансу и в кредит специального забалансового счета Н13.03 на сумму НДС по кредиторской задолженности.
Регистр учета поступлений денежных средств
Регистр формируется для обобщения информации о поступлении в организацию денежных средств с целью выявления доходов, относящихся как к текущему, так и к будущим периодам, или операций, определяющих суммы признаваемых в будущем расходов.
Записи в регистре производятся по каждому факту поступления денежных средств на расчетный (валютный) счет организации или в кассу, влекущему за собой появление объекта налогового учета.
В программе этот регистр заполняется по данным документов "Поступления денежных средств", рассмотренных в разделе "Отражение операций по движению денежных средств в налоговом учете".
Для формирования печатной формы регистра учета поступлений денежных средств, следует выбрать из меню "Налоговый учет" пункт "Регистр поступлений денежных средств" и нажать кнопку "Сформировать".
Фрагмент печатной формы регистра учета поступлений денежных средств представлен на рис.6.
Рисунок 6 "Фрагмент печатной формы Регистра учета поступлений денежных средств"
Регистр учета расхода денежных средств
Регистр формируется для обобщения информации о расходовании организацией денежных средств с целью выявления расходов, относящихся как к текущему, так и к будущим периодам, или операций, определяющих суммы признаваемых в будущем доходов.
Записи в регистре производятся по каждому факту списания денежных средств с расчетного (валютного) счета организации или выдачи денежных средств из кассы, влекущему за собой появление объекта налогового учета.
В программе этот регистр заполняется по данным документов "Расход денежных средств", рассмотренных в разделе "Отражение операций по движению денежных средств в налоговом учете".
Для формирования печатной формы регистра учета расхода денежных средств, следует выбрать из меню "Налоговый учет" пункт "Регистр расхода денежных средств" и нажать кнопку "Сформировать".
Операции приобретения и выбытия имущества, работ, услуг, прав в бухгалтерском учете
Для отражения приобретения имущества, работ, услуг, прав в программе используются документы "Поступление основных средств", "Поступление нематериальных активов", "Поступление материалов", "Поступление товаров", "Услуги сторонних организаций", "Авансовый отчет" и другие. Также можно регистрировать хозяйственные операции ручными проводками, например, при отражении поступления имущества, работ, услуг, прав за счет средств целевого финансирования.
Отразив, например, поступление основных средств и расходов по их доставке в бухгалтерском учете в конце месяца, в режиме автоматического заполнения эти данные будут зафиксированы и в налоговых документах.
Для отражения выбытия имущества, работ, услуг, прав в программе используются документы "Передача основных средств", "Отгрузка материалов на сторону", "Отгрузка товаров", "Оказание услуг" и другие. Также можно регистрировать хозяйственные операции ручными проводками.
На рисунке 7 показаны бухгалтерские проводки по поступлению и продаже товаров за январь.
Рисунок 7 "Журнал проводок. Отбор по номеру журнала ТВ"
На рисунке 8 показаны бухгалтерские проводки по поступлению основных средств за январь.
Рисунок 8 "Журнал проводок. Отбор по номеру журнала ОС"
Отражение операций приобретения и выбытия имущества, работ, услуг, прав в налоговом учете
Большинство операций, связанных с движением имущества, работ, услуг, прав одновременно должны быть зафиксированы и в бухгалтерском, и в налоговом учете (кроме операций, которые не порождают объекта налогового учета - они в налоговом учете отражаться не будут).
В программе для регистрации информации о приобретении и выбытии имущества, работ, услуг, прав в налоговом учете используются специальные налоговые документы "Операции приобретения имущества, работ, услуг, прав" и "Операции выбытия имущества, работ, услуг, прав". Для автоматического формирования этих документов по данным бухгалтерского учета следует в меню "Налоговый учет" выбрать пункт "Налоговый учет приобретения и выбытия имущества". В открывшемся журнале, используя кнопку "Заполнить", запустить обработку, которая по данным бухгалтерских проводок сформирует необходимое количество налоговых документов. Диалог обработки изображен на рисунке 2. В полях "за период" указываются дата начала и конца периода, за который формируются документы налогового учета.
Изображение журнала "Налоговый учет операций приобретения и выбытия имущества, работ, услуг, прав" приведено на рисунке 9.
Рисунок 9 Журнал "Налоговый учет операций приобретения и выбытия имущества, работ, услуг, прав"
Рассмотрим соответствие данных бухгалтерского учета сформированным документам.
