Содержание
Проблема учета, сдачи отчетности и взаиморасчетов с обособленными подразделениями стоит у любой организации, имеющей хотя бы один филиал. Бюджетным учреждениям, имеющим филиалы, необходимо учитывать не только "стандартные" хозяйственные операции, но так же вести учет и распределение бюджетных денежных средств, выделяемых на осуществление государственных функций. Как следствие, возникает задача учета и контроля за расходованием данных средств.
|
Для учета взаимных расчетов в плане счетов бюджетного учета предусмотрен счет 304.04 "Внутренние расчеты между главным распорядителем (распорядителями) и получателями средств". Все расчеты по движению денежных средств, основных средств, товарно-материальных ценностей, а так же расчетов с контрагентами между обособленными подразделениями выполняются с использованием данного счета. В организации, имеющей большое количество разнообразных видов деятельности и активно занимающейся предпринимательской деятельностью, есть необходимость дополнительно разделить финансирование по источникам финансирования (бюджет и внебюджет) и дополнительным аналитическим разрезам (видам деятельности и видам финансирования). Параллельно с разделением учета была поставлена задача сверки финансирования между всеми подразделениями учреждения. Это позволяет четче отслеживать движение финансовых потоков и, в конечном итоге, составить сметы доходов и расходов как по учреждению в целом, так и в разрезе каждого отдельно взятого подразделения.
Для реализации данной задачи к счету 304.04 был открыт дополнительный субсчет для учета внебюджетного финансирования и создано два справочника (дополнительных аналитических разреза), в которых хранится информация о видах финансирования и о видах деятельности учреждения. Данные аналитические разрезы позволили параллельно решить задачу разделения затрат для расчета налога на прибыль.
Практически все виды хозяйственных операций между обособленными подразделениями хорошо автоматизированы в типовой конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" (ред. 6). Усложнение учета практически не приводит к необходимости дополнительных доработок данного учетного блока, что весьма существенно сказывается на процессе поддержки данного решения, а это немаловажно для любой бюджетной организации.
Перечисление финансирования с лицевых счетов управления происходит с помощью документа "Списание с лицевого счета", который формирует проводки
- Дебет 304.04.1 Кредит 304.05.1 (бюджет)
- Дебет 304.04.2 Кредит 201.01.2 (внебюджет)
Похожие проводки формирует документ "Поступление на лицевой счет", например, по перераспределению денежных средств, полученных от предпринимательской деятельности, между филиалами и, в частности, направляемых на уплату налогов в части данной деятельности.
Кроме того, Управление осуществляет свои функции путем централизованных закупок основных средств и других товарно-материальных ценностей, необходимых для нормальной работы подразделений. В связи с этим возникают два варианта хозяйственных операций.
Первый вариант: распорядитель оплатил поставку, а получатель получает ТМЦ у поставщика. В данном случае возникает необходимость передачи задолженности, которая реализуется документом "Извещение" (см. рис. 1) с видом передачи "Передача требований". Документ сформирует, например, следующие проводки:
- Дебет 304.04.1 Кредит 302.22.1
Рис. 1. Документ " Извещение (ф. 0504805)".
Второй вариант: ОС или ТМЦ приходуются на склад управления и по мере необходимости осуществляется передача этих средств получателям.
Выбрав в документе "Списание МЗ" хозяйственную операцию "Списание: внутриведомственное перемещение", мы имеем возможность передать подведомственному учреждению любое ТМЦ. Данный документ формирует проводку:
- Дебет 304.04.2 Кредит 105.06.2
Аналогичная ситуация и с передачей основных средств. Документом "Списание ОС" это сделать очень просто. Выбрав хозяйственную операцию "Внутриведомственное перемещение", мы имеем возможность передать подведомственному учреждению любое основное средство, которое может на момент перемещения как находиться на складе, так и быть в эксплуатации. Программа сама рассчитает и балансовую стоимость, и начисленную амортизацию, если таковая есть, и сформирует проводки по передаче ОС.
- Дебет 304.04.1 Кредит 101.04.1
- - на сумму балансовой стоимости;
- Дебет 104.04.1 Кредит 304.04.1
- - на сумму начисленной амортизации.
Кроме того, как в случае с передачей ТМЦ, передачей требований, так и в случае передачи основных средств, мы имеем возможность сразу получить печатную форму документа "Извещение (ф. 0504805)".
Вместе с возможностью вводить в систему необходимые данные параллельно решался и второй вопрос - сверки финансирования по предпринимательской деятельности. Сложность данной задачи заключалась в несоответствии кодов ЭКР, по которым отправлялись денежные средства головной организацией (например, 241) и по которым они поступали в филиалы (например, 211, 226 и т.д.). Организовав с помощью типового механизма детализации ЭКР параллельный учет, пользователи системы получили решение данной проблемы. Теперь с помощью стандартного бухгалтерского отчета у них появилась возможность в любой момент уточнить, какое учреждение, по какой статье ЭКР, в каком объеме получило финансирование (см. рис. 2).
Рис. 2. Отчет "Оборотно-сальдовая ведомость" (сверка финансирования)
Для получения сводной отчетности было предложено удобное и недорогое решение на основе программы "1С:Свод отчетов". Это решение позволяет быстро и эффективно вводить данные отчетов подведомственных учреждений, проверяя данные на наличие ошибок и контролируя все взаимоувязки и показатели в отчетных формах. Кроме того, имеется возможность дополнять список типовых отчетных форм новыми, необходимыми учреждению в силу специфики его деятельности.
Работы выполнены фирмой "ЭКОС"
тел. (8312) 72-88-24,
e-mail: ekosnn@mts-nn.ru
|