ФНС РФ в своем письме от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ предписала налоговым органам исключить формальные подходы при выявлении необоснованной налоговой выгоды в ходе налоговых проверок.
Ведомство указывает, что необоснованная налоговая выгода должна подтверждаться фактами согласованности действий налогоплательщика и подконтрольных ему контрагентов, а также нереальности операций по поставке товаров, работ или услуг.
В случае отсутствия доказательств подконтрольности контрагентов налоговым органам предписано искать подтверждение того, что налогоплательщик недобросовестно подошел к выбору контрагента, и выявлять обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении операций контрагентом (по первому звену).
При этом оценивать обоснованность выбора контрагента проверяемым налогоплательщиком необходимо на основе комплекса факторов.
Так, в частности, необходимо выяснить, отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики выбора партнеров, каким образом оценивались условия сделки, их коммерческая привлекательность, деловая репутация контрагента, его платежеспособность, риск неисполнения им обязательств, наличие у него необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.
В письме также отмечается, что налоговыми органами в качестве самостоятельного основания для возложения негативных последствий на налогоплательщика не могут приводиться признаки недобросовестности контрагентов второго и последующих звеньев цепочки перечисления денежных средств по выпискам банков.
Кроме того, ФНС напоминает, что в делах о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды налоговый контроль должен проводиться в рамках предпроверочного анализа, камеральных и выездных налоговых проверок. Акт налоговой проверки при этом должен отражать все доказательства, свидетельствующие о получении необоснованной налоговой выгоды.