08.01.2002 г. по данным накладной о поступлении товара поступил товар от поставщика на сумму 16 666,67 рублей (см. рисунок 7). При автоматическом заполнении был сформирован соответствующий налоговый документ на такую же сумму (см. рисунки 9 и 10).
Рисунок 10 Документ "Операции приобретения имущества, работ, услуг, прав"
Одновременно с формированием записей в регистр "Учет приобретения имущества, работ, услуг, прав" должны быть сформированы записи в регистр "Учет операций по движению кредиторской задолженности" и в регистр "Информация о приобретенных товарах". Для этой цели документ следует провести, нажав на кнопку "ОК". При проведении документ сформирует проводки в кредит специального забалансового счета Н13.02 на сумму кредиторской задолженности и в кредит специального забалансового счета Н13.03 на сумму НДС по кредиторской задолженности, а также проводку в дебет специального забалансового счета Н02.02 на стоимость поступивших ценностей.
11.01.2002 г. произведена отгрузка товара на сумму 6300 рублей, включая НДС 1000 рублей и НП 300 рублей. При автоматическом заполнении был сформирован соответствующий налоговый документ на сумму 5000 рублей (см. рисунки 9 и 11).
Рисунок 11 Документ "Операции выбытия имущества, работ, услуг, прав"
Одновременно с формированием записей в регистр "Учет выбытия имущества, работ, услуг, прав" должны быть сформированы записи в регистр "Учет операций по движению кредиторской задолженности" и в регистр "Доходы от реализации имущества, работ, услуг, прав". Для этой цели документ следует провести, нажав на кнопку "ОК". При проведении документ сформирует проводки в дебет специального забалансового счета Н13.02 на сумму погашения кредиторской задолженности и в дебет специального забалансового счета Н13.03 на сумму НДС по кредиторской задолженности, а также проводку в кредит специального забалансового счета Н06.04 на сумму выручки без НДС и НП.
14.01.2002 г. по данным накладной о поступлении поступило основное средство от поставщика на сумму 12 000 рублей (см. рисунок 8). При автоматическом заполнении был сформирован соответствующий налоговый документ на такую же сумму (см. рисунки 9 и 12).
Рисунок 12 Документ "Операции приобретения имущества, работ, услуг, прав"
Одновременно с формированием записей в регистр "Учет приобретения имущества, работ, услуг, прав" должны быть сформированы записи в регистр "Учет операций по движению кредиторской задолженности" и в регистр "Информация об объекте основных средств". Для этой цели документ следует провести, нажав на кнопку "ОК". При проведении документ сформирует проводки в кредит специального забалансового счета Н13.02 на сумму кредиторской задолженности и в кредит специального забалансового счета Н13.03 на сумму НДС по кредиторской задолженности, а также проводку в дебет специального забалансового счета Н01.01 на стоимость поступивших ценностей.
17.01.2002 г. в бухгалтерском учете были отражены дополнительные расходы на приобретение основного средства на сумму 466,67 рублей. При автоматическом заполнении был сформирован соответствующий налоговый документ на такую же сумму (см. рисунок 9).
Документы налогового учета можно вводить не только в режиме автозаполнения, но и в обычном порядке. Кроме того, предусмотрена возможность при необходимости редактировать автоматически сформированные данные.
Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав
Регистр формируется для обобщения информации об операциях приобретения налогоплательщиком имущества, работ, услуг, прав.
Записи в регистре производятся по каждому факту приобретения организацией права собственности на имущество, получения прав, результатов выполненных работ, потребления услуг, за исключением видов затрат, не подлежащих включению в состав расходов (доходов) в соответствии с главой 25 НК РФ.
В программе этот регистр заполняется по данным документов "Операции приобретения имущества, работ, услуг, прав".
Для формирования печатной формы регистра учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав, следует выбрать из меню "Налоговый учет" пункт "Регистр учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав" и нажать кнопку "Сформировать". Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав
Регистр формируется для обобщения информации об операциях выбытия имущества, реализации работ, услуг, прав и формирования сумм соответствующих доходов от реализации, подлежащих включению в состав налоговой базы в порядке, установленном Кодексом.
Записи в регистре производятся по каждому факту утраты организацией права собственности на имущество, передачи прав, выполнения работ, оказания услуг. В программе этот регистр заполняется по данным документов "Операции выбытия имущества, работ, услуг, прав".
Для формирования печатной формы регистра учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав, следует выбрать из меню "Налоговый учет" пункт "Регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав" и нажать кнопку "Сформировать".