Содержание
- Основные особенности реестра операторов
- Порядок ведения реестра оператора ПДн
- Сроки исполнения государственной функции
- Требования к порядку исполнения государственной функции
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 30.01.2010 № 18 устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий Роскомнадзора и его территориальных органов с операторами, осуществляющими обработку персональных данных (далее - ПДн) при ведении реестра операторов.
С выходом данного документа прекратил свое действие приказ Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 28.03.2008 № 2008 № 154 (далее - Приказ № 15).
Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.
Форма уведомления утверждена приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 17.07.2008 № 08.
На сайте Роскомнадзора www.rsoc.ru предусмотрена возможность заполнения уведомления в электронном виде.
Заполненную форму уведомления необходимо распечатать, подписать у уполномоченного лица оператора и направить в территориальный орган Роскомнадзора.
На основании представленной информации сведения об операторе ПДн заносятся в реестр операторов. В апреле 2010 года количество операторов ПДн, зарегистрированных в реестре, превысило 100 000. Вместе с тем по оценкам ряда специалистов количество операторов, подлежащих регистрации в реестре, составляет от 5 до 7 млн.
В связи с этим многим субъектам предпринимательской деятельности следует более внимательно подойти к вопросу о необходимости направления сведений в Роскомнадзор для включения в реестр ПДн.
Напомним, что ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, предусмотрена статьей 19.7 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц - от 300 до 500 руб.; на юридических лиц - от 3 000 до 5 000 руб.
Основные особенности реестра операторов
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 30.01.2010 № 18 устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий Роскомнадзора и его территориальных органов с операторами, осуществляющими обработку персональных данных (далее - ПДн) при ведении реестра операторов.
С выходом данного документа прекратил свое действие приказ Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 28.03.2008 № 2008 № 154 (далее - Приказ № 15).
Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 27.06.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.
Форма уведомления утверждена приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 17.07.2008 № 08.
На сайте Роскомнадзора www.rsoc.ru предусмотрена возможность заполнения уведомления в электронном виде.
Заполненную форму уведомления необходимо распечатать, подписать у уполномоченного лица оператора и направить в территориальный орган Роскомнадзора.
На основании представленной информации сведения об операторе ПДн заносятся в реестр операторов. В апреле 2010 года количество операторов ПДн, зарегистрированных в реестре, превысило 100 000. Вместе с тем по оценкам ряда специалистов количество операторов, подлежащих регистрации в реестре, составляет от 5 до 7 млн.
В связи с этим многим субъектам предпринимательской деятельности следует более внимательно подойти к вопросу о необходимости направления сведений в Роскомнадзор для включения в реестр ПДн.
Напомним, что ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, предусмотрена статьей 19.7 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц - от 300 до 500 руб.; на юридических лиц - от 3 000 до 5 000 руб.
Порядок ведения реестра оператора ПДн
В соответствии с рассматриваемым регламентом к административным процедурам, связанным с исполнением полномочий по ведению реестра операторов, относятся:
- внесение сведений об операторе в реестр;
- изменение сведений об операторе в реестре;
- исключение сведений об операторе в реестре;
- предоставление выписки из реестра.
Исполнение государственной функции может быть связано:
- с обращением заявителя, которым является оператор ПДн, т. е. государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку ПДн, а также определяющее цели и содержание обработки ПДн в части внесения, изменения и исключения сведений;
- с обращением любого заинтересованного лица - в части предоставления выписки из реестра.
Сведения из реестра размещаются на сайте Роскомнадзора в течение 3-х дней с даты подписания приказа о внесении, изменении или исключении сведений. Напомним, что в реестре содержатся следующие сведения об операторах ПДн:
- регистрационный номер;
- наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;
- адреса филиалов (представительств) оператора, осуществляющих обработку персональных данных (при наличии);
- дата направления уведомления;
- цель обработки ПДн;
- категории ПДн;
- категории субъектов, ПДн которых обрабатываются;
- правовое основание обработки ПДн;
- перечень действий с ПДн, общее описание используемых оператором способов обработки ПДн;
- описание мер, которые оператор обязуется осуществлять при обработке персональных данных, по обеспечению безопасности ПДн при их обработке;
- дата начала обработки ПДн;
- срок или условие прекращения обработки ПДн;
- дата и основание внесения сведений об операторе в реестр;
- дата и основание внесения изменения в сведения об операторе в реестр;
- дата и основание исключения сведений об операторе из реестра.
Напомним, что сведения, содержащиеся в реестре операторов, за исключением сведений о средствах обеспечения безопасности персональных данных при их обработке, являются общедоступными.
Сроки исполнения государственной функции
Анализируя регламент, следует отметить, что в документе максимально четко определены сроки исполнения государственной функции по ведению реестра операторов. Так общий срок внесения сведения об операторе в реестр, а также срок изменения и исключения сведения из реестра составляет 15 дней, т. е. сокращены в 2 раза по сравнению со сроками, ранее установленными Приказом № 154.
В том числе в регламенте конкретизировано, что:
- внесение уведомления в систему "Персональные данные" ЕИС должно осуществляться не позднее дня, следующего за днем регистрации уведомления;
- уведомление в центральный аппарат Роскомнадзора для включения в проект приказа о внесении сведений об операторе в реестр подлежит направлению не позднее 5 дней с момента присвоения уведомлению регистрационного номера;
- проект приказа о внесении/изменении/исключении сведений об операторе ПДн в реестр должен быть подготовлен сотрудником центрального аппарата Роскомнадзора в срок не позднее 5 дней с момента направления уведомления в центральный аппарат.
Если представлены неполные или недостоверные сведения, то оператору ПДн направляется запрос об уточнении предоставленных сведений в срок не позднее дня, следующего за днем его регистрации.
В свою очередь, оператор обязан представить уточняющие данные в течение 7 дней с даты получения запроса. Если же данные в течение 30 дней так и не поступят в уполномоченный орган, то ранее представленное уведомление возвращается оператору без внесения сведений о нем в реестр.
Дополнительно необходимо обратить внимание, что регламентом установлен срок предоставления выписки из реестра - не позднее 5 дней с даты поступления запроса от заинтересованного лица, в котором указано наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество физического лица) и почтовый адрес юридического (физического) лица.
Данный срок по сравнению с существовавшим ранее порядком сокращен в 6 раз (ранее он составлял 30 дней).
Требования к порядку исполнения государственной функции
Утвержденным административным регламентом определены правила исполнения государственной функции. В частности, в утвержденном документе приведена информация о способах и порядке размещения информации о правилах исполнения государственной функции, место нахождения центрального аппарата Роскомнадзора, график (режим) работы, официальный адрес сайта и т. п. Кроме того, пунктом 12 рассматриваемого регламента определен порядок информирования о правилах исполнения государственной функции, а также приведены основания для отказа в рассмотрении обращения.
В первую очередь, необходимо обратить внимание на обязательные требования к порядку оформления запроса. В регламенте определено, что для рассмотрения обращения по существу в запросе необходимо указать в отношении оператора ПДн - юридического лица - наименование (с указанием организационно-правовой формы) и почтовый адрес, а в отношении физического лица - фамилию и почтовый адрес.
Также следует отметить, что обращение по существу не подлежит рассмотрению в следующих случаях:
- в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- текст обращения не поддается прочтению;
- в обращении содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу. Напомним, что срок подготовки ответа ограничен и составляет 30 дней.
В завершение стоит отметить, что в разделах IV и V регламента установлен порядок и формы контроля за исполнением государственной функции, а также порядок обжалования действий (бездействий) должностных лиц. В частности, стоит отметить, что заявитель вправе обратиться в Роскомнадзор устно в ходе личного приема или письменно с обращением (жалобой, заявлением) на решения, действия (бездействие) должностных лиц Роскомнадзора. Такое обращение подлежит рассмотрению в течение 30 дней с момента его регистрации, при этом срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней.
Таким образом, с учетом принятия нового документа Роскомнадзора основные процедуры и сроки в части исполнения государственной функции по ведению реестра операторов максимально четко регламентированы.
От редакции. С целью оказания практической помощи при организации и проведении мероприятий по защите персональных данных фирмой "1С" выпущено методическое пособие "Обеспечение защиты персональных данных" (+CD). Свяжитесь с партнером "1С", который обслуживает Вашу организацию, и сделайте заказ, сообщив ему код книги (4601546075239). Список партнеров уточняйте на сайте www.1c.ru в разделе "Купить 1С:Предприятие" или по телефону отдела продаж: (495) 737-92-57.