Содержание
Решение о проведении инвентаризации принимает собственник или от его имени администратор. Они могут поставить вопрос о подтверждении данных бухгалтерского учета или же выявлении имеющихся ценностей.
В первом случае речь идет о том, что должно быть, во втором, что есть. Когда-то ученые люди говорили о диалектике должного и сущего.
Документы
Инвентаризация предполагает использование разных документов, как уже заполненных, так и специально составляемых. Если инвентаризаторы ищут должное, они весь упор делают на сличительные ведомости. Неслучайно мы можем найти даже в некоторых нормативных документах их отождествление с инвентаризационными описями.
Если же инвентаризаторы ищут сущее, они заполняют инвентаризационную опись, а о сличительной ведомости почти не думают. Во-первых, если на предприятии ведется только стоимостной (суммовой) учет, то все, что надо - это переписать и расценить наличность. В таких случаях может быть только опись, ибо натурального (количественного) учета нет и сравнивать сущее с должным нельзя.
Иное дело, если в бухгалтерии или на складе ведется натуральный (количественный) или натурально-стоимостной (количественно-суммовой) учет. Тогда вопрос о выверке ассортимента проверяемых ценностей выдвигается на первый план.
Зачем делать инвентаризацию?
Работа хлопотливая, нервная. Последствия могут оказаться печальными. А люди должны ее делать. Причин много, но есть одна, иногда важная, - поймать обманщиков. В других случаях инвентаризация легко может превратиться в формальность.
Однако раз уж работа делается, надо, чтобы она получилась хорошо. А это в данном случае означает, что между людьми, заинтересованными в инвентаризации, должна быть разделена ответственность. Эти люди составляют три группы:
- те, кого проверяют - материально ответственные лица;
- те, кто проверяет - инвентаризаторы;
- те, для кого проверяют - это или сами собственники, или администраторы, действующие, как предполагается, но не совсем очевидно, в интересах собственников.
Разберем действия этих трех команд.
Кто принимает решение?
Решение всегда должен принимать собственник. Но если это большая компания, то рядовой собственник плохо понимает, что такое инвентаризация, и зачем ее нужно делать. Реальный собственник, конечно, понимает и требует, чтобы во время аудита была проведена инвентаризация. (Что наши аудиторы часто не делают.)
Администрация большей частью организует инвентаризацию, но весь ее пафос слишком часто направлен на экономию трудовых затрат. Действующие нормативные документы в определенной мере подыгрывают этому нездоровому желанию. Чтобы всем было хорошо, а именно: чтобы документы были оформлены правильно, максимально убедительно и главное оперативно, чтобы по каждой позиции в ходе работы результаты были выявлены тут же.
Но это скорее имитация дела, чем дело.
Поскольку у инвентаризационной комиссии уже сразу есть бланк сличительной ведомости с графами учетных и фактических данных, то у нее и у администраторов, ее назначивших, предполагаются две возможности:
- официальная - считается, что комиссия заполняет с натуры остатки, а потом бухгалтерия вносит учетные данные и выводит расхождения (недостачи/излишки);
- реально спровоцированная - поступают более "рационально": перед инвентаризацией бухгалтерия заполняет графы учетных остатков, и во время ее проведения к ним просто подставляют то, что кладовщики предъявляют в требуемых количествах. Конечно, в отдельных случаях фиксируют недостачи, но очень редко излишки.
И тут выясняется самое страшное.
Оказывается, можно вообще не делать инвентаризацию, а достаточно в соседней графе продублировать числа учетных данных. И так делают. Все чаще и чаще.
Но те, кто действительно заинтересован в настоящей работе, так поступать не станут. Они заставят инвентаризаторов просто переписать все фактически предъявленное имущество и представят его в инвентаризационной описи.
Бухгалтеры, в свою очередь, в сличительной ведомости проставят учетные данные, к которым потом впишут натурные показатели и выведут остатки.
Только в этом случае собственники могут быть более-менее убеждены, что работа была выполнена приемлемым образом.
Полезный совет
Мудрые инвентаризаторы с опытом работы часто поступают так. Приступая к своему прямому делу, они берут множество мешков и от каждого вида ценностей забирают сколько-то единиц (сколько, не знает никто), складывают их в мешки, которые пломбируют.
В результате никто, ни проверяемые, ни проверяющие, реальных остатков не знают.
После этого самые заинтересованные - работники склада, пересчитывают и переписывают в инвентаризационных описях фактические остатки, но без временно изъятых вещей. В это время бухгалтерия может приступить к заполнению сличительных ведомостей, записывая учетные данные, но эти сведения, пока часть ценностей опломбирована, не могут повлиять на ожидаемый результат.
И только когда натурные остатки будут сняты и дополнены данными из мешков, после снятия пломб, можно будет установить бесспорные точные фактические остатки и сопоставить их со сведениями сличительной ведомости.
Как сделать инвентаризационную работу более легкой и эффективной
Вместо таких авральных работ, которых требует проведение сплошной инвентаризации, возможно более простое решение. Каждый день один из сотрудников бухгалтерии, взяв сведения об учетных остатках, скажем, по трем наименованиям, проведет их сверку с фактическим наличием.
Это дисциплинирует разноску учетных данных и позволяет держать кладовщиков под постоянным контролем.
Инвентаризация и текущий учет
Если для бухгалтерии, так случается, инвентаризация становится несколько формальным мероприятием, то для хозяина, для того, кто следит за своим делом, инвентаризация часто становится будничным делом. Об этом мало кто знает, но те, кому надо знать - это знают.
Возьмем маленький магазин или ресторан. Современная практика показывает, что хозяин на первое число каждого месяца заставляет управляющего или, скажем, повара предоставить инвентаризационную опись натурных остатков в количественном выражении.
Бухгалтерия расценивает остатки по последним покупным ценам и выводит стоимостной остаток. (Это означает, что оценка остатка делается по методике ФИФО.)
Хозяин, понимая дело, устанавливает тождество не рубль в рубль, а интуитивно оценивает убедительность своих ожиданий с той стоимостной величиной остатка, которую ему представили. И если возникают недостачи, то он, хозяин, принимает их или нет на свой счет по своему усмотрению.
При этом хозяин исходит из того, что злоупотребление подотчетного лица имело место, но в пределах допустимого. Если же речь идет о потерях сверх ожиданий или, как говорил когда-то проф. Н.С. Помазков, о сверхъестественной убыли, то подотчетное лицо увольняется.
Это живая инвентаризация. О таких не пишут в инструкциях, но можно прочесть в нашем журнале.
Годовая инвентаризация
С тех пор, как появилась обязательная отчетность, возникло требование: реальность годового баланса должна быть подтверждена годовой инвентаризацией. Сейчас она предписана приказом Минфина от 13.06.1995 № 49, который требует, чтобы годовая инвентаризация была проведена не ранее 1 октября, то есть в течение последнего квартала до завершения отчетного года. Но приказ не оговаривает, идет ли речь о том, что инвентаризацию нужно проводить по всей фирме на один фиксируемый момент, или же ее можно растянуть по подразделениям фирмы, или даже по ассортименту. Конечно, для крупных фирм, чтобы не срывать цикл их постоянной работы, значительно лучше второе решение.
Тут могут возразить, что за счет "переброски" ценностей возникнут условия для сокрытия недостач. Однако при умелой организации контроля такие неблагоприятные факты вполне могут быть выявлены. И, наконец, законодатель фиксирует период инвентаризации, но не ее срок.
Итоги
Как и в любом деле, при инвентаризации решающее значение имеет заинтересованность в результате. Все группы лиц, имеющих отношение к ней, не очень любят, как говорили в старину, поднимать камни, под которыми спят змеи. Иными словами беда современной инвентаризации в том, что мало кто хочет знать правду и шуметь. Подлинные результаты администраторы слишком часто скрывают.