Недавно Президент РФ подписал новый Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Принятия этого документа, надо сказать, ожидали достаточно давно. Закон вступит в силу в течение 30 дней с момента его официального опубликования, за исключением отдельных положений. Изменений и новшеств, содержащихся в новом законе о банкротстве, довольно много. Расскажем о некоторых из них.
Несколько изменились признаки банкротства юридического лица. Как и прежде, юридическое лицо может быть признано банкротом, если оно неспособно удовлетворить требования кредиторов и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда указанные обязательства должны были быть исполнены. Однако их размер, по достижению которого юридическое лицо может быть признано банкротом, изменился. Раньше задолженность юридического лица должна была быть не менее 500 МРОТ (50 тысяч рублей - из расчета, что 1 МРОТ равен 100 рублям). Теперь для признания юридического лица банкротом необходимо, чтобы его задолженность перед кредиторами и/или по обязательным платежам была более 100 тысяч рублей, что в два раза больше, чем ранее. Таким образом, можно констатировать, что в отношении юридических лиц условия банкротства стали более либеральными.
Конкретизирована норма, определяющая, в каких случаях обязательства должника считаются установленными. Теперь таковыми признаются только те обязательства, которые определены судом в порядке, предусмотренным законом о банкротстве.
В частности, в соответствии с положениями нового закона о банкротстве для предъявления конкурсным кредитором в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом необходимо, во-первых, решение суда либо третейского суда, подтверждающего денежные требования конкурсного кредитора, а во-вторых, доказательства истечения 30 дней с момента обращения конкурсного кредитора в службу судебных приставов. Раньше подобных требований в законе о банкротстве не содержалось. Более того, обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в соответствии с положениями старого закона о банкротстве было возможно также на основании документов, свидетельствующих о признании должником своих требований.
Отметим, что теперь в число процедур банкротства помимо наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства и мирового соглашения включена новая процедура - финансовое оздоровление. Указанная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. В ходе финансового оздоровления управление предприятием-должником осуществляется его органами управления с определенными ограничениями, установленными законом о банкротстве, и административным управляющим.
Отметим, что новый закон о банкротстве стал в большей степени защищать интересы бюджета (государства). В частности, теперь уполномоченные органы (представители бюджета и государства как кредитора) стали полноправными участниками собрания кредиторов. По старому закону о банкротстве представители бюджета участвовали с правом голоса только в первом собрании кредиторов. Кроме этого, теперь решение о заключении мирового соглашения принимается не только конкурсными кредиторами (как было ранее), но в том числе и уполномоченными органами (представителями бюджета и государства как кредитора).
В новом законе о банкротстве закреплено положение, согласно которому реестр требований кредиторов может вести не только арбитражный управляющий (как было ранее), но также и реестродержатель, в качестве которого может выступать профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
Изменились требования, которые предъявляет закон к арбитражным управляющим. Наиболее существенными изменениями является, во-первых, требование об обязательном членстве арбитражного управляющего в одной из саморегулируемых организаций, и, во-вторых, требование об обязательном страховании ответственности арбитражного управляющего.
Несколько слов о внешнем управлении. В соответствии с положениями нового закона о банкротстве расширен перечень мер по восстановлению платежеспособности должника, реализуемых в ходе внешнего управления. В частности, добавлены три новые меры: увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц, размещение дополнительных обыкновенных акций должника и замещение активов должника, то есть создание на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ.
Отметим еще одно существенное новшество. Теперь заявление о банкротстве может подписывать не только руководитель юридического лица (должника либо кредитора - в зависимости от того, кто подает такое заявление), как было ранее, но также и представитель по доверенности, при условии, что в этой доверенности прямо оговорено полномочие на подписание заявления о признании должника банкротом.
В соответствии с положениями нового закона о банкротстве увеличено число категорий юридических лиц (за счет двух новых категорий), банкротство которых проводится с определенными особенностями. В частности, особая процедура банкротства теперь также предусмотрена для стратегических (оборонных) предприятий и субъектов естественных монополий. Отметим, что в отношении банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса в настоящее время действует отдельный закон. Однако с момента вступления в силу соответствующего раздела нового закона о банкротстве, указанный закон (закон о банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса) утратит силу. Сразу оговоримся, что указанный раздел нового закона о банкротстве, то есть раздел, посвященный банкротству субъектов естественных монополий, вступает в силу с 1 января 2005 года.