Содержание
Методология учета
В соответствии с приказом Минфина России от 28.122001 № 119н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" (с изменениями от 23.04.2002) транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) организации принимаются к учету путем:
- отнесения ТЗР на отдельный счет "Заготовление и приобретение материалов", согласно расчетным документам поставщика;
- отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету "Материалы";
- непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала, присоединение к денежной оценке вклада в уставный (складочный) капитал, внесенный в форме материально-производственных запасов, присоединение к рыночной стоимости безвозмездно полученных материалов и др.).
Мы будем рассматривать только реализацию способов 2 и 3, так как в системе "1С:Подрядчик строительства" реализован учет материалов без применения счетов 15 и 16.
В данной системе возможно как отдельное накопление затрат на счете 10.10 "Транспортно-заготовительные расходы по материалам" по способу 2, так и прямое включение в стоимость самих материалов по способу 3.
Примерная номенклатура транспортно-заготовительных расходов:
- Расходы по транспортировке;
- Наценки снабженческих организаций;
- Таможенные платежи;
- Оплата за хранение;
- Командировки по заготовлению материалов;
- Расходы по таре;
- Недостача и порча материалов в пути;
- Содержание заготовительно-складского аппарата.
Непосредственное (прямое) включение ТЗР в фактическую себестоимость материала целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов. Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.
Транспортно-заготовительные расходы или отклонения в стоимости материалов, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (на счета производства, вспомогательных и обслуживающих производств и хозяйств и др.).
Списание отклонений в стоимости материалов или транспортно-заготовительных расходов по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.
Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании отклонения или ТЗР на увеличение (удорожание) учетной стоимости израсходованных материалов.
Автоматизация
Изложенная методология учета реализована и готова к применению в программе "1С:Подрядчик строительства", разработанной совместно фирмами "ИМПУЛЬС-ИВЦ" и "1С" на платформе "1С:Бухгалтерия 7.7". Эту программу на сегодняшний день используют более чем в 2 000 строительных организаций во всех регионах России.
Одним из пользователей, давно и в большом объеме использующих программу, является ООО "Небоскреб ГБ".
|
Внедрение программы 1С:Подрядчик строительства в ООО "Небоскреб ГБ", выполненное в 2002 году фирмой "ИМПУЛЬС-ИВЦ", помогло решить многие накопившиеся проблемы учета, в том числе и учет транспортно-заготовительных расходов.
Для обособленного накопления данных по возникающим отклонениям в систему введен новый счет 10.10 "Транспортно-заготовительные расходы по материалам".
На данном счете в разрезе субконто "Места хранения" имеется возможность отражать отклонения с разделением их по центральным и приобъектным складам.
При получении документов на дополнительные расходы бухгалтер совершает операцию по отражению отклонения в дебете счета 10.10. Так происходит накопление отклонений в течение месяца. Для распределения отклонений в системе реализована функция закрытия счета 10.10 в регламентном документе "Закрытие месяца" (см. рисунок 1).
Рис. 1
Распределение счета 10.10 построено по следующей схеме:
- Первым действием система определяет остатки по счетам 10.1-10.9 по состоянию на начало месяца распределения, обороты по приходу и обороты по расходу по данным счетам.
- Затем определяется процент расхода материалов (с кредита счетов 10.1-10.9 в дебет счетов затрат). Данный процент является исходным при определении процента списания отклонений.
- Следующим действием определяется сумма отклонений на дату составления документа с учетом накопленных отклонений за период.
- Сумма отклонений для распределения умножается на процент распределения и определяется сумма списываемых отклонений в текущем периоде.
Рис. 2
Система формирует проводки с кредита счета 10.10 в дебет счетов затрат (20.1, 23 и т.д.).
Мы рассмотрели схему обособленного учета транспортно-заготовительных расходов. Но также имеется технологичный способ отражения дополнительных затрат, связанных с заготовлением материалов, на самих счетах учета 10.1-10.9 с увеличением стоимости и без увеличения количества. Для этого необходимо на основании документа "Поступление материалов" ввести документ "Услуги сторонних организаций" (см. рисунок 3).
Рис. 3
При проведении документа формируются проводки: дебет субсчетов учета материалов в корреспонденции со счетом 60.1 на суммы отклонений, рассчитанных пропорционально стоимости приобретенных материалов. При этом не происходит увеличения количества, а увеличивается только стоимость самих материалов из документа поступления (см. рисунок 4).
Рис. 4
В заключение хочется добавить, что остальные участки учета конфигурации "1С:Подрядчик строительства 2.3" также активно используются ООО "Небоскреб ГБ", что позволяет значительно экономить рабочее время, обеспечивая оперативность ведения бухгалтерского и налогового учета и сдачи отчетности.
Работы выполнены ООО "ИМПУЛЬС-ИВЦ"
телефон/факс 974-77-05(08),
e-mail soft@impuls-ivc.ru,