Порядок определения сопоставимости долговых обязательств по критериям объемов и обеспечения для целей учета расходов в виде процентов по долговым обязательствам может быть установлен в учетной политике организации для целей налогообложения, считают в налоговой службе (письмо ФНС России от 19.05.2009 № 3-2-13/74).
Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения (абз. 2 п.1 ст. 269 НК РФ). То есть, условия выдачи долговых обязательств могут быть определены как сопоставимые при соблюдении всех четырех критериев одновременно: та же валюта, те же сроки, сопоставимые объемы и аналогичные обеспечения. Следовательно, делают вывод работники налоговой службы, налогоплательщик не вправе определять сопоставимость условий выдачи/получения долговых обязательств только по нескольким критериям, выбранным им из четырех вышеприведенных. Соответственно, неправомерен и выбор разных групп критериев по различным видам долговых обязательств (например, по процентам по РЕПО - валюта и объемы, по процентам по депозитам юридических лиц - валюта, сроки, объемы).
Налогоплательщик не вправе также вводить иные критерии сопоставимости долговых обязательств, не поименованные в абзаце 2 пункта 1 статьи 269 НК РФ (подробнее о критериях сопоставимости читайте здесь).
В связи с тем, что в НК РФ нет определения терминов "сопоставимые объемы" и "аналогичные обеспечения", ФНС России рекомендует налогоплательщикам самостоятельно организовать систему налогового учета и установить в своей учетной политике, заявленной до начала налогового периода, порядок определения сопоставимости по критериям объемов и обеспечений, руководствуясь абзацем 5 статьи 313 НК РФ.
Порядок налогового учета отдельных хозяйственных операций и/или объектов корректируется в случае изменения налогового законодательства или применяемых методов учета (абз. 6 ст. 313 НК РФ).
При этом ФНС России справедливо отметила, что вносить изменения в учетную политику "заранее" (то есть, до момента, когда изменения НК РФ вступят в силу), нельзя. И тут же сделала весьма спорный вывод о том, что если изменения налогового законодательства распространяются на прошедший период (например, вступивший в силу с 01.01.2009 закон распространяется на правоотношения, возникшие, допустим, с 01.01.2008), то налогоплательщику следует внести соответствующие изменения и в учетную политику прошлых лет (в нашем примере - в учетную политику на 2008 год). Ведь статья 313 НК РФ не содержит норм, прямо указывающих на такую возможность (необходимость).