Ужесточение уголовной ответственности работодателей
С недовольством в мае была встречена президентская законодательная инициатива, касающаяся ужесточения ответственности организаций и ИП за выплату своим работникам так называемой «серой» зарплаты. Речь идет об уголовной ответственности работодателей по статье 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов и взносов путем выплаты части заработной платы «в конверте».
Сейчас за такое преступление работодателям грозит штраф от 100 000 рублей, либо лишение свободы до 6 лет, однако подобная мера не останавливает работодателей от использования нелегальных схем уклонения от уплаты налогов. В связи с этим Президент РФ поручил Совету Федерации подготовить законопроект, который еще больше ужесточит уголовную ответственность работодателей за выплату наемным работникам неофициальной заработной платы.
Сокращение рабочего времени
Заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев в очередной раз выступил с законодательным предложением по сокращению рабочей недели. В этот раз он предложил специальный эксперимент в отдельных регионах и бизнес-структурах, которые постепенно будут сокращать продолжительность рабочих дней с постепенным переходом к 4-дневной рабочей неделе. «Можно это делать в масштабах эксперимента в целом регионе, в группе компаний и так далее - сокращать на час, на два, на три», - пояснил Дмитрий Медведев.
При этом Медведев отметил, что подобная мера не только позволит увеличить производительность труда работников, но и окажется действенным средством по борьбе с безработицей в регионах. Скептики же вполне обоснованно опасаются, что подобные эксперименты с рабочим временем приведут только к увеличению нагрузки на работников и сокращению их заработной платы.
Увеличение налога на прибыль
Неоднозначно был встречен и законопроект об увеличении налога на прибыль. Законопроект предлагает ввести прогрессивную ставку налога на прибыль в отношении средств, выводимых за рубеж. В том числе прогрессивную ставку налога планируется ввести и в отношении дивидендов, которые акционеры и учредители организаций выводят в офшоры в целях избежания налогообложения.
«Это законопроект, касающийся изменений в Налоговый кодекс по налогообложению прибыли, которая выводится в офшоры, причем прогрессивному налогообложению. Чем больше средств выводится, тем больше такие средства должны облагаться налогом на прибыль», - пояснил один из авторов законопроекта, глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. При этом депутат не уточнил, какие ставки налога на прибыль будут устанавливаться в отношении выводимых за рубеж денежных средств.
Электронные трудовые договоры
Не вызвал оптимизма и законопроект № 1162885-7 об электронном документообороте в сфере трудовых отношений. Законопроект предлагает перевести в электронный формат большинство кадровых документов - трудовой договор, ученический договор, договор о материальной ответственности и т.д. Для подписания электронных документов сторонам трудовых отношений разрешат использовать усиленную квалифицированную электронную подпись и усиленную неквалифицированную электронную подпись.
Противники законопроекта полагают, что его принятие грозит усложнением порядка получения кадровых документов в целях подтверждения трудового стажа или смены места работы. Кроме того, перевод кадровых документов в электронный формат повлечет за собой рост административной и финансовой нагрузки как на работодателей, так и на работников. Это объясняется тем, что оформление электронных документов потребует приобретения электронных цифровых подписей для сотрудников работодателя.
Субсидии на трудоустройство выпускников колледжей и ВУЗов
Скептически граждане отнеслись и к законопроекту о новых субсидиях для работодателей. Законопроект предлагает выплачивать работодателям бюджетные субсидии на трудоустройство безработных граждан, получивших в 2020 году высшее или среднее профессиональное образование. Величина субсидии равна трем МРОТ, увеличенным на районный коэффициент и сумму страховых взносов, и умноженным на количество трудоустроенных граждан. В среднем размер бюджетной субсидии на одно рабочее место составляет порядка 50 000 рублей.
С одной стороны данная мера является обоснованной, поскольку выпускники образовательных организаций - одна из наименее защищенных категорий граждан, испытывающих реальные трудности в поиске работы. С другой стороны эта же мера представляется нерезультативной, поскольку работодатели не заинтересованы брать на работу выпускников, так как это сопряжено с несением расходов на их адаптацию на первом рабочем месте. Тем более, что сейчас такие же субсидии выдаются работодателям за трудоустройство других безработных граждан, уже имеющих опыт работы.
Если спрос на продукцию падает и рынок сжимается из-за падения доходов населения, то субсидии особо не будут стимулировать компании для найма новых работников. Таким компания существующий штат сберечь бы. Это будет работать в отдельных отраслях, которые работают на экспорт. Там производство растет, потому что выросли цены в долларовом эквиваленте на мировом рынке. вот они будут нанимать персонал. Но такие компании в поддержке-то особо не нуждаются, а субсидию получат.