Минфин России считает, что долговые обязательства, полученные от юридических и физических лиц, не могут признаваться долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, а значит, расходы по ним в виде процентов следует признавать в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона от 28.11.2008 № 224-ФЗ (письмо Минфина России от 21.04.2009 № 03-03-06/1/268).
Расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях (п. 1 ст. 269 НК РФ).
По мнению финансистов (которое они, впрочем, в письме не обосновывают), долговые обязательства, полученные от юридических и физических лиц, не признаются долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях. Из чего делают вывод, что по таким долговым обязательствам, предельную величину процентов, признаваемых расходом, необходимо определять исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза (при оформлении долгового обязательства в рублях), и равной 22 % - по долговым обязательствам в иностранной валюте. То есть в порядке, установленном статьей Федерального закона от 28.11.2008 № 224-ФЗ на период с 01.09.2008 по 31.12.2009 (период приостановления действия абзаца 4 пункта 1 статьи 269 НК РФ).
Вообще тема определения критериев сопоставимости долговых обязательств с момента введения последней редакции статьи 269 НК РФ и по сию пору является предметом дискуссий и споров налогоплательщиков с налоговыми органами. Минфин России и раньше считал, что сопоставимость можно определять лишь по долговым обязательствам, выданным банками и прочими кредитными организациями (письмо Минфина России от 10.06.2008 № 03-03-06/1/357 и др.). Подробно эта тема (с обзором существующей арбитражной практики) была освещена в материале, размещенном здесь.