Содержание
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Аналогичная норма содержится в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", предусматривающего возможность применения упрощенной системы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности.
В целях дальнейшего упрощения* системы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий (кроме кредитных организаций) приказом Минфина России от 08.11.2010 № 144н с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 год внесены изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету.
Примечание:
* См. также приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства".
Важно, что указанные изменения не распространяются на субъектов малого предпринимательства, являющихся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг.
Субъектам малого предпринимательства рассматриваемым приказом предоставлены права:
а) не применять ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" (утв. приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н) и признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов);
б) не применять ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности"(утв. приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н);
в) в отношении последующей оценки финансовых вложений, установленных ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" (утв. приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н), разрешено проводить только их проверку на обесценение;
г) при применении ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н) можно не включать расходы по займам в стоимость инвестиционного актива, а признавать их полностью прочими расходами организации;
д) предоставлено право отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету;
е) предоставлено право исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год без ретроспективного пересчета в отношении сравнительных показателей начиная с того предшествующего отчетного периода, представленного в бухгалтерской отчетности за текущий отчетный год, в котором была допущена соответствующая ошибка.
При этом такая ошибка исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором она выявлена. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.
Кроме того, рассматриваемым приказом уточнены правила признания выручки и расходов так называемым кассовым методом - можно признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении следующих установленных ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н) условий:
- организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим способом;
- сумма выручки может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
- расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Соответственно уточнена норма ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) в отношении признания расходов. Если организацией-субъектом малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.
На Интернет-сайте Минфина России размещена обобщенная информация в отношении упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2009/06/Obobshchenie_praktiki-MP_SHNEYDMAN_var.pdf.
Также хотелось бы обратить внимание, что в соответствии Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов.
При этом Минфин России неоднократно высказывал свое мнение в отношении этой нормы во взаимосвязи с требованиями иных федеральных законов (см. например письма от 22.09.2008 № 07-05-06/203, от 22.12 2008 № 03-11-04/2/200, от 20.01.2010 № 07-02-06/07, от 20.04.2009 № 03-11-06/2/67). Обращается внимание, что нормы законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (п. 3 ст. 91 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 18, 23, 25, 26, 45, 46 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью") обязывают ООО вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность общества, а также утверждать распределение прибыли и убытков. В соответствии с п. 2 ст. 49 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг общество обязано ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы.
Нормы законодательства об акционерных обществах (п. 1 ст. 97 и п. 1 ст. 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 29, 33, 35, 42, 48, 52, 78, 83, 84.6, 87, 88, 89, 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах") обязывают акционерное общество вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность общества, а также утверждать распределение прибыли и убытков по результатам финансового года.
Указанные нормы законодательства Российской Федерации подлежат применению всеми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, в том числе перешедшими на упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, иными федеральными законами установлены определенные обязанности организации, перешедших на упрощенную систему налогообложения, связанные с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской отчетности. В связи с этим такие организации должны для выполнения соответствующих обязанностей вести бухгалтерский учет в той части, которая обеспечивает их выполнение.
В Определении Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 № 319-О говорится о том, что освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности открытого акционерного общества не исключает необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленном законом форме в целях